Театр. Драмы и трагедии

Какие проблемы сопутствовали российской сцене в завершившемся сезоне

 
В идеале театральный сезон должен оставлять по себе исключительно «впечатления изящного» (выражение В.Г.Белинского). То есть воспоминания о спектаклях, которые более всего впечатлили. Но последние по времени театральные годы складывались так, что собственно произведения театрального искусства вытесняются в нашем сознании со скандалами, и нынешний сезон стал своеобразным пиком напряжения.
Меры Департамента культуры Москвы по оптимизации деятельности столичных театров именно в сезоне 2012–2013 обрели решительный характер, реальные очертания и неизбежный шумный общественный резонанс.

Снятые и назначенные


Ребрендинг Театра им. Ермоловой и Театра им. Гоголя прошли с разной степенью конфликтности, но в результате оба коллектива теперь совсем не те, что были раньше.

Олег Меньшиков возглавил Ермоловский театр весьма «спокойно»: его назначение не вызвало никаких противоречий в труппе. Сезон был открыт в обновленных интерьерах, одна за другой вышли премьеры, самая заметная из которых – «Портрет Дориана Грея», где нашлось применение не только самому Меньшикову, но и экс-худруку Владимиру Андрееву. В здании на Тверской, наконец, «стало жить лучше, стало жить веселее», хотя громких творческих успехов здесь пока что нет. Но общий вектор движения обещает переход количества в качество.

Зато Кирилл Серебренников в Театре им. Гоголя (теперь это «Гоголь-центр») взял с места в карьер. Его приход на должность худрука вызвал ярое сопротивление части артистов – вплоть до уличных демонстраций. Но Серебренников упорно шел к цели, которую видел вполне отчетливо. Театр у Курского вокзала стал крупным культурным центром. У него в одночасье изменилось внутреннее пространство, появилось множество спектаклей и музыкальных программ – словом, в этот уголок Москвы пришла совершенно новая жизнь в тех форматах, которые Кирилл Серебренников развивал прежде на «Винзаводе».

Причем слухи о том, что «Гоголь-центр» станет исключительно проектной площадкой, на которой великому русскому психологическому театру придет «капут», оказались сильно преувеличенными. Начав с переноса в новое помещение спектаклей своих студийцев, худрук в очень скором времени насытил афишу самыми разными премьерами. Выпущена «Елка у Ивановых», где ученики Серебренникова и артисты бывшего Театра им. Гоголя весьма интересно взаимодействуют друг с другом. Состоялась обещанная трилогия по мотивам великих европейских киносценариев, где тоже нашлось место и «старым», и «новым» актерам.

В поисках лидера


Впрочем, ребрендинг – это всего лишь часть сложного процесса, происходящего в крупных театрах страны. Не менее остро в этом сезоне встала проблема легендарных театров, оставшихся без своих прославленных лидеров.

Весной должность худрука легендарного БДТ им. Товстоногова оставил Темур Чхеидзе. И Министерство культуры, проявив неожиданную смелость, назначило на этот пост Андрея Могучего, одного из ярчайших представителей современного театра. Природа театральности Могучего совершенно иная, чем та, к которой привыкли в БДТ, где многие годы отчаянно пытались сохранить то, что в принципе сохранять невозможно, т.е. «традиции великого Товстоногова». Кажется, мы начинаем, наконец, понимать, что жизнеспособность метода – это принадлежность исключительно его носителя, с уходом которого попытки «клонирования» оборачиваются консервацией и неизбежным упадком. Желая сохранить театральный организм живым, необходимо доверить его новому, талантливому художнику. Причем это единственный способ не только не угробить бренд, но и обеспечить ему дальнейший успех и дальнейшее развитие.

По-прежнему проблемным театром является легендарная «Таганка». Два года назад Юрий Любимов покинул ее после конфликта с собственной труппой. Непосильную ношу руководства взвалил на себя Валерий Золотухин. Он честно пытался что-то делать, спасал бренд, но недавно Золотухина не стало, и остался театр с плохо управляемой труппой, с растерянными художественными ориентирами. Тогда Департамент культуры Москвы рискнул привести туда молодую команду выпускников Школы театрального лидера во главе с молодым, активно экспериментирующим режиссером Дмитрием Волкостреловым. Нет, сценические опыты Волкострелова решительно ничем не напоминают театр Любимова, а скорее носят противоположный ему характер. Но важно, что есть опыты, есть энергия поиска, которые сами по себе могут вывести «Таганку» из застоя, обеспечить ей движение.

Провокаторы и консерваторы




В нынешнем сезоне гораздо резче и отчетливее, чем раньше, обозначился процесс смены театральных поколений. Меняются и ориентиры, и приоритеты. Провокативный политический спектакль режиссера Константина Богомолова «Идеальный муж» в МХТ расколол театральное сообщество на восторженных апологетов и непримиримых противников. Но при всех случаях «Идеальный муж» стал одним из самых заметных событий завершающегося сезона. А талантливый спектакль Римаса Туминаса «Евгений Онегин» в Театре им. Вахтангова, где пушкинский роман превратился в настоящую сценическую поэму, где легендарные вахтанговские «старики», знаменитое среднее поколение и набирающая очки молодежь играют с одинаковым вдохновением, стал одной из вершин этого сезона. Вершина – и «Добрый человек из Сезуана», глубокий и трагический спектакль режиссера Юрия Бутусова в Театре Пушкина, обогативший не только российскую традицию постановок Брехта, но, видимо, и мировую. В спектакле Малого театра «Село Степанчиково и его обитатели» артист Василий Бочкарев феерически играет Фому Опискина. Это именно тот случай, когда надо идти в театр затем, чтобы увидеть игру большого артиста. Смены театральных векторов, по счастью, не отменяют таланта, воображения и энергии – качеств, без которых любое движение попросту бессмысленно.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также