Финита ля комедия

В столице завершился театральный сезон. Каким он вам запомнится? На вопрос «Театрала» отвечают гости номера

 

Интонация времени


Казалось, еще вчера разгорались дискуссии о будущей жизни Театра Гоголя и Театра Ермоловой, БДТ и Театра на Таганке, но вот пролетел сезон – настало время подводить итоги.

Жизнь меняется стремительно. Вслед за ней торопится театр. На этом фоне как-то особенно участились разговоры о кризисе репертуарной системы. И не раз в устах знаменитых артистов звучал строгий вердикт: «Репертуарная система себя изжила!»

В самом деле, когда худрук выстраивает афишу по советскому принципу, как слоеный пирог (русская классика, зарубежная мелодрама, кассовая комедия, детский спектакль), – это все чаще выглядит старомодно. Если к тому же сделано скучными руками и в театре нет успеха, то худрука снимают, а на его место приходит молодой режиссер, ставит свои два спектакля в год, а в остальное время… работает в других регионах с другими артистами, поскольку это приносит солидный доход. Творчество режиссера растворяется в общей театральной каше. И получается, что ни один, ни другой вариант не гарантируют успешного развития театра.

«Нам нужен западный опыт», – настаивают некоторые эксперты, не подозревая, видимо, что на Западе уничтожение репертуарного театра привело к катастрофе (так случилось, например, в Италии и частично – в Англии).

В таком случае есть ли выход? Как театральным деятелям, наследникам Станиславского, стать успешными и современными, если простым репертуарным ходом ничего не решить? Слоеный пирог русского психологического театра заветрился и потерял вкус…

Об этом говорят давно. Но вдруг нынешний сезон (в котором громких премьер было значительно больше, чем в предыдущие годы) показал, что в репертуарном театре никакого кризиса нет и у него прекрасное будущее. А формула успеха оказалась простой: дело в том, что многие режиссеры уловили интонацию времени. Такая интонация звучала прежде в спектаклях Товстоногова, Эфроса, Любимова и Васильева, звучит она и сейчас – в постановках Женовача, Туминаса, Бутусова, Каменьковича, Карбаускиса…

В спектакле Дмитрия Егорова по пьесе Володина «С любимыми не расставайтесь» (Барнаульский ТЮЗ) действие происходит в наши дни. Пойман точный образ времени: героиня меняет статусы на страничке Вконтакте. Графа «замужем» превращается в «не замужем», из фотоальбома удаляются фотографии свадьбы и общих друзей, уничтожаются сообщения от бывшего мужа. Фактически мы видим смерть человека собственными глазами.

Но дело все же не в Интернете, а в том, что театр освежил взгляд на привычные вещи, заговорил с современными интонациями.

А вот пример другого рода. Закрывшийся на ремонт Екатеринбургский ТЮЗ придумал социальный проект «Театр у школьной доски». На протяжении сезона артисты играли русскую классику в школах. Причем для постановок избирались «сложные» произведения Достоевского, Толстого, Лермонтова. В итоге столь нелюбимая «Песнь про купца Калашникова» стала едва ли не самым желанным спектаклем, поскольку школьники с интересом узнали, что в ней два молодых человека бьются из-за девушки.

На той же волне «современных интонаций» большую популярность получили режиссерские лаборатории и читки пьес, эскизы спектаклей и постановки вне театрального пространства, в которых действие фактически рождается на наших глазах. И если этот вектор сохранится, театр станет тотальным, освежив свои репертуарные принципы, разговоры о кризисе исчезнут на всегда.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также