История с продолжением. Новые мужские роли лауреатов «Звезды Театрала»

 
«Театрал» внимательно следит за судьбой лауреатов своей премии. Мы уже рассказывали нашим читателям о новых режиссерских работах лауреатов и о женских ролях. Сегодня на очереди – новые работы актеров, в разные годы становившихся лауреатами «Звезды Театрала» в разных номинациях.

Сергей Лазарев – Фигаро. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Театр имени Пушкина

Сергей Лазарев на театральных подмостках появляется нечасто, зато каждая его роль попадает в яблочко. Так было со спектаклями «Ромео и Джульетта», «Одолжите тенора», «Таланты и покойники». Новая роль Фигаро в спектакле Евгения Писарева стала для Лазарева большой удачей.

С Писаревым артист работает не впервые, они работали вместе еще во время учебы будущего артиста в Школе-студии МХАТа. Режиссер прекрасно знает творческую природу артиста, одаренного не только вокально, но и драматически. Режиссер в этом спектакле не стал ничего упрощать, сокращать и  адаптировать под современность. У него получился зрелищный костюмный спектакль, где Фигаро – Лазарев предстает фигурой сложной, меняющейся, многогранной. У этого героя есть биография, а в игре Лазарева звучат мотивы прежних сомнений и размышлений человека, который пытался заниматься и политикой, и журналистикой, и драматургией, но нигде не преуспел в силу обстоятельств. Режиссер оставляет этому Фигаро объемный монолог, который не раз прерывается аплодисментами зрителей.

Сам Лазарев признавался, что ради этого спектакля отказался от всех концертных туров, чтобы полностью отдаться репетициям. К тому же Писарев отчасти обманул ожидания зрителей и оставил Фигаро – Лазарева без вокальных номеров, считая, что иначе спектакль бы «подешевел» в своих замыслах. Лазарев играет в этой порой не слишком веселой комедии не просто водевильного слугу, весельчака и балагура, умеющего легко разрешить все комические ситуации, но человека мыслящего, уверенного в себе, интеллектуально подкованного, но утратившего вкуса к жизни. Вообще, роль Фигаро – классический образец актерской проверки на прочность, на мастерство и профессионализм. И Сергей Лазарев это испытание явно выдержал.
Владимир Этуш – Гольдинер. Антрепризный спектакль «Потерпевший Гольдинер»

Премьер Театра имени Вахтангова не изменил многолетней традиции – играть спектакль в свой день рождения. Иногда это бывает уже идущая в репертуаре постановка, иногда судьба (в лице театра) дарит премьерные роли. Так случилось и в этот раз, хотя спектакль «Потерпевший Гольдинер» по пьесе Виктора Шендеровича поменял место прописки, и в силу разных обстоятельств играется не в Вахтанговском театре, а в антрепризе.

Владимир Этуш работает с азартом и темпераментом, без всяких скидок на весьма почтенный возраст. Причем пьеса, посвященная судьбе эмигранта, позволяет наполнить роль собственными размышлениями, мыслями, ощущениями. Это не играется впрямую, остается «за кадром», но ощутимо влияет на человеческое звучание спектакля. Причем артист представляет на сцене не просто несколько эпизодов из жизни невольного эмигранта, но словно бы заново проживает эту жизнь, меняя интонации и настроения. Он то ироничен, то раздражен, не в силах принять новые обстоятельства, выпавшие на его долю, то способен спровоцировать смех в зрительном зале, то заставить звучать трагическую мелодию. Может посмеяться над своим «потерпевшим Гольдинером», а может и посочувствовать ему от всей своей актерской и человеческой души. В общем, обширный и виртуозный спектр актерских красок не раз вызывает в зрительном зале самые искренние аплодисменты. Причем явно бенефисная роль не провоцирует артиста отодвинуть в тень свою партнершу Ольгу Тумайкину. Нет, как настоящий джентльмен, он дает своей сценической даме возможность рассказать и свою историю, и даже по-мужски увлечься ею, что только добавляет спектаклю Анны Дубровской живого чувства и искренности. Этуш, согласно роли, бывает остер на язык, но порой кажется, что от текста роли он свободно переходит к актерской импровизации, настоянной на собственной памяти, совершенно не искажая, впрочем, авторского и режиссерского замысла.

Валентин Гафт – Веллер Мартин. «Игра в джин», театр «Современник»

Гафт – мужественный человек и самоотверженный актер. Несмотря на возраст и болезни, он не выбирает покой и отдых, но каждый раз возвращается на сцену родного «Современника, к радости зрителей, этого артиста просто обожающих. В этом сезоне он сыграл роль Веллера Мартина в новом спектакле Галины Волчек «Игра в джин», в блистательном дуэте с Лией Ахеджаковой.

Это спектакль про стариков, почти забытых и мало кому нужных, но не теряющих бодрости духа и воли к жизни, а также тех радостей, которые она способна подарить в любом возрасте. Действие премьерной постановки разворачивается в доме для престарелых, где знакомятся два пожилых человека – Фонсия Дорси, которую и играет Ахеджакова, и Веллер Мартин в исполнении Валентина Гафта. Одинокие старики в те дни, когда других обитателей этого дома посещают родственники, проводят вечера за игрой в джин. Но эта карточная партия очень скоро становится партией игры в жизнь, с ее постепенно нарастающими психологическими поединками. Не всегда мирными, кстати. Можно долго разговаривать друг с другом о прошлом, о семьях и детях, и вдруг на что-то обидеться и пуститься в несправедливые обвинения. А через какое-то время вновь примириться, поняв, что даже одиночество объединяет, если разделить его на двоих.

Они здесь играют не только своих персонажей, но и своеобразных «актеров», тем более, что эта пьеса позволяет это сделать, дает возможность продемонстрировать самые разные настроения и грани своего дарования. У персонажа Валентина Гафта вы найдете и сарказм, и ум, и интеллектуальный блеск, и раздражительность, и стремление быть услышанным и понятым. И, будьте уверены, что очень многое подарено герою самим актером, из собственной эмоциональной копилки, содержимым которой он всегда щедро делится со своими персонажами, словно бы укрупняя их и делая ближе и понятнее.

Юрий Соломин – Доменико Сориано. «Филумена Мартурано». Малый театр

Наши актеры-мужчины – настоящие джентльмены, которые всегда способны пропустить актрису-партнершу вперед, предоставить ей возможность своеобразного бенефиса, и даже чуточку отойти на второй план. Правда, «второй план» – понятие условное, потому что Юрий Соломин, ведущий артист и художественный руководитель Малого театра, по природе своего таланта не может не быть в центре происходящего. В «Филумене Мартурано» у него блистательный, темпераментный и в то же время тонкий дуэт с исполнительницей заглавной роли Ириной Муравьевой.

Юрий Соломин, несмотря на громадный творческий «стаж», всегда способен найти в своей игре новые грани, краски, интонации. Хотя применительно к актерам Малого слово «игра», пожалуй, стоит заменить на «жизнь». Своего персонажа, не отличающегося высокими м

оральными качествами, он все равно делает по-своему обаятельным человеком, любящим жизнь такой, какая она есть. И не слишком задумывающимся до поры до времени о смысле этой жизни и ответственности за свои поступки. Его Доменико Сориано – человек успешный и идущий по жизни легко и с удовольствием, предпочитая модные костюмы и пищу для гурманов. Но вот он узнает о своем возможном отцовстве – и этот человек меняется на глазах.  Появляется внезапно вспыхнувшая надежда на «продолжение» тебя самого, и сомнения в правдивости признаний бывшей любовницы, и неизвестно откуда взявшиеся отцовские чувства, к которым он не вполне готов. Соломин в этой роли и комичен, и весьма трогателен, легкомыслен и способен на сопереживание. За три часа сценического времени актер проживает целую жизнь своего героя, вызывает в памяти прошлое, анализирует настоящее и пытается заглянуть в будущее. Причем все это происходит без малейшей тени нравоучительности, но легко и абсолютно естественно. А это уже признак настоящего большого артиста.

Евгений Миронов – Актер. «Гамлет. Коллаж». Театр наций

Евгению Миронову, артисту и художественному руководителю Театра наций, выпала, пожалуй, самая трудная роль сезона. В самых разных смыслах. Во-первых, это была дебютная работа с одним из самых титулованных мастеров зарубежного режиссерского цеха – Робером Лепажем. Во-вторых, уникальное пространство спектакля с его волшебным кубом требовало, помимо всего прочего виртуозной техники, не только в ее драматическом аспекте. Ну, и в третьих, на долю Миронова выпала сложнейшая задача – сыграть всех персонажей шекспировского «Гамлета», от самого принца Датского до Офелии с Гертрудой. И сделать это так, чтобы российский зритель, привыкший к сопереживанию персонажам, сумел воспринять этот необычный режиссерский ход без всякого ущерба для высоких смыслов хрестоматийной шекспировской трагедии.

И Миронов с этим заданием справился на удивление виртуозно. Продемонстрировал чудеса техники и пластики. Мгновенно трансформировался в новый образ – и не столько благодаря смене костюма или парика, сколько внутренне. Менялись интонации, жесты, взгляд, манера поведения. Но даже не это было главным. Актер не просто пытался на несколько минут «перевоплотится» в очередного шекспировского героя. Он рассказывал нам о нем, но очень доверительно, не держа дистанцию. Все персонажи словно бы оживали в не слишком ясном сознании Актера, помещенного вначале едва ли не в лечебницу. Возникали как давние видения, которые еще не утратили своей эмоциональной остроты, по-прежнему ранящие, незаживающие. Миронову удалось синтезировать это минутное отстранение и рассказ «от первого лица», и это только придавало спектаклю силу и значимость.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

Читайте также