Не по учебнику

Премьера «Черное молоко, или экскурсия в Освенцим» в Театриуме на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

 
Молодой режиссер Татьяна Михайлюк поставила в детском театре пьесу австрийского писателя Хольгера о том, как важна историческая память для каждого нового поколения, хотя бы для того, чтобы не повторять ошибки поколения прошлого.
Скупые цифры всех учебников истории – это как бы зашифрованные судьбы реальных людей, среди которых есть и твои родственники, и твои знакомые. Освенцим стал личной трагедией для современного немецкого школьника Томаса, побывавшего на экскурсии в лагере смерти (главный герой, его играет Егор Дятлов). И для арестовавшего его полицейского Томаша (актер Владимир Антипов), по судьбе которого безжалостно проехала машина Третьего Рейха. С присущим юности максимализмом подросток Томас сжигает свой паспорт прямо на территории бывшего концлагеря и отказывается говорить на родном немецком языке - чтобы отгородиться от народа фашистов-изуверов.
На сцене всего три стальных черных двери, куда входят или из которых выходят герои  спектакля по ходу действия. Черная сцена, запертые двери, из которых вот-вот кто-то должен выйти, звуки тикающих часов создают ощущение тревоги, нервозности, усиливают напряженность, как будто предупреждая о надвигающейся катастрофе и гибели безвинных людей. Металлические двери - это наш мирок, наш вакуум, в котором мы прячемся, чтобы не знать чего-то по-настоящему важного и по-настоящему страшного. Эти двери - лагерь Освенцим. Те самые скучные страницы учебника истории, что закрыты для многих молодых людей, которые, как и ещё одна героиня спектакля Марика, считают до сих пор, что Освенцим - это место,  где можно зарабатывать себе на хлеб.
Спектакль длится 45 минут, и, на мой взгляд, этого катастрофически мало, чтобы в полной мере раскрыть такую сложную тему. Пока это сложно назвать спектаклем в полной мере, это только приглашение к диалогу. Но все же, надеюсь, главный посыл режиссера Татьяны Михайлюк – заставить юного зрителя (возрастная категория «14+») обратиться к истории своего народа и узнать о ней как можно больше - будет услышан. К сожалению, любая история не терпит сослагательного наклонения. Да, мы не можем изменить прошлого. Но свою жизнь мы должны попытаться прожить так, чтобы нашим потомкам не хотелось сжигать свои паспорта...




Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также