«Репетиции Петра Фоменко буду помнить всю жизнь»

Зрители номинируют Нонну Гришаеву на "Звезду Театрала-2014"

 

– Раньше я годами ждала, когда режиссер предложит мне новую роль. Такова специфика любого репертуарного театра. Но теперь, пустившись в свободное плавание, я могу, наконец, делать то, о чем мечтала, – говорит Нонна Гришаева, которая недавно сыграла Гелену в «Варшавской мелодии» и уже успела завоевать внимание зрителей. По числу откликов работа попала в лонг-лист премии «Звезда Театрала-2014» (голосование начнется в июне).
 – Нонна, странно получается: театральной публике вы известны как драматическая актриса, но открываешь энциклопедию, там написано: комедиантка…
– Да, а еще часто называют клоунессой. Раз смешу людей, значит, клоунесса. От этого никуда не деться. Пусть называют, как хотят. Театральные зрители знают меня как драматическую актрису. Многие плачут на спектакле «Варшавская мелодия». Вот вам и клоунесса!

…Я давно мечтала сыграть Гелену в «Варшавской мелодии». Ведь я поющая актриса. Но в репертуарном театре множество планов, и работу можно ждать годами. Но в какой-то момент махнула рукой. И решила осуществить эту постановку сама.

Сначала в Одессе как благотворительный проект в помощь Одесскому ТЮЗу. Сейчас продолжаю прилетать в Одессу раз в месяц и играть спектакль, чтобы поддержать театр финансово. А в июне состоялась премьера и в Москве, но уже с другим партнером (здесь Виктора играет Дмитрий Исаев. – «Т»).
Теперь мы играем спектакль в Москве и в других городах. Хочется покатать его по стране, по миру, чтобы люди увидели и прочувствовали эту замечательную пьесу Леонида Зорина. Слава Богу, настал момент, когда я сама могу решать, что буду играть и с кем. Наверстываю упущенное.

Любопытно, что непосредственно саму премьеру мы играли на Вахтанговской сцене. Никогда не забуду, как после спектакля в гримерке открылась дверь и на пороге стояла Юлия Константиновна Борисова. Оказывается, она пришла специально, чтобы меня поддержать, хотя, по ее признанию, никогда не смотрит свои роли в чужом исполнении. Я бесконечно благодарна ей за поддержку.

– Вас поддержали и зрители. Пришло множество откликов и работа попадет в лонг-лист премии «Звезда Театрала». А вообще «внешняя» оценка важна для вас?
– Когда номинируют – это, конечно, приятно. Значит, мечтала не зря. Это дает силы. Я ведь прочувствовала свою Гелену каждой клеточкой, поэтому спорила с режиссером Сергеем Дубровиным: «Нет, в этой сцене так поступить она не может» – «Откуда ты знаешь?» – «Я ее чувствую».

Зато в области композиции всего спектакля я дала ему карт-бланш. Например, он замечательно придумал, что в финале моя героиня должна петь песню Анны Герман «Последняя встреча».

Еще одна оценка для меня очень важна. Мечтаю позвать на спектакль автора этой пьесы Леонида Зорина, но очень волнуюсь.  Недавно в Одессе драматург Семен Злотников был у нас на спектакле, сказал: «Вы обязательно позовите Зорина. Ему понравится. Я шел на ваш спектакль, нервничал, а ухожу на взлете».

Камертоном спектакля звучит фраза вашей героини: «Певица – это не только голос». И, судя по всему, фраза выстраданная…
– Да, я хотела сделать акцент на актерской судьбе.  Конечно, все, что происходит в реальной жизни, становится питательной почвой для ролей. Кто знает, не случись в моей жизни столько трудностей, может быть, моя Геля была бы иной.

– Принято считать, что в театральном мире многое зависит от воли случая.  Помните моменты счастливого стечения обстоятельств?
– Репетиции с Петром Фоменко я буду помнить всю жизнь. Я вводилась в оба его спектакля «Пиковая дама» и «Без вины виноватые», и поэтому репетировала с ним один на один. Это была фантастика. В своем кабинете он говорил тихо, практически шепотом, глядя глаза в глаза. Рассказывал мне, какая она, моя Лиза. Я смотрела изумленно: откуда этот седой пожилой мужчина так точно знает и чувствует Лизу, девушку 17 лет? Поразительно. Он мне говорил такие тонкие, абсолютно точные вещи, которые мужчина знать не может. А вот он знал. До сих пор это для меня загадка. Обе работы мои любимейшие – и Лиза и Шелавина в спектакле «Без вины виноватые».

Говорят, мастерство режиссера состоит в умении выигрышно подать актера?
– Петр Наумович как художник умел создать такую палитру артисту, так смешать краски, что успех был гарантирован. Он вместе с тобой выстраивал роль – тонко, грациозно, со множеством нюансов. Я много ходила в его «Мастерскую», смотрела спектакли, продолжая у него учиться. Петр Наумович великий.

