Когда номер готовился к печати, на площади перед Большим театром проходил пикет в защиту Николая Цискаридзе. Дело в том, что администрация ГАБТа не намерена продлевать контракт с премьером балетной труппы. Причиной для столь строгой меры стала критика по отношению к руководству театра, которую допустил Цискаридзе в своих интервью. «Театрал» поинтересовался у деятелей культуры, должен ли Николай Цискаридзе отстаивать свои права, чтобы вернуться в ГАБТ?
Алексей КОРТНЕВ, музыкант:
– На нынешний день репутация Цискаридзе гораздо выше репутации Большого театра, и это связано с чередой последних скандальных событий. Понятно, что в театре творятся недопустимые вещи. Поэтому, на мой взгляд, Николай Цискаридзе может считать себя абсолютно свободным от каких-либо обязательств перед Большим театром и тем более перед его администрацией. Я бы на его месте не думая покинул это заведение.
Анастасия ВОЛОЧКОВА, экс-прима Большого театра:
– Если Коля считает нужным отстаивать свои права, то он должен помнить, что силы неравны. Когда я десять лет назад незаконно была уволена Иксановым из Большого театра, то нашла в себе силы и мужество подать на него в суд и выиграть этот процесс. Впрочем, Иксанов все равно не восстановил меня в труппе, начал мстить и больше я не станцевала ни одного балетного спектакля на сцене Большого театра. Вопрос в том, какие цели преследует сам Николай. У него достаточно возможностей танцевать на лучших сценах мира. Мне кажется, он не должен об этом забывать. А если и возвращаться в Большой театр, то уж в должности директора.
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель «Школы современной пьесы»:
– Вопрос непростой. Я очень хорошо отношусь к Николаю, он творческий, замечательный человек. И заведомо плохо отношусь к руководству Большого театра. Но если театр в лице руководителя не хочет иметь дела с артистом, то артист должен уйти, даже если это вопиющая несправедливость. Если выбирать между Цискаридзе и Иксановым, то для меня выбор очевиден – я поддерживаю Цискаридзе, потому что он большой художник.
Гарри БАРДИН, художник-аниматор:
– Возвращаться в театр, который его гнобит? Какой смысл? Знаете, у Александра Гельмана есть стихотворение в прозе: «Когда-то я любил ходить туда, где меня не любили. Мне интересно было посмотреть им в глаза. А сейчас я не люблю ходить туда, где меня не любят». Это стоит помнить и Коле Цискаридзе. Я, кстати, ему позвонил, поддержал. Сказал, что он независим и талантлив, поэтому вокруг него скопилось столько злобы. Он доказал всем, что по праву занимает свое место под солнцем и уж точно не останется без работы. Танцовщика Николая Цискаридзе будут помнить, а его гонители канут в лету, как будто их не было.