Вахтанговской легенды больше нет

На 99-м году жизни умерла актриса Галина Коновалова

 

Она любила шутить: «Сегодня молодежь постоянно жалуется: ах, какой кошмар, нам уже тридцать лет, а режиссер не дает главных ролей, жизнь не удалась, надо уходить из театра. Господи, я до девяноста лет ничего особенного не играла. У вас еще куча времени!» От отцов-основателей Вахтанговского театра Галина Коновалова унаследовала острую наблюдательность и – высший пилотаж актерского мастерства! – самоиронию.
             Без иронии представить ее невозможно. Ни один сбор труппы, ни одна репетиция или встреча в Доме актера не обходились без язвительной реплики Галины Львовны, брошенной как бы вскользь.
            На своем творческом вечере в 2010 году она сбивала всех, кто с панегириками в ее честь выходил к микрофону. Зачитали, например, телеграмму от Римаса Туминаса: «Когда я работаю с вами, вы напоминаете мне мою маму». Актриса тут же прокомментировала: «Хорошо, что не бабушку». А едва театровед Вера Максимова сделала «задабривающий» комплимент: «Я смотрю на Галочку, как прекрасно она выглядит, какое роскошное у нее сегодня платье», – актриса тут же перебила: «Одолжила у подруги». И с этой минуты вечер лишился академической строгости. Таких веселых встреч в наши дни можно насчитать не так уж много: публика аплодировала, хохотала и не хотела расходиться.
               «Когда я слышу дифирамбы и панегирики, мне кажется, что присутствую на репетиции собственных похорон», – это ее коронная фраза. И в самом деле, сыграв в спектаклях Римаса Туминаса целый ряд больших ролей (Артистка императорских театров в «Пристани», Марина в «Дяде Ване», Московская кузина в «Евгении Онегине»), Галина Коновалова обрела такую неслыханную популярность, что журналисты даже самых снобистских изданий выстроились к ней в очередь на интервью. Удивительная личность. Уходящая натура. Умнейший человек, до последних дней не потерявший интерес к жизни и, как шутила, «веру в человечество».
              Не было у нее ни капли высокомерия, избалованности, тщеславия (чем столь грешат люди театрального мира). Сообщение о том, что скоро она получит звание народной артистки и что документы уже одобрены «на самом верху», приняла с полнейшим равнодушием: какое тут звание, когда летом резко ухудшилось состояние здоровья.
             Но все же она до последнего дня своей жизни надеялась перехитрить время, обмануть себя и возраст, отложить уход «на потом», придумав себе срочное дело.
             В октябре прошлого года, когда Галина Коновалова на время выбыла из рабочего процесса и лежала в больнице, она согласилась издать отдельной книгой рубрику «Легенда сцены», которую на протяжении трех с половиной лет вела на страницах журнала «Театрал». Для уставшего, изможденного возрастными недугами человека это был настоящий подвиг. Актриса лежала под капельницами, у нее страшно кружилась голова от бессонницы и заболевания легких, но она, изо дня в день продолжала диктовать недостающие главы, которые по-прежнему отличались легкостью, иронией и добротой…
              Иначе и быть не могло. В школу при театре Вахтангова (училища еще не было) Галина Коновалова, дочь бакинских большевиков, поступила в 1934 года и с тех пор ни на день не расставалась с театром, который стал для нее настоящим домом. Здесь было все – успехи и поражения, любовь и горечь утрат, счастье и трагедии… Но главное были боги – ее педагоги Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Захава, Борис Щукин и многие-многие другие, без которых немыслима слава Вахтанговского театра.
                В 2011 году Римас Туминас открывал сезон с поздравления Галины Коноваловой (накануне актрисе исполнилось 95 лет). Перекрикивая аплодисменты и крики «браво», она сказала: «Этот возраст – такой кошмар, что вы и представить себе не можете. С удовольствием поменялась бы с каждой из вас своим возрастом. Я все время боюсь, что стану похожа на ту актрису, которой без конца задают один и тот же вопрос: «Как же вы так хорошо сохранились?» Чем она старше, чем глубже у нее морщины, тем чаще ей говорят, что она отлично выглядит. А отвечает она всегда одинаково: «Я сохранилась потому, что никогда никому не завидовала». Поэтому я сегодня специально вышла сюда, чтобы сказать: это вранье, и так не бывает. Лично я завидую абсолютно всем. И удачно сыгранной роли, и юному возрасту, и одаренности той или иной актрисы, и тому, что моя соседка сделала ремонт на кухне, а я еще нет… Секрет долголетия прост: у меня есть возлюбленный, который поддерживает меня все эти годы. Он помогает справляться с недугами, он заставляет меня отвлечься, если дома что-то не ладится, а главное, он ни на шаг не отпускает меня от себя.
              И вдруг из первого ряда раздается голос Владимира Этуша: «Да кто же это, в конце-то концов?» – «Это Театр имени Вахтангова».

            P.S. 
             Прощание с Галиной Коноваловой пройдет в среду в 12 часов в Театре Вахтангова. Похоронят актрису на Ваганьковском кладбище.


  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Райкина: «Родные называли ее Ромочка»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Людмила Иванова: «Почти каждый день стояла в углу»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Виктор Сухоруков: «Бедность и порок»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Максим Никулин: «Родители для меня одно целое»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также