«Отрицательных героев играть интереснее»

 

Аристарх Ливанов об отношении к наградам, о театре, о славе и о любимых ролях.
 
Аристарх Евгеньевич, недавно на фестивале в Гатчине вам вручили приз «За верность кинематографу». Занятная формулировка. Вы впервые получаете такую награду?
– Впервые. И, признаться, мне самому не верится в то, что снимаюсь я уже… 48 лет. Дебютировал в 1968 году студентом 3-го курса Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в фильме «Эти невинные забавы» по повести Анатолия Рыбакова. Затем были «Зеленые цепочки», «Меня ждут на земле»… И сегодня у меня 110 работ в кино и 88 в театре.

Каких героев предлагали чаще играть – положительных или отрицательных?
– Примерно 50 на 50, фифти-фифти. У меня есть очень любимая положительная роль в фильме «Русский роман», где мой герой – полковник в отставке. Люблю роль Астахова в картине «Затишье».
Когда играешь положительного героя, то связан по рукам и ногам: образ надо создавать осторожненько, потому что человек должен идти по прямой, не виляя, не оступаясь, быть примером, на него равняются. И это скучно. Отрицательных героев играть интереснее, он может себе позволить все. Чем он изобретательнее, непредсказуемее, тем интереснее ковыряться в нем, осмысливать его поступки и создавать проблемы для героя положительного.

Актерам часто задают вопрос: «Что для вас важнее – театр или кино?» И обычно следует ответ: «Конечно, театр!»
– В 1984 году я девять месяцев репетировал князя Мышкина в спектакле «Идиот» в Театре Советской армии, и это было самым главным занятием. Я, как говорится, ел, спал и дышал, как Мышкин, что привело к большому успеху спектакля. Тогда ответ на вопрос, что для меня важнее, был однозначен: только театр. Но временами твои предпочтения меняются. Когда снимаешься в кино и у тебя серьезная роль, которая требует глубокого погружения, тогда театр отодвигается на второй план, с ним можно и повременить – он никуда не денется.

Как вы пришли в эту профессию?
– У нас с братом Игорем не было иного пути, как стать артистами. Отец до войны был ведущим артистом Саратовского театра драмы имени Карла Маркса, сыграл Чацкого, Незнамова… Позже родители руководили самодеятельным детским театром кукол, там прошло наше детство. Лет в 14 я понял, что мне интересна только актерская профессия. Пересмотрел все спектакли в Киеве, где мы жили, и, конечно, несколько десятков кинокартин.

Я поехал в замечательный город Ленинград, поступил в ЛГИТМиК на Моховой, попал к великому педагогу Борису Вульфовичу Зону, у которого учились Блинов, Черкасов, Чирков, Кадочников, Трофимов, Шарко, Додин, Алиса Фрейндлих... Профессия завладела мной – и до сих пор я, счастливый человек, ничего другого знать не хочу. Кого только я не играл: врача, летчика, крестьянина, офицера, завхоза, секретаря райкома, посла, есаула, режиссера… Это в кино. А в театре была классика: Пушкин, Достоевский, Чехов, Островский, Гоголь, Шекспир… Профессии, которую я выбрал, как оказалось, нужно отдаваться всерьез, целиком, навсегда. Иной раз она заставляет забыть о близких, родных. Ты как велосипедист: держишься, пока движешься. Как остановился – падаешь.

После института хотели остаться в Ленинграде или мечтали устроиться на работу в Киеве?
– Мы закончили в 1969 году, и надо было найти свой театр. Педагог мне сказал: «Езжай туда, где все начинается». В Волгограде не было Театра юного зрителя, и мы, 16 ленинградских выпускников, стали его создавать. Конечно, набрали и артистов посолиднее. Открывались спектаклем «Город на заре» Арбузова, где я играл комсомольского вожака, морячка Костю Белоуса, поэтому я был первым артистом, который вышел на сцену открывающегося театра. Обращаясь к залу, мой герой говорил: «Знаешь ли ты, что такое счастье?» И сегодня я могу продолжить: «Да, это счастье, когда в твоей биографии есть такая веха – открытие нового театра, нового очага искусства».

Потом были другие роли: Дзержинский в спектакле «Именем революции», кардинал Ришелье в «Трех мушкетерах». Таков пасьянс: другого исполнителя на роли железных, стальных, немигающих героев не было. И, возможно, мне бы пришлось и по нынешний день играть роли одноплановые, прямолинейные, требующие жесткости. Но я решил, что этот стереотип представления о себе надо ломать. И уехал в Рязань, где сыграл Алешу Карамазова. А когда играл «Солнечного клоуна», научился ходить на руках, жонглировать, показывать фокусы, играть на балалайке…

Я работал во многих театрах, переезжал из города в город, потому что был верен принципу: «За ролями, за работой, чего бы это ни стоило!» Этот принцип привел меня в Ростов-на-Дону. Там, в ТЮЗе, я узнал, что такое популярность, слава. За мной ходили стайки поклонниц, и оторвать пуговицу от моего пиджака считалось счастьем для них. Шел музыкальный спектакль «Орфей», где я исполнял 16 песен, их все знали наизусть, пели в компаниях. Но все равно я ушел из этого театра, потому что в Театре драмы имени Горького мне предложили роль, о которой я и мечтать не мог – Григория Мелехова в «Тихом Доне». Этой роли я отдал все силы, и она получилась, прозвучала. Мы играли его на гастролях в Москве на сцене Малого театра в течение десяти дней подряд. Успех был ошеломительный, зал переполнен.

И после этого вас пригласили в столицу?
– Нет, не на этом коне я прибыл в славный город-герой Москву. Только на следующий год, когда в Таганрогском театре имени Чехова сыграл Астрова в «Дяде Ване», был замечен на гастролях и стал москвичом. Я не планировал переезжать в столицу, побаивался. Всегда думал, что судьба сама распорядится.
В Театре имени Моссовета, куда меня взял Павел Хомский, мне пришлось трудно. Сказали, что Бортников и Тараторкин часто болеют, приходится устраивать замены, театр лихорадит, мне надо быть готовым заменять их. Я был готов, но артисты быстро выздоравливали и потому с ролями не сложилось…

А в кино вас продолжали приглашать?
– В кино я вернулся после большого перерыва и работы в шести периферийных театрах. Кинематограф вдруг вспомнил обо мне и предложения посыпались одно за другим: «И придет день», «Расколотое небо» и первое серьезное испытание – фильм «Государственная граница»…И это меня задержало в Москве. Мне приклеили ярлык: «Ливанов – киноактер», и вдруг как взрыв бомбы – роль князя Мышкина в Театре Советской армии. Все ходили на спектакль «Идиот», вся Москва, билеты не достать, их спрашивали еще в метро. Мне надо было хоть на чужом поле, но победить. Как сказал тогда Анатолий Смелянский, «это «месть» Хомскому за близорукость».

Следующей «зуботычиной» руководству Театра имени Моссовета стала работа приглашенного армянского режиссера Армена Хандикяна «Маленькие трагедии», где я играл Сальери и еще четыре роли. Абсолютная победа. Москва ломилась на эту постановку!..

А в 1987 году я ушел во МХАТ к Дорониной, где сыграл Барона в спектакле «На дне», Тузенбаха в «Трех сестрах», Плюшкина в «Мертвых душах», Гаева в «Вишневом саде», Обольянинова в «Зойкиной квартире», Мак-Кольма в «Макбете»…
И с 1988 года до сих пор играю спектакль Виктюка «Старая актриса на роль жены Достоевского» вместе с Татьяной Дорониной.

Ваша супруга тоже актриса?
– Нет, не актриса. Филолог. Лариса начинала помощником режиссера в Ростовском ТЮЗе. Уезжая в Москву, Григорий Мелехов должен был забрать с собой и казачку. Я это и сделал. И 43 года хорошо себя чувствую. В Москве жена долгое время работала в мединституте, пока я не сказал ей: «Хватит делать вид, что ты зарабатываешь деньги. Сиди дома!» Слава богу, появилась внучка, и жена нашла занятие по душе.

Где вы сейчас снимаетесь?
– Сыграл роль директора театра Ла Скала в сериале «Фурцева». В одной из серий фильма Сергея Снежкина «Следователь Тихонов» – профессора, микробиолога. Снимался в третьем сезоне «Молодежки». Правда, я привык копать глубоко, а здесь не копнешь – играть нечего, роль не выписана. Но сейчас снимаюсь в четвертом сезоне этого сериала.

У вас ведь есть еще две «долгоиграющие» антрепризы…
– Верно. Это «Императрица», спектакль, которому уже 19 лет. В нем я – князь Григорий Потемкин, а Екатерина Великая – Людмила Чурсина. И «Дуэль для слабых созданий» по рассказам Чехова «Медведь», «Юбилей» и «Рассказ госпожи NN». Играем уже лет 15. А вот о новых работах говорить не буду, я суеверен. 

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Профессия наша – создавать жизнь»

    К юбилею актрисы театра «Школа драматического искусства», заслуженной артистки РФ Марии Зайковой мы поговорили о начале творческого пути, новых ролях и работе со студентами. –  Мария, как Анатолий Александрович Васильев повлиял на ваше отношение к театру? ...
  • «Чистая правда о чистом гении»

    Сегодня, 29 ноября, юбилей отмечает народный артист, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Пётр и Валерий Тодоровские, Никита Михалков, Владимир Бортко, Алексей Учитель, Валерий Фокин, Владимир Хотиненко, Глеб Панфилов, Николай Лебедев – в фильмах большинства из перечисленных режиссёров он сыграл ещё на заре своей кинокарьеры. ...
  • «Современник» поздравляет Евгения Миронова с юбилеем

    Сегодня юбилей отмечает художественный руководитель Театра Наций, народный артист Евгений Миронов. Достаточно перечислить имена больших театральных и кинорежиссёров, с которыми он работал на сцене и съемочной площадке, перечислить героев, которых ему посчастливилось сыграть, перечислить названия фестивалей и инициатив, к которым он имеет отношение, чтобы всего перечисленного вдруг стало недостаточно для определения того, кто есть Евгений Миронов. ...
  • Алексей Золотовицкий: «Я очень любил бегать на галёрку»

    Алексея Золотовицкого – сына Игоря Золотовицкого и Веры Харыбиной – еще в школе «записали» в артисты. Но он поначалу сопротивлялся судьбе – окончил журфак МГУ. И все же актерские гены взяли вверх… – Алексей, первый театр, в который вы попали в своей жизни, это был Театр сатиры, где работала ваша мама? ...
Читайте также