Андрей Бильжо

«Бывает, что не можешь остаться дома»

 

Мы встретились с Андреем Бильжо, художником, создателем знаменитого Петровича и совладельцем одноименного клуба, в «Петровиче» в день похорон Анны Политковской, с которых Андрей приехал за полчаса до начала презентации книги о забытом кино 90-х.
– Вы должны были представлять сегодня новую кинопрограмму клуба «Петрович»...

– Нет. Это не кинопрограмма. Просто клуб «Петрович» довольно часто предоставляет свои услуги, например, помещение и еду, культурным проектам, презентации книги или какого-то культурного явления. И сегодня Лара Малюкова – кинообозреватель «Новой газеты» – представляет свою замечательную книгу, посвященную забытому кино 90-х. Она сделала, на мой взгляд, великое дело: подняла материалы и реанимировала кино 90-х. Ведь когда мы рождаемся, мы не знаем, в какое время попадем. И талантливые люди – актеры, режиссеры, сценаристы – в 90-е оказались в некоем безвременье. Но все равно делали хорошее кино. Только его никто не видел тогда, потому что не было рекламы и никто не вешал постеры размером в маленькую Бельгию над дорогами. И часть фильмов осталась забытой и невостребованной. А фильмы были замечательные. Например, «Игла», «Облако Рай», «Окраина» – фильмы потрясающие, на мой взгляд. И эта презентация – это скорее ближе к научной конференции. Мы решили не переносить ничего в связи с похоронами, на которых многие были, кто к нам сюда придет сегодня. Так что это будет не увеселительное мероприятие, а рабочая конференция, которая и начнется, и закончится поминовением. Да и судьба людей, о которых эта книга, она... так все тут закольцовано. Все эти трагические судьбы в этой жутко неблагодарной стране.

– А поменяться что-то может?

– Вряд ли.

– Зачем тогда все? Зачем клуб «Петрович», презентации?

– Ну как-то надо что-то делать и действовать, хотя бы для того, чтобы себя чем-то занимать, развлекать...

– То есть для себя только?

– Для меня, для моих друзей, знакомых. Ведь то, чем я занимаюсь, хоть и в иронической форме, но имеет отношение к социальным вещам. Часто случается то, от чего ты не можешь быть в стороне, и тогда ты туда идешь. И хотя я себе в какой-то момент сказал, что я не хожу больше ни на какие митинги, но бывают случаи, когда ты не можешь остаться дома. У тебя возникает какая-то физиологическая потребность – как у животного – прибиться к своим, к своей стае, в хорошем смысле этого слова. Тебе нужно увидеть этих людей, услышать их, увидеть, что ты не один, кто так чувствует. И ты идешь тогда. Я когда-то придумал такую формулу для себя, что я не столько политический, сколько социальный человек. Меня волнует грязный подъезд, хотя это чушь собачья и не нужно про это думать, а нужно заниматься картинами, книгами, ресторанами, писать, о чем хочешь. Но как-то не получается. Может, это нормально... Не знаю.

[%7365%]– Вы с самого начала – совладелец клуба «Петрович». Как вам удается находить время, чтобы тянуть всю административно-хозяйственную часть работы и при этом заниматься картинами, картинками, колонками?

– А я этим не занимаюсь. Я не занимаюсь делами. У нас есть директор. У нас есть доверенные лица. Они ведут все дела. Если говорить театральным языком, то я здесь – арт-директор, главный режиссер клуба. Ведь ресторан и клуб очень похож на театр. Даже в терминологии, которая пошла еще с советских времен. В ресторане есть кулисы – это то, что отделяет кухню от зала. И так же, как в театре, у нас есть зал. И у нас, естественно, есть кухня – как и в любом театре, своя кухня есть. К нам приходят зрители, они же клиенты. А официанты – это как бы постоянные актеры. Но здесь, в клубе, мне кажется, больше возможностей, чем в театре, потому что здесь мы можем воздействовать на все пять чувств. Я, когда придумывал это, хотел, чтобы все было очень театрально. И наше пространство – это одновременно и галерея: вот висят картинки, художественные объекты; у нас есть сцена, на которой часто выступают драматические артисты. Мы ставим какие-то праздники, и я тогда выступаю как режиссер или как сорежиссер. Иногда я выступаю как ведущий или соведущий. СамХу, который я придумал и я веду. СамХу – это вечера художественной самодеятельности в клубе «Путешественник», там я импровизирую, а на сцену может выйти любой человек из зала и сделать то, что он хочет и любит, а если приходит профессиональный артист, то он не может делать то, чем зарабатывает деньги. То есть танцор не может танцевать на СамХу, но может петь. В этом идея.

– Ваш клуб хотя и находится в самом центре, но словно спрятан в этих дворах, и, если не знать, что он здесь находится, можно запросто пройти мимо... К вам ходит только ваша публика? Та самая своя стая?

– И да, и нет. Суббота у нас – довольно открытый день, дискотека, приходит много незнакомых мне людей, много молодежи. Но все равно, если мы перейдем на язык животных, которых я очень люблю, а часто люблю больше, чем людей, бывают и чужаки. Но придуманная еще в 97 году карточная система, дизайн и атмосфера клуба позволяют отсеять людей, которые понимают, о чем идет речь, на уровне взгляда и мимики, – от агрессивных жлобов, дураков и идиотов. И для меня это повод для гордости, потому что, если я перечислю фамилии театральных людей, которые ходят к нам постоянно, это займет несколько страниц. Здесь выступает Юрский и поет Макаревич – и совсем не те песни, к которым все привыкли, здесь два из трех вечеров в Москве провел Дэвид Копперфильд. Посмотрите на фотографии – кого здесь только нет. И Меньшиков здесь что-то отмечал, и Миронов.

– То есть сюда приходят, когда хочется просто хорошо посидеть, да?

– Да. Мы не очень об этом говорим, о наших звездных завсегдатаях, потому что мы не хотим людей с улицы. Ведь звезды здесь сидят без пиджаков. И знают, что их не будут доставать поклонники. Это было одной из главных позиций, когда создавался клуб: ироничное отношение к себе и к окружающим, доброта и домашняя обстановка.

– Это удается держать?

– Да. Пока – да.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Сергей Пугачев: «Haute couture с подиума на сцену»

    Театр всегда являлся зеркалом нашей жизни, частью, которой давно является мода. Мода – это часть искусства, поэтому две эти сферы часто тесно соприкасаются и оказывают друг на друга влияние. Безусловно, мода и театр очень близки. ...
  • Ты себя накручиваешь

    Певица Мариам Мерабова готовится к выходу на сцену. Закулисье церемонии «Звезда Театрала»-2019 Недавно в рамках спецпроекта «Театрала» «Стиль жизни» мы рассказывали о нюансах театрального дресс-кода. ...
  • «Качественный продукт не может быть дешевым»

    Приятным сюрпризом для гостей премии «Звезда Театрала», состоявшейся в декабре в Театре им. Вахтангова, стал многоярусный торт, созданный мастерами семейной кондитерской Cheese it! Bakery в честь 15-летия нашего журнала. О секретах сладкого бизнеса мы попросили рассказать соучредителя этой кондитерской Антона КУРЫШЕВА. ...
  • Выход в свет

    Фото: Татьяна Мордвинова  Строгого дресс-кода сегодня нет даже в Большом. И такая демократичность понятна: грамотный зритель идет в театр, прежде всего, за смыслами, вопрос: «Что надеть?», в этой ситуации отодвигается на второй план. ...
Читайте также