Зрительская премия «Звезда Театрала»-2015 собирает ваши предложения по лонг-листу и запускает еженедельный обзор премьер нового сезона, которые стоит взять на заметку. Следите вместе с нами за главными театральными событиями и номинируйте те, что, на ваш взгляд, не должны остаться без награды.
«Формалин» Сергея Голомазова. Театр на Малой Бронной
Это, пожалуй, один из самых сильных и стильных спектаклей нового сезона и весьма неожиданная для Театра на Малой Бронной работа его художественного руководителя Сергея Голомазова. Известный писатель Анатолий Королев, автор многих известных романов и обладатель престижных литературных премий, здесь дебютировал в качестве драматурга. Дебют удался на славу, причем, естественно, успех спектаклю принес тандем драматурга и режиссера, а также виртуозная работа художника Николая Симонова и замечательные актерские работы.
В мудром и эстетически современном спектакле Голомазова отдельные истории житейского свойства доведены до символического звучания. При этом режиссер избавляет спектакль от бытоподобия, но оставляет в неприкосновенности подлинность человеческих эмоций. Эти отдельные истории-воспоминания в пьесе и спектакле подарены каждому. Но фальшивого эффекта «вставного номера» здесь нет и в помине, потому что актеры Дмитрий Цурский, Надежда Беребеня, Алла Иванцова, Иван Шабалтас, Настасья Самбурская набирают такую эмоциональную высоту, что именно эти рассказы становятся ключевыми моментами процесса, насыщая его иными, более глубокими смыслами.

В этом спектакле молодое актерское счастье вновь улыбнулось одному из самых заметных дебютантов этого сезона Артему Ешкину. Правда, его основным местом работы служит Театр имени Пушкина, где он до этого блестяще сыграл роль Белогубова в спектакле Романа Самгина «Доходное место». Одновременно в качестве актера приглашенного в Театре имени Моссовета Ешкин воплотился в Чацкого. И сыграл роль совсем другого плана – не характерную, но романтично-героическую.
Сам опытный актер и не новичок в режиссуре Александр Яцко прекрасно вписал прекраснодушные монологи юного героя в общий ход сюжета, где главной стала «неклассическая», юная история любви Софьи – Александры Кузенкиной и Чацкого – Ешкина. И молодой актер не просто декламирует затверженный со школьной скамьи текст, но пытается его присвоить, прожить и пережить, на глазах меняясь, многое понимая и осознавая, и обращаясь подчас не к персонажам, но к людям в зале.
Яцко оставил грибоедовский текст в неприкосновенности и не сочинял сложных интерпретаций. Просто спровоцировал актеров, среди которых есть и дебютанты, и мастера с многолетним стажем, вроде прекрасной Ирины Карташевой – Хрюминой, примерить всю историю на себя. А потому и спектакль получился живой и абсолютно современный, не потеряв при этом психологической наполненности, которая перемешалась с игровой формой.

Известную пьесу Эдварда Радзинского, шедшую когда-то в Театре на Малой Бронной под немного другим названием «Лунин, или Смерть Жака», сегодня снова вызвал к жизни режиссер Александр Огарев. И задал своей постановкой главный вопрос: способно ли общество сломать человека, заставить отказаться от «дум о России», приспособиться к любым обстоятельствам? В заглавной роли декабриста Лунина выступил харизматичный актер «Ленкома» Дмитрий Певцов. И на сцене «Другого театра» получил отличную возможность продемонстрировать как свой привычный темперамент, так и владение психологическими оттенками действия. В этом спектакле перед глазами зрителя проходит вся жизнь Лунина – Певцова, которая словно отматывается назад, возвращая любовь и друзей, надежды и разочарования.
Но есть здесь и еще одна блистательная роль. Среди многочисленных «мундиров» стоит выделить один и написать его с большой буквы. Всего лишь меняя цвет одеяния, артист Сергей Колтаков (недавно напомнивший о себе зрителям в сериале «Уходящая натура») блистательно представляет нам царственную троицу братьев: Николая, Константина и Александра. Они в исполнении актера похожи – не только лицом, но и своей внутренней сутью. А уж монолог Колтакова о человеке и власти становится поистине ключевым моментом спектакля, заставляя публику вслушиваться в каждое слово и понимать: российская история вечно идет по кругу. Но не только в подлостях своих, но и в надежде на нового героя.

Актер Яков Ломкин попробовал себя на режиссерском поприще, устроив на сатириконовской сцене «балаган с антрактом», под названием «Укрощение», в основу которого легла знаменитая шекспировская комедия «Укрощение строптивой». Слово «балаган» определило жанр и настроение постановки. Пьеса здесь разыгрывается бродячими комедиантами, которым абсолютно не важны ни возраст актеров, ни их соответствие неким амплуа. А потому ничто не мешает Агриппине Стекловой отважиться сыграть Катарину, не настаивая на ее «девичестве», но сочинив образ нескладной поначалу тетки неопределенного возраста, в спущенных чулках и нелепой шапке, которая постепенно превращается в мудрую и любящую женщину. А Глафира Тарханова, тоже вопреки оригиналу, лишает свою Бьянку, сестру Катарины, романтической утонченности и превращает в отвязную капризницу, знающую что почем. «Укротителя» Петруччио здесь вообще находят в зрительном зале и решительно вытаскивают на сцену демонстративно скандалящего «зрителя», которым оказывается артист Артем Осипов. Тут же, на ходу переодевают и включают в игру, которую он подхватывает с превеликим удовольствием.
Этот спектакль сделан в традиционном для «Сатирикона» жанре комедийного шоу, в котором смешались времена и эпохи, наряды и песни, а сами актеры являют чудеса пластичности. И лишь в самом финале интонация сменится на спокойную и умудренную. Но ложка морали не повредит и совсем не помешает общему веселью.

Этот и впрямь «космический» спектакль поставил петербургский режиссер, художественный руководитель "Театральной мастерской "АСБ" Алексей Янковский. В основу постановки легла пьеса не менее космического и уникального драматурга и режиссера Клима, построенная на мотивах великой поэмы Н.Гоголя «Мертвые души». Но не ищите в ней банальной инсценировки и рассказа о визитах Чичикова к помещикам. Здесь речь идет о других душах – как вечных и мировых, так и человеческих. Не забудем и хрестоматийное понятие «русской души». Путешествие души в мировом космическом пространстве, ее соблазны, метаморфозы, и этот вечный вопрос: почему живая душа вдруг обращается в мертвую? Здесь речь идет о России, ее пути, ее загадках, которые воплотились в загадки человеческие.
А на сцене всего два актера – фантастическая Ольга Хорева и ее партнер Алексей Багдасаров. Мужское и женское меняются местами, теряя смыслы, ведь у души нет пола. Как и актеры могут примерить на себя несколько ролей, образов, все тех же вочеловеченных «душ». Огромные монологи Ольги Хоревой, рассказывающей о становлении и росте такой неоднозначной здесь личности, как Чичиков, завораживают своей медитативной силой. Багдасаров порой лишь подыгрывает, но при этом словно бы приближает «космос» к грешной земле, нашей земле, с ее гоголевскими чертовщинами и прочими знакомыми умному читателю и зрителю приметами. «Космос» Янковского и Клима – это и русская мистерия, и плутовская философия и самые глубокие размышления о смысле жизни и смерти. Актеры же – прекрасные проводники по всем этим сложным и извилистым дорогам бытия и театра.
