Никакой аттестации не будет!

 
Прежде всего, хочу сказать: творческим работникам предстоит не аттестация, а переизбрание, и это, заметьте, совсем разные вещи. Аттестация выявляет уровень квалификации сотрудников, то есть по ее результатам можно судить о профпригодности работника. А избрание или неизбрание свидетельствуют лишь о востребованности того или иного артиста в текущем или перспективном репертуаре конкретного театра. Очевидно, что иногда и прекрасный артист долгое время ничего не играет, и это не связано с чьим-то злым умыслом, просто этот артист не совпадает с творческими планами театра.

Каждый из нас знает десятки примеров, когда очень хорошие артисты годами ничего не делали. В советские времена актер был привязан к своему театру, страх расстаться с ним был очень сильным, мало кому хватало мужества самому покинуть театральный коллектив. И так проходили годы мучительного бездействия, а вполне возможно, что у этого артиста судьба в другом театре могла бы сложиться по-другому.

Сегодня ситуация изменилась, артисты более свободны и независимы, они с легкостью переходят из одного театра в другой. И, по-моему, это прекрасно. Я сейчас говорю о молодых артистах, которым процедура переизбрания поможет понять перспективы своего существования в том или ином театре. Должен обратить внимание на то, что процедуру переизбрания не проходят те, кто заключил с театром срочный договор (на срок от 1 года до 5 лет), и те, кто заключил договор на неопределенный срок (бессрочный договор) менее 5 лет назад. Ну и конечно, беременные, женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет. И еще важная деталь: руководитель театра имеет право заключить с артистом (в том числе и неизбранным на новый срок) без проведения конкурса срочный трудовой договор на срок до 5 лет.

Вроде бы ничего страшного переизбрание не несет, и надо приветствовать то, что у театра появилась возможность отбирать в труппу тех артистов, которые точно нужны. Но меня мучает самый главный вопрос: а судьи кто? Предполагается, что решение будет принимать комиссия, в состав которой войдут представители самого театра, его учредители, учредители общественных организаций (профсоюзов, СТД РФ, других творческих союзов и т.д.)

Но я убежден, что никто, кроме художественного руководителя и главного режиссера, не может судить и знать, какой артист нужен, а какой – нет. Не могут чиновники департаментов культуры или министерств культуры, даже самые уважаемые и самые компетентные, выступать в роли таких судей или экспертов, назовите, как хотите. Только человек, формирующий репертуар, определяющий стратегию театра, отвечающий за развитие театра, может решать вопрос о дальнейшем пребывании артиста в труппе.

И что еще меня по-настоящему волнует – это судьба наших ветеранов. Собственно говоря, мы понимаем, что именно они, пожилые артисты, в основном и работают на бессрочных договорах, и именно они составляют так называемый «актерский балласт», о котором так любят говорить чиновники от культуры. Мне хочется посоветовать быть осторожнее в своих формулировках, ведь речь идет о живых людях, о тех преданных служителях театра, которые посвятили сцене жизнь. И опять же, хочу повторить, только худрук может принять это трудное решение – расстаться с артистом. И дальше продумать, как позаботиться о нем. Каждый театр сам решает, как поддержать своих стариков.

Конечно, в идеале их надо занимать в спектаклях, как это делает Римас Туминас в Театре им. Евг. Вахтангова, Миндаугас Карбаускис в Театре им. Маяковского, Валерий Фокин в Александринке и многие другие театральные руководители. И когда ты видишь этих артистов на сцене, то становится очевидно: этот «балласт» составляют блистательные мастера, которые еще могут работать и с которыми связана слава отечественного театра.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также