А сегодня кто из театральных режиссеров мог бы добавить красок в вашу палитру? Кто вам интересен?
– Туминас, конечно! Кто еще? Константин Райкин мой режиссер. Театральные эксперименты Юрия Бутусова и Кирилла Серебренникова очень мне интересны.

– Вы называете Туминаса, а между тем, ушли из театра именно при нем…
– Не совпадаем пока. Но надежда меня не покидает. Я смотрела «Евгения Онегина» и думала: вот бы Римас Владимирович и Татьяну сделал в двух возрастных ипостасях... Ох, как бы я сыграла ее на балу!

С Туминасом вы работали только один раз в спектакле «Ревизор» в постановке 2002 года, поиграли и дочку и даже маму…
– Когда заболела актриса, играющая маму, он не захотел вводить человека, который не участвовал в создании спектакля с самого начала. Боялся разрушить ансамбль. И решил меня из роли дочери (я играла эту роль на пару с другой актрисой) перевести в маму.

Сейчас Театр Вахтангова переживает свое второе рождение. Римас Туминас поднял театр на такую высоту!

На премьере «Евгения Онегина» я была вместе со своей 17-летней дочерью. Она потом мне сказала: «Мама, я даже не представляла себе всей глубины «Евгения Онегина», когда читала!» Увиденное было мощнее, чем прочитанное. Очень ценно, когда спектакль открывает классический текст, словно заново. Для меня поворот головы и жест актера были значительнее, чем сам этот гениальный текст, что удивительно. Выход Татьяны Лариной со скамейкой был сильнее, чем текст ее письма к Онегину. А Татьяна на качелях… У Пушкина свои кульминации истории, а у Туминаса свои. Я всегда прихожу на его спектакли с внутренним трепетом. Знаю, что будет почти забытое сегодня в театре ощущение катарсиса.

Ваш супруг Александр Нестеров режиссер. Считается, что близкие люди не должны пересекаться в работе…
– Ну что вы, как раз это счастье работать вместе с мужем. Ведь знание сильных сторон друг друга помогает творчеству.

Вероятно, он кровно заинтересован выстроить вам театральную карьеру?
– Да, ему важно сломать телевизионный стереотип. Он нацеливает меня на серьезную драматургию. Скорее на жанр драмы, трагикомедии. Ему видится образ сильной женщины с яркой судьбой.

Есть много прекрасных персонажей, к которым хочется прикоснуться. Недавно прочитала замечательную пьесу о Джуди Гарленд… А еще судьба певицы Далиды мне очень интересна.


От редакции

Предложить своих претендентов на "Звезду Театрала" читатели могут на странице премии.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Продолжат ли зрители ходить в Гоголь-центр?

    «Будете ли вы ходить в Гоголь-центр, если его покинет команда Кирилла Серебренникова?» – такой вопрос «Театрал» задал читателям в соцсетях. Итоги опроса оказались весьма интересными. Наибольшее количество голосов в Telegram собрал вариант «Зависит от спектакля» (64%), на втором месте – «Нет» (19%), на третьем – «Да» (16%). ...
Читайте также


Читайте также

  • «АртОтветы пандемии» прозвучали на «Звезде Театрала»

    «Театрал» представляет музыкальные номера, которые были исполнены на церемонии вручения зрительской премии «Звезда Театрала»-2020.  Режиссер церемонии Рузанна Мовсесян подготовила динамичную программу, которую украсили музыкальные номера из онлайн-проектов, созданных во время локдауна и вошедших в шорт-лист премии в новой номинации «Лучший АртОтвет пандемии». ...
  • Предлагайте ваших номинантов

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» открыла приём заявок на главную зрительскую награду страны. Предложить своих претендентов может любой зритель или сотрудник театра, зайдя на сайт премии и заполнив список номинаций. ...
  • Фотообъективная история: «Звезда Театрала»-2020

    7 декабря в Театре Вахтангова состоялась торжественная церемония «Звезды Театрала»-2020, ведущими которой стали Аня Чиповская и Алексей Франдетти. Сегодня главные герои зрительской театральной пермии – в объективе фотографов и в нашей фотообъективной истории. ...
  • «В этом году у премии – особая роль»

    АЛЕКСЕЙ ФРАНДЕТТИ, АВТОР INSTAGRAM-МЮЗИКЛА «МОЙ ДЛИННОНОГИЙ ДЕДА»: – Мы создали, как выяснилось, лучший арт-ответ пандемии. Наш Instagram-мюзикл сделан на расстоянии не просто полутора метров, а нескольких сотен километров между Москвой и Санкт-Петербургом. ...
Читайте также