«Мы выжили потому, что боролись за правду»

«Театрал» продолжает рассказ о жизни русских театров стран СНГ

 
– Причина была проста: в труппе появились артисты, которые захотели сами руководить, – говорит Михаил Резникович. – Они и спровоцировали скандал, а власть, не разобравшись в сути раздора, встала на их сторону, и меня на время отстранили от должности. Для нашего театра наступило средневековье. Но мы выжили, потому что боролись за правду. Конфликт удалось разрешить, и через год меня наградили орденом «За заслуги» II степени. Его я получил из рук президента Виктора Ющенко. Тем самым руководство страны признало мою правоту.

И действительно, за пятьдесят лет моей театральной жизни я не встречал такого коллектива, который стал бы продуктивно развиваться после того, как его возглавили артисты. Каждый должен заниматься своим делом – тем, в чем он истинный профессионал.

– Какова обстановка в труппе сегодня?

– Вполне благоприятная для творчества, но нам есть над чем работать. Великий Николай Павлович Акимов однажды заметил: «Театру, достигшему совершенства, уже ничем не поможешь».

– А чего вашему театру не хватает для совершенства?

– Актерского мастерства. Оно заметно упало во многих театрах в последнее время. И объяснение этому я вижу в том, что артисту очень сложно существовать в современном ритме. Особенно если речь идет о классике. Порой он не может четко выговорить слово, проглатывает окончания, в результате чего возникает скороговорка, теряются мысли и чувства.

– Но тут уже с вас спрос: вы ведь должны с этим бороться…

– Мы и боремся. Создали, например, Профессиональную студию молодых актеров, в которую принимаем самых способных выпускников театральных вузов. С ними проводятся занятия по сценической речи, движению, они участвуют в спектаклях нашего театра, и позже кто-то из них переходит в основной состав труппы.

– Михаил Юрьевич, а то, что вы играете русскую классику да еще и на русском языке, не привело к потере зрителя, как это произошло в театрах бывших советских республик?

– Такой проблемы у нас нет. В Киеве русский язык понимают все. И театр наш любят. Доказательство тому – аншлаги, с которыми идут спектакли. Причем у нас три сцены, и по выходным работает каждая из них.

На государственном уровне отношение к нам нормальное. В свое время, без малого двадцать лет назад, президент Кучма присвоил театру статус «национальный», и мы получаем финансирование от государства.

Правда, в рамках Украины существует

проблема острейшего этнического национализма, и закрывать глаза на это нельзя.

– В чем это проявляется?

– Очень просто. Если бы наш театр был украинский, а не «русский национальный», то и спонсоры у нас были бы серьезнее. Например, нам трудно поехать на гастроли в Россию (нужны большие средства). Но, как ни парадоксально, гораздо легче съездить в Германию, поскольку там нас берут на полное финансовое обеспечение.

– Как вы считаете, чем ваш театр отличается от других русских театров?

– У нас существует практика постановки спектаклей, основанных на самостоятельных работах наших студийцев. Например, показали артисты несколько инсценировок рассказов Чехова, мы отобрали лучшие и создали на Новой сцене спектакль «Тысяча и одна страсть, или Мелочи жизни», который третий сезон идет с успехом. А главным образом мы стараемся сохранить традиции русского психологического театра. И пока я здесь, будьте уверены, традиции не исчезнут.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также