Врачебная тайна

Театр сатиры поставил диагноз нашему времени

 

При всем остроумии и примечательной злободневности спектакля «Где мы?∞!...» кажется, будто рождался он легко и быстро – как ироничный ответ Театра сатиры на события нашего времени. На самом же деле, у этого произведения Родиона Овчинникова богатая предыстория, связанная не только с желанием поставить комедию «про нашу жизнь», но и с актерской мечтой сказать через роли о наболевшем.
 
Идея принадлежит Александру Олешко, который еще несколько лет назад предложил своему учителю – художественному руководителю Театра сатиры Александру Ширвиндту поставить комедию, где главными персонажами являлись бы два знаменитых артиста и… Телевизор. Сюжет был одобрен (режиссер Родион Овчинников взялся писать пьесу), однако со временем видоизменялся еще не раз – вплоть до самого выпуска спектакля.

Так, например, на каком-то этапе Телевизор вычеркнули и вместо него написали роль для Федора Добронравова – колоритного и вечно подвыпившего народного умельца, постоянного участника всевозможных телепрограмм.

Он, равно как и телеведущий Олег Порох, гротесково сыгранный Александром Олешко, становится жертвой тотальной шоумании и, едва не свихнувшись, попадает в психиатрическую больницу.
– Где мы? – задаются вопросом ее обитатели. Знак бесконечности (), поставленный театром в афише, обозначает, что вопрос этот риторический – из разряда вечных.

Интеллигентный главный врач (Юрий Нифонтов играет его в почти чеховском гриме – в пенсне и с бородкой) относится к ним с большой долей сочувствия. Он из тех редких врачей, кто не утратил способности к состраданию. Однако боль его вызвана тем, что медицина хотя и может облегчить участь своих пациентов, но повлиять на причину, изменить запросы времени она не в состоянии.

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», – вспоминается из Александра Кушнера. Есть и замечательная строчка у Наума Коржавина: «Время дано. Это не подлежит обсужденью. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем».

Своим замыслом Александр Олешко решил, очевидно, развить эту мысль. И, вынося приговор своему персонажу (а ждет его в пьесе трагическая участь), спешит через роль сказать о важном: не идите на поводу у чужого вкуса, будьте хозяином собственной судьбы.

И такой хозяин в спектакле, конечно же, есть. Это клоун Зарайский (Александр Ширвиндт). Он-то и в психушке оказался в силу трагикомических обстоятельств. Когда-то Зарайский обитал в Доме ветеранов сцены, однако ветераны перевелись, а на месте ДВС открыли больницу. Идти ему некуда, выгнать тоже нельзя, поскольку паспорт сгорел во время пожара. Остается лишь ждать финала, обреченно следя, куда катится мир.

У Александра Ширвиндта давно не было новых ролей за исключением юбилейных ревю (требовался материал совершенно особого рода, где, как у Пастернака, «кончается искусство» и «дышат почва и судьба»). Роль клоуна его заинтересовала, однако нуждалась в углублении и детализации – для того, чтобы образ стал отчасти биографическим, обрел знакомые черты (работа над этим шла кропотливо, ведь в конечном итоге роль получилась филигранной, с неуловимой плавающей границей, когда понимаешь, что сейчас словами грустного клоуна Зарайского говорит сам Ширвиндт – о жизни, о времени, о новом поколении и, конечно же, о судьбе).

– По-вашему, народ устал и требует развлечений, – скажет в сердцах Зарайский герою Александру Олешко. – А от чего он устал? От Пушкина? От Байрона? От Бомарше? От Бабеля? По телевизору только и видишь бесконечные пародии… Круглые сутки – кулинарные передачи с продуктами, не доступными населению. А взять эту свору дрессированных политологов!..
Фраза прерывается на полуслове и не требует, понятно, продолжения.   Разве что зрительный зал подхватит ее овациями, дескать, подписываемся под каждым словом.

Кстати, клоун Зарайский единственно трезво мыслящий персонаж в этой компании. Он человек, который пережил всех великих, и, завершая свой век, как-то особенно остро проникся тоской по былым временам, когда фантасмагория была только в цирке и не проникала в иные сферы общества.

– У нас всё так устроено, – скажет он, мягко ступая по больничной палате в своем безразмерном трико и разношенных кроссовках. – Строим аквапарк, получается крематорий.
Грустная ирония вызывает сочувствие. Родион Овчинников построил спектакль таким образом, чтобы у каждого персонажа был свой «момент истины». И если для умельца Славы Праваторова (Федор Добронравов) истина только одна («В России всегда внезапно кончается водка»), то для шоумена Олега Пороха истина зависит от госзаказа, требований телеканала и запросов зрительской аудитории. Александр Олешко (кстати, тоже заждавшийся больших и серьезных ролей в драматическом театре) играет его энергичным метущимся человеком с множеством лиц, который, по собственному признанию, «надоел сам себе». Кульминацией его телекарьеры стал эфир, в котором Олег вместо карликов объявил выход слонов, надувающих огромные мыльные пузыри – с намеком: смотрите, как лопаются наши души.

Он полная противоположность Зарайскому, но все-таки нечто общее проскользнет в их колких беседах.

– В том мире, откуда его привезли, еще надо умудриться остаться порядочным человеком, – скажет о нем Зарайский. А в какой-то момент сам шоумен обратится к нему:
– Петр Палыч, научите как жить? Помогите.
Один из самых пронзительных моментов спектакля…

Зал ждет, что же ответит Зарайский-Ширвиндт. И ответ приходит незамедлительно, словