Спектакль «Карты 1: Пики», показанный на Чеховском фестивале, это первая часть театральной тетралогии знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа. Следующие три спектакля, как нетрудно догадаться, будут называться по трем оставшимся карточным мастям.
«Пики» посвящены все же человеческим страстям и, видимо, игре вообще – игре случая, человеческой прихоти и даже провидения. В мозаичном сюжете (он вместе с диалогами создавался режиссером совместно с актерами прямо на репетициях) есть и настоящий игрок, проигравшийся в Лас-Вегасе в пух и прах. Но рядом возникают вроде бы параллельные истории: молодоженов, приехавших в центр азартных увеселений, проститутки, латиноамериканской уборщицы, боящейся обратиться к врачу, т.к. она нелегальная иммигрантка, и даже солдат, заглянувших на «курорт» во время своей краткой увольнительной. Границы блестящего Лас Вегаса, где люди с шиком прожигают свои жизни, оказываются весьма зыбки, совсем рядом идет подготовка к Иракской войне, где на карту будут поставлены уже не финансы, а попросту жизни.
Человеческие истории пересекаются, едва касаясь друг друга, но вместе создают тревожный, драматичный и почти что метафизический фон современного бытия. Фон, составленный из множества маленьких «адов», и «гражданских», и армейских, где всех ожидают непредсказуемые повороты судьбы, всем так или иначе приходится унижаться, прогибаться слабому под сильного, зависеть от прихотей провидения.
Виртуозное умение Лепажа соединить осколки в глубокое и содержательное целое, создать мощную сценическую полифонию мы уже успели увидеть в его спектаклях прошлых лет. И «Обратная сторона Луны», где скучная жизнь обывателя сплеталась с дерзкой космической мечтой, и, в особенности, грандиозный девятичасовой «Липсинк» – это были встречи с невероятно свободным и гармоничным театральным сочинителем. Лепаж не переставал удивлять нас своим уникальным свойством – сочетать безупречную композиционную стройность и серьезную мысль с вольной фантазией, создающей впечатление импровизации.
В этом смысле «Карты 1: Пики» выглядят скромнее и даже утилитарнее. И сами истории, вполне убедительные, и их мозаичное расположение оставляют ощущение всего лишь ловкого ремесла. Но само ремесло впечатляет, в том числе и ремесло игрока в карты, ибо стройное, рациональное построение действия навевает-таки мысль о карточной игре, и, скорее всего, имеет ее в виду. Здесь режиссер обживает не сценическую коробку, но круглую арену, напоминающую рулетку или карточный стол (недаром в Москве спектакль игрался в помещении Цирка на Цветном бульваре).
Сценограф Жан Азель придумывает трансформирующуюся площадку, из «недр» которой волшебным образом появляются любые места действия и любые персонажи. На разных уровнях глубины возникают игорные залы и гостиничные номера, казармы, бассейны и даже рельефы пустыни Невада. В спектакле заняты всего шесть артистов, которые играют около тридцати ролей, притом на трех европейских языках. Уже сам пластический эффект от разнообразия расположений предметов и фигур в пространстве способен заворожить. Визуальная магия этого спектакля, пожалуй, будет посильнее его содержательной стороны. Равно как и способность всего шести актеров канадской театральной компании Ex Machina преобразиться в тридцать разных персонажей.
«Пики» посвящены все же человеческим страстям и, видимо, игре вообще – игре случая, человеческой прихоти и даже провидения. В мозаичном сюжете (он вместе с диалогами создавался режиссером совместно с актерами прямо на репетициях) есть и настоящий игрок, проигравшийся в Лас-Вегасе в пух и прах. Но рядом возникают вроде бы параллельные истории: молодоженов, приехавших в центр азартных увеселений, проститутки, латиноамериканской уборщицы, боящейся обратиться к врачу, т.к. она нелегальная иммигрантка, и даже солдат, заглянувших на «курорт» во время своей краткой увольнительной. Границы блестящего Лас Вегаса, где люди с шиком прожигают свои жизни, оказываются весьма зыбки, совсем рядом идет подготовка к Иракской войне, где на карту будут поставлены уже не финансы, а попросту жизни.
Человеческие истории пересекаются, едва касаясь друг друга, но вместе создают тревожный, драматичный и почти что метафизический фон современного бытия. Фон, составленный из множества маленьких «адов», и «гражданских», и армейских, где всех ожидают непредсказуемые повороты судьбы, всем так или иначе приходится унижаться, прогибаться слабому под сильного, зависеть от прихотей провидения.
Виртуозное умение Лепажа соединить осколки в глубокое и содержательное целое, создать мощную сценическую полифонию мы уже успели увидеть в его спектаклях прошлых лет. И «Обратная сторона Луны», где скучная жизнь обывателя сплеталась с дерзкой космической мечтой, и, в особенности, грандиозный девятичасовой «Липсинк» – это были встречи с невероятно свободным и гармоничным театральным сочинителем. Лепаж не переставал удивлять нас своим уникальным свойством – сочетать безупречную композиционную стройность и серьезную мысль с вольной фантазией, создающей впечатление импровизации.
В этом смысле «Карты 1: Пики» выглядят скромнее и даже утилитарнее. И сами истории, вполне убедительные, и их мозаичное расположение оставляют ощущение всего лишь ловкого ремесла. Но само ремесло впечатляет, в том числе и ремесло игрока в карты, ибо стройное, рациональное построение действия навевает-таки мысль о карточной игре, и, скорее всего, имеет ее в виду. Здесь режиссер обживает не сценическую коробку, но круглую арену, напоминающую рулетку или карточный стол (недаром в Москве спектакль игрался в помещении Цирка на Цветном бульваре).
Сценограф Жан Азель придумывает трансформирующуюся площадку, из «недр» которой волшебным образом появляются любые места действия и любые персонажи. На разных уровнях глубины возникают игорные залы и гостиничные номера, казармы, бассейны и даже рельефы пустыни Невада. В спектакле заняты всего шесть артистов, которые играют около тридцати ролей, притом на трех европейских языках. Уже сам пластический эффект от разнообразия расположений предметов и фигур в пространстве способен заворожить. Визуальная магия этого спектакля, пожалуй, будет посильнее его содержательной стороны. Равно как и способность всего шести актеров канадской театральной компании Ex Machina преобразиться в тридцать разных персонажей.