Самый популярный драматург сезона
Бертольт Брехт
«Добрый человек из Сезуана» (Театр Пушкина)
«Страх и нищета в Третьей империи» («Табакерка»)
«Господин Пунтила и его слуга Матти» (Театр Маяковского)
«Карьера Артура Уи» (Театр киноактера)
«Добрый человек из Сычуани» (Театр на Фонтанке, СПб)
«Святая Иоанна» (Саратовский ТЮЗ)
Одна из тенденций сезона – мода на политический театр, поскольку пьесы Брехта ярче других раскрывают природу социальных конфликтов.
Тренд сезона
Стремление режиссеров к театральной публицистике – разговору на злободневные социальные темы, о протестных настроениях, отношениях с властью:
«Идеальный муж» (МХТ им. Чехова)
«Идиоты» («Гоголь-центр»)
«Алиса и государство» (Центр Мейерхольда)
«Враг народа» (Театр Маяковского)
«Антитела» («Балтийский дом», СПб)
Прощание сезона
Спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», в котором Валентин Гафт и Александр Филиппенко в жанре сатирического памфлета рассуждали о недавнем советском прошлом, о влиянии сталинизма и победах демократии, покинул подмостки «Современника». Валентин Гафт считает, что в формате репертуарного театра «спектакль свою задачу выполнил».
Трагедии сезона
Большой театр оказался в центре сразу нескольких скандалов.
Под занавес сезона Главное управление МВД выявило хищение 90 млн. рублей, выделенных на реконструкцию театра.
Руководство театра отказалось продлевать контракт с Николаем Цискаридзе, который не раз выступал в СМИ с конструктивной критикой дирекции ГАБТа.
Следствие по делу о нападении на худрука балета Сергея Филина обрастает новыми подробностями. В частности, Николай Цискаридзе сообщил, что между Филиным и организовавшим на него нападение Павлом Дмитриченко противостояние нарастало давно: «На собраниях он не раз выражал свое недовольство тем, как распределяются гранты и выходные».
Прима-балерина Светлана Лунькина, живущая ныне в Канаде, заявила в СМИ, что ее «выживали из коллектива», поскольку руководство отдавало ее роль дочери крупного предпринимателя. С аналогичными заявлениями выступила Анастасия Волочкова.
Западные СМИ написали о теневой стороне жизни Большого театра – о продаже так называемых «черных билетов», которые продают перекупщики, неформально сотрудничающие с администрацией театра и завышающие цену в десятки раз.
Парадокс сезона
Коллективное письмо артистов Театра на Таганке к Сергею Капкову с просьбой вернуть в театр Юрия Любимова вызвало удивление не только в театральном сообществе. Удивило оно и Юрия Любимова. На внезапное предложение сотрудничества он ответил отказом.
Новые имена сезона
Режиссер Габриэлла Туминайте Дочь Римаса Туминаса успешно дебютировала на столичных подмостках – спектаклем «Эмилия Галотти» («Современник»)
Драматург Люба Стрижак. Имя вчерашней студентки СПБГАТИ оказалось у всех на слуху, поскольку пьеса «Кеды» (история о неприкаянном хипстере) одновременно появилась в московской «Практике» и петербургском «Этюд-театре». И теперь Стрижак стала одним из штатных драматургов «Гоголь-центра».
Дарья Урсуляк. Студентка ВТУ им. Щукина с блеском сыграла на большой сцене Театра Вахтангова в бенефисном спектакле Владимира Этуша «Окаемовы дни».
Надежда сезона
Открывшаяся вторая сцена Александринского театра построена за три года, при этом строителям удалось сэкономить 18 млн. рублей. «Александринка-2»будет работать как современная театральная площадка, представляющая режиссеру самые невероятные творческие возможности для постановки спектаклей и перформансов с использованием медиатехнологий. Худрука второй Александринки объявят вначале сезона.
Худруки столицы
Еще два года назад средний возраст худрука в столичных театрах составлял 67,5 лет. Теперь эта цифра заметно «помолодела», поскольку в целом ряде театров сменилось руководство.

Родился в 1960 году. Работал в Малом театре, Театре Советской армии и Театре Ермоловой. В 1995 году организовал театральную компанию «Товарищество 814». В 2008 году поставил моноспектакль «1900» на сцене Театра им. Моссовета. В апреле 2012 года назначен худруком Театра Ермоловой. Самая громкая премьера – «Портрет Дориана Грея» Уайльда.

Родился в 1969 году. Окончил физфак Ростовского университета. Работал в МХТ, «Табакерке», «Современнике», Мариинке, Большом театре и др. Снял фильмы, завоевавшие награды престижных кинофестивалей. С 2008 года ведет курс в Школе-студии МХАТ, из которого к выпускному 2012 году вырос проект «Седьмая студия». В августе 2012 года назначен худруком Театра Гоголя, объявив принципиально новый курс его развития. Благодаря этому Театр Гоголя («Гоголь-центр») стал крупным центром современного искусства.

Родился в 1974 году. Окончил Иркутское театральное училище и заочно театральное училище Щукина, работал в Магаданском и Камчатском театрах. В 1998 году основал театр-студию в Иркутске. Широко известен как драматург (пьеса «Кислород» поставлена во многих странах мира), режиссер, автор оригинальных творческих проектов. С апреля 2013 года возглавляет театр «Практика».

Родился в 1972 году. Окончил Музыкальную академию Литвы и режиссерский факультет РАТИ. Работал в театре-студии п/р Олега Табакова, в МХТ и в РАМТе. С мая 2011 года – худрук Театра Маяковского, на сцене которого поставил спектакли «Таланты и поклонники» Островского, «Господин Пунтила и его слуга Матти» Брехта, «Август: графство Осейдж» (совместно с Гиртсом Эцисом).

Родился в 1973 году. В 1994 году окончил Школу-студию МХАТ. С 1993 года работает в Театре под руководством Олега Табакова, играл в спектаклях МХТ, а также в антрепризе. 2 марта 2013 года назначен художественным руководителем Московского областного дома искусств.

Родился в 1972 году. В 1993 году окончил Школу-студию МХАТ. С 1996 года работает режиссером в Театре Пушкина. Преподает в Школе-студии МХАТ. В 2007 году стал помощником худрука МХТ. В 2010 году назначен художественным руководителем Театра Пушкина, на сцене которого поставил десять спектаклей.

Родился в 1982 году. Окончил Московский университет культуры и искусств (МГУКИ), а также Петербургскую академию театрального искусства (курс Додина). В 2006-2007 годах работал в МДТ-Театре Европы. В 2011 году создал и возглавил в Петербурге «Театр Post». В мае 2013 года представлен труппе Театра на Таганке как режиссер – главный куратор масштабного проекта, посвященного 50-летию театра.