Право на роль

Почему в театрах испугались поправок к Трудовому кодексу

 
Для руководителей театров нет сегодня темы более острой, чем предстоящая реформа трудовых отношений. Суть такова: отныне каждые пять лет артистам надлежит проходить комиссию, где будет решаться, насколько тот или иной человек востребован в репертуаре. Если востребованность равна нулю, то артиста могут уволить.

Отметим, что эти нововведения касаются лишь тех артистов, с которыми заключен бессрочный трудовой договор, и не относится к артистам-срочникам или, например, к худрукам, поскольку они тоже работают на срочных трудовых договорах (кроме того, законодательством предусмотрена возможность расторжения договора с руководителем театра без объяснения причин). В театральных кругах эти поправки получили название «аттестация актеров», однако понятие аттестации есть в Трудовом кодексе и сейчас. И некоторые театры, в особенности музыкальные, имеют такую практику – прощаются с артистами по итогам аттестации. Иными словами, если балерина не крутит 32 фуэте, то она не соответствует должности.

Как свое право на работу в театре будут доказывать драматические артисты и какие плюсы и минусы несут эти нововведения? На вопросы «Театрала» отвечает заместитель председателя СТД Геннадий СМИРНОВ.

– Геннадий Александрович, давайте сразу разъясним, о каких «нововведениях» идет речь…

– Речь идет о поправках к Трудовому кодексу. Журналисты прозвали эти изменения «аттестацией». Однако к аттестации это отношения не имеет. Реформа вообще не для того задумывалась.

Что такое аттестация? Это проверка соответствия работника занимаемой должности, проверка его квалификации. Провести аттестацию можно было и без внесения изменений в Трудовой кодекс (сегодня она предусмотрена в статье 82). После внесения изменений в Трудовой кодекс это будет называться процедурой переизбрания на должность. Она не предполагает никаких оценок квалификации: соответствует человек должности или не соответствует. Речь идет о востребованности артиста в данном, конкретном театре в текущем и в перспективном репертуаре. Если таковая имеется, артист будет избран на новый срок. Если, по мнению конкурсной комиссии и по мнению художественного руководителя, артист не занят и не будет занят, то его не избирают на новый срок. Но это вовсе не значит, что он плохой артист. Может быть, в другом театре он найдет себя и сыграет свои лучшие роли.

– Как будут формироваться такие комиссии?

– Туда войдут руководители самого театра, представители СТД, профсоюза, а также представители учредителя театра – это Управление либо Министерство культуры.

– Кто будет участвовать в конкурсе?

– В Трудовом кодексе есть перечень должностей, которые относятся к творческим профессиям. Они заняты подготовкой, выпуском, прокатом спектаклей. Туда входят драматические артисты, артисты оркестра, режиссеры-постановщики, художники-постановщики. Полный их список можно посмотреть в Трудовом кодексе.

Я подчеркну: речь идет только лишь о тех работниках театра, с которыми заключен бессрочный трудовой договор. Вот они-то и будут выдвигаться на конкурс один раз в пять лет.

Кроме того, в конкурсе не будут участвовать беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет. В конкурсе не будут участвовать и люди, которым до пенсии осталось 2–3 года. Вообще к процедуре переизбрания нужно относиться спокойно, поскольку она отражает специфику профессии. Сегодня это уже предусмотрено для профессорско-преподавательского состава, спортсменов и тренеров, для работников религиозных организаций.

– Когда такие «процедуры переизбрания» начнутся?

– Как только поправки к Трудовому кодексу будут приняты Госдумой, подписаны президентом и опубликованы в «Российской газете». Через шесть месяцев после опубликования они вступят в силу, а затем в течение одного года (то есть через полтора года после их принятия) все, кто 5 или 10 лет назад заключил трудовой договор на неопределенный срок, в течение года должны будут пройти переизбрание.

Те, кто заключил договор 3 года назад, будут ждать еще 2 года. Те, кто заключил договор год назад, будут ждать 4 года. Но я думаю, что принятие этого закона через какое-то время приведет к тому, что все творческие работники будут работать на срочных договорах. Это и является его целью.

– У любого дела есть свои плюсы и минуты. О плюсах вы уже рассказали, а в чем минусы?

– Я могу только сказать, что спички очень полезная вещь. Можно костер развести, сигарету прикурить, а можно и пожар устроить. Точно так же и закон. Любой закон можно использовать для решения каких-то неблаговидных задач. Некоторые считают, что теперь можно будет безнаказанно сводить счеты. Однако действующее законодательство непорядочному руководителю и сегодня не мешает это делать. Можно преследовать актера, заставлять его сидеть в театре по 8 часов в день, наказывать за опоздания, за курение в неположенном месте. Да мало ли к чему можно придраться!

Но я не знаю людей, которые ждут этот закон для того, чтобы свести с кем-либо счеты. Ну нет таких руководителей, которые будут увольнять успешного артиста, который занят в репертуаре, даже если он не очень «удобный» человек.

– Актер не прошел конкурс, считает это решение несправедливым. Может ли он его обжаловать?

– Пожаловаться можно только в суд. Если суд увидит, что нарушена процедура (например, человека не предупредили за два месяца, не дали ознакомиться с решением), то суд может восстановить его на работе.

– Почему же вокруг закона, призванного урегулировать трудовые отношения, столько шума?

– Я думаю, что любое изменение порождает страхи. Они продиктованы тем, что у нас в обществе не сформировалось доверия к государству. Бытует мнение, будто государство что-то «придумывает» только для того, чтобы нам было хуже. Никто не ждет, что положение улучшится. Я думаю, только из-за этого. Поверьте, СТД все это держит на контроле. Мы постараемся, чтобы подзаконные акты, положение о переизбрании, которые будут приниматься позже, находились в поле зрения СТД и его региональных отделений. Мы это дело на самотек не пустим.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также