Спектакль для наших бабушек

 
Мария Аронова – начальница пансиона.

В Театре им. Евг. Вахтангова поставили «Мадемуазель Нитуш». Актеры поют в микрофон, поскольку их вокальные возможности не столь велики. Но зрители довольны. Мило, весело. И все-таки возникает вопрос: а всегда ли этого достаточно?
Наш зритель любит оперетту. Хотя режиссер Владимир Иванов (он же – один из авторов «фантазии» по мотивам оперетты Эрве) поставил водевиль. Что это изменило? Стало проще и более соответствует возможностям актеров театра, которые поют все не так, как это могли бы сделать опереточные актеры. У каждого из исполнителей – маленький микрофончик, усиливающий звук, что, впрочем, никому не помогает. Поэтому музыкальная часть зрелища сильно хромает. Ее не спасает даже живой оркестр, исполняющий музыку Эрве, Россини и французских композиторов. Но дело даже не в этом. Мы готовы простить драматическому театру мелкие недостатки, если бы в самом зрелище было бы что-то волнующее, покоряющее, тот дух театра, который рождается в энергии игры и превращений. Здесь же все мило, чуть наивно, добродушно, мягкий юмор, неострые шуточки, забавный сюжетец, славные герои. Но все же, все же… Все это чуть старомодно, начиная от декораций, включая исполнение ролей и заканчивая общим пафосом этого зрелища.

Декорации (художник Борис Валуев) выполнены в стиле «бутафорского реализма». Они изображают конкретное место действия (пансион «Небесные ласточки», закулисную часть театра, казармы драгунского эскадрона), но настолько грубы, приблизительны, что не создают ни образа, ни настроения.

В исполнении не достает юмора, иронии, формы. Ну, нельзя же без иронии изображать благовоспитанных девиц из пансиона «Небесные ласточки», которых отличает покорность, добродетельность, наивность и прочие «святые» качества. Ведь надо же, чтобы во всем этом была изюминка, острота, шарм. Чтобы мы могли улыбнуться, восхитившись блеском исполнения. Здесь же юмора чуть-чуть, он почти не заметен и получается пресно.

Пресно выглядит и центральная роль Денизы. Но не от того, что у актрисы Нонны Гришаевой не хватает таланта. Нет, она очень обаятельна, подвижна, но режиссер не задал ей форму существования. И получается аморфно, не слишком выразительно, без блеска. То же самое можно сказать и о роли Селестена Александра Олешко. Уж тут-то надо было постараться. Ведь Селестен – двуликое существо, он и благочестивый хормейстер в монастырском пансионе, он и автор веселенькой легкомысленной оперетты. Его двойное существование дает массу поводов для интересной, острой игры и превращений. Но острой игры и превращений нет.

В спектакле есть единственная роль, на которой и держится все зрелище. Это начальница пансиона в исполнении Марии Ароновой. Безусловное комедийное обаяние актрисы, ее способность к бурлескной игре делают свое дело. Она выходит вперед, и каждое ее появление на сцене сопровождается бурей оваций в зрительном зале.

А вообще в связи с «Мадемуазель Нитуш» в вахтанговском театре почему-то вспоминается старый телевизионный фильм «Небесные ласточки» с Андреем Мироновым в роли Селестена. Вот это была игра, вот это были превращения, вот это был юмор!

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем «Репертуаре…»

    Под занавес года Библиотека искусств (РГБИ) совместно с Национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургской театральной библиотекой (СПбГТБ) выпустила второй том масштабного библиографического указателя «Репертуар русской драмы» (всего запланировано 5 томов). ...
Читайте также