«За всех любивших нас, за всех, кого мы, идиоты, не оценили…»

 
Студенты 4-го курса Театрального института имени Б. Щукина сыграли в учебном театре свой дипломный спектакль «И.А. Бунин. В Москве».

В основу спектакля режиссер и художественный руководитель курса Кирилл Пирогов положил три рассказа – «Ида», «В одной знакомой улице» и «Чистый понедельник». Невесомая, яркая бунинская проза обретает здесь достойное воплощение – стучат каблуки, лица застилает табачный дым, а шампанское никогда не заканчивается. И, конечно, танцуют – много и с упоением.

Во многом действие спектакля построено на движении – страстные вальсы возлюбленных, развеселые пляски в кабаках, пластические этюды главной героини «Чистого понедельника». То, чего не могут передать «дурацкие человеческие слова», передает пластика.

Искрящееся обаяние молодости, когда «жизнь, как степь, пуста и велика», чувствуется в каждой сцене. Тут очевидна заслуга молодых артистов – мастерски присвоив себе многослойный и экспрессивный бунинский текст, они органично существуют в этой полусказочной Москве, где всегда снег, где все женщины красивы, а в кабаках всегда шумно и весело.

До начала спектакля может показаться, что все действие будет своего рода «переработкой» и объединит в себе все три произведения. Однако уже после затемнения зритель понимает, что повествование ведется близко к тексту и по каждому рассказу отдельно. Объединяет их лишь тема: искренняя, всеобъемлющая любовь, способная как стать смыслом жизни, так и лишить его вовсе.

Начинается спектакль с рассказа «Ида», который сразу определяет общий тон всей постановки: предлагает зрителю и улыбнуться, и с замиранием сердца наблюдать за любовной линией героев. Композитор (Виктор Трайбер), угощая приятелей, Георгия Ивановича (Андрей Попов) и Сергея Васильевича (Сергей Васильев) в Большом Московском, рассказывает им историю, которая случилась с его «знакомым» три года назад на второй день Рождества. На самом деле, конечно, этот таинственный «знакомый» – он сам. Таким образом, зрителю открывается рассказ в рассказе, позволяющий наблюдать за ходом истории, иногда прерываясь на пораженные комментарии трех товарищей, завтракающих розовой семгой с рюмкой в руке.

Жуткое молчание, которое следует после мучительного признания Иды (Варвара Бочкова), обыгрывается в постановке совершенно неожиданно. Герои сливаются в вальсе и кружатся под снегопадом, что образует невероятно красивую сцену. А когда в финале три товарища затягивают жалобное, похожее на звериный вой «Ура» – медленно нарастающий с самого начала трагизм достигает своего пика.

Гаснет свет и голос режиссера Кирилла Пирогова начинает читать стихотворение Якова Полонского «Затворница» – поэту был посвящен рассказ Ивана Бунина «В одной знакомой улице». В этот момент на занавес проецируется небольшой мультфильм, созданный специально для спектакля. Перформанс становится мостиком, который лирично соединяет зрителя с третьей частью постановки.

Быстро сменив свой внешний вид, Илья Павлов, которого мы уже видели в «Иде» в роли услужающего, предстает в совершенно другом образе в «Чистом понедельнике».
Молодой человек проживает историю своей непростой любви и потери: возлюбленная (Соня Лукиных) покидает его и становится монахиней.

«Материал сложный», – признается Кирилл Пирогов. «Мы сочиняли вместе с ребятами. Как сделать драматическую вязь, ведь сюжета как такового нет… Больше всего бились с над тем, чтобы это стало театром. Это уже другой язык».

«Когда мы писали инсценировку, пытались себе вообразить, в какие годы это могло произойти, связывали события с жизнью Бунина», – дополняет исполнитель роли Композитора Виктор Трайбер. «У нас расписаны точные даты, места. Нам нужна эта точность, чтобы понимать, что и о чем мы играем».

Спектакль этот, конечно, о любви: любви болезненной и счастливой, горячей и спокойной. Это попытка постигнуть и объяснить самое важное чувство, которое есть в нашей жизни…


Поделиться в социальных сетях:




Разыгрываем билеты на ламповый творческий вечер Александры Урсуляк!

Переходите в наш Telegram и участвуйте!