Несказочная сказка

«Обыкновенное чудо» Шварца поставили в Камерном театре Малыщицкого

 
Евгения Шварца в нашем городе никогда не забывают. Вот и сейчас появились две премьеры: «Дракон» в Театре Комедии и «Обыкновенное чудо» в Театре Малыщицкого. Когда их смотришь подряд, становится ясно: «Чудо» – продолжение «Дракона». Это урок добра, любви, порядочности, который дает рыцарь Ланцелот – Шварц «воспитанникам» Дракона в 1954 году, когда выглянуло солнышко после мрака.

Режиссер Петр Шерешевский в своей версии пьесы старался уйти от сказочности, от красивости знаменитого фильма Марка Захарова. Сказка в Камерном театре пересекается с реальностью. Когда зритель входит в зал-комнату, он с удивлением видит в конце продолговатого помещения больничную кровать со спящей женщиной, капельницу. Разумеется, мы познакомимся с Хозяином-Волшебником, и он расскажет о своих волшебных шалостях, но параллельно со сказкой-рассказкой узнаем и про знакомство Хозяина и Хозяйки на вокзале, поступление Хозяина в Мухинское училище в 1990-е годы. Теперь Хозяйка тяжело заболела, и Волшебник старается ее утешить, излечить сказкой про любовь. Впрочем, любовь-то самая натуральная. Заботливый муж ухаживает за любимой женой. Долговязого, доброго, улыбчивого мужа играет Андрей Шимко, его мы знаем по спектаклям Александринского, Молодежного театров, Приюта комедианта. В Молодежном он играет Дон Кихота, и в шварцевском спектакле зритель встретит также Волшебника – Дон Кихота, по-детски наивного и мудрого.

Грань между жизнью и фантазией зыбкая. Мы смотрим на происходящее то сверху, то сбоку. На полу сценической площадки помещено большое окно (вернее, рама), а за окном   – нарисованный типичный петербургский пейзаж. Символическое окно в большой мир. В какой-то момент Волшебник открывает створку окна и распластывается «в воздухе» (на полу), как бы летает. А можно балансировать на раме – так делает Принцесса (Юлия Шишова) при первом появлении – еще вчера девушка играла в классики, и вдруг впервые влюбилась. Можно подняться из подвала через то же окно подобно Королю (Ник Тихонов). Волшебник сочиняет сказку, используя фигуры знакомых. Вот и Король «вылепился» из приятеля-рыбака. Ветровка, красная вязаная шапочка. Выловил на наших глазах из окна сушеную воблу для рыбацкой закуси. Внешне прост, но за простотой скрывается королевских масштабов эгоизм. В то же время незадолго до финала на голове у Короля, придворных появляются вместо корон и прочих знаков отличия проволочные, колеблющиеся, хрупкие фигурки. Сказка все-таки. И спектакль тоже хрупкий.

Персонажи перетекают из будней в мечту и обратно. Кто такие Аманда и Оринтия (Надежда Черных и Наталья Вишня)? Фрейлины или медсестры, меняющие капельницу у постели Хозяйки (Иланны Некрасовой)? Похоже, в реальности жена Хозяина прикована к постели, но в сказке она активно вмешивается в действие, даже танцует. Прошлое перетекает в настоящее. Я смотрю на седого Трактирщика (Олег Попков), слушаю его рассказ о давней встрече с прекрасной Эмилией (Светлана Балыхина) – любовь к ней он пронес через всю жизнь – и вспоминаю молоденького лейтенанта, которого Попков играл в 1980 году в спектакле «Отпуск по ранению» (один из лучших спектаклей Малыщицкого). Верность учителю артист тоже пронес сквозь свою жизнь. В Трактирщике ощутим сдержанный драматизм и подлинное понимание любви как чувства грандиозного, не подвластного обстоятельствам.  

Сегодняшнее «Обыкновенное чудо» на Восстания, 41 жестче, чем обычные постановки пьесы, приближено к современности и к зрителям. В программке процитированы слова основателя Театра: «Нет кулис, есть единое пространство для артистов и зрителей. Есть дом, открытый, в котором ждут близких людей». Да, это так. Когда жизнь и смерть персонажей протекает на расстоянии вытянутой руки, воспринимаешь события острее. Когда Волшебник обводит нас фонариком и говорит: «Вы все умрете» – невольно съеживаешься. И к наглому цинику министру-администратору (Антон Ксенев) мы не можем относиться спокойно, даже с симпатией, как к герою Андрея Миронова из фильма. Этот администратор в спортивном костюмчике, со своей мерзкой ухмылочкой, каждодневно портит нам жизнь. И нескладных подростков, совсем не картинных: Медведя (Алексей Бостон) и Принцессу мы встречаем на улице, в метро. Конечно, они найдут друг друга, преодолеют свои комплексы. Хочется верить: влюбленные не превратятся ни в Медведей, ни в Медведицу, ни в Драконов.

Чудеса на свете действительно происходят. Порукой тому существование Камерного театра Малыщицкого, живущего в труднейших условиях. В наш меркантильный век актеры, режиссер собираются в маленьком зале только из любви к театру. И эта любовь не может не передаваться публике. Внучка Шварца, сидевшая в зале, осталась довольна спектаклем. Почувствовала в нем истинно шварцевское чувство.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Умер гендиректор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин

    Сегодня, 3 декабря, ушел из жизни генеральный директор Международного театрального фестиваля имени Чехова, президент Международной конфедерации театральных союзов Валерий Шадрин. Ему было 83 года. «Валерия Ивановича не стало сегодня в 06:40 мск. ...
  • РАМТ проведет читку и телемост на книжной ярмарке Non/fiction

    3 декабря на книжной ярмарке Non/fiction (Гостиный двор, зал «Территория познания») РАМТ проведет театрализованную читку и обсуждение новеллы французского писателя Франка Павлоффа «Коричневое утро». Эта антифашистская 12-страничная книжка – о том, как возникает новое государство Коричневых и к чему приводят законы о единомыслии – уже больше 10 лет держится в списке бестселлеров во Франции. ...
  • Инклюзию и театральные практики обсудят на фестивале «Снежность»

    3 декабря в рамках детского благотворительного театрального фестиваля «Снежность» состоится конференция «Инклюзия детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с помощью театральных практик». ...
  • Роман Габриа выпускает премьеру «Барон Мюнхгаузен»

    Театр Комиссаржевской выпускает премьеру «Барон Мюнхгаузен» по мотивам сценария Григория Горина. Премьерные показы постановки Романа Габриа пройдут 2 и 3 декабря.  Габриа предложил артистам сделать Мюнхгаузена провокативным современным художником, который своим враньем сделал себе имя в искусстве, и соединить две реальности, театральную и медийную, выстроив на сцене телестудию. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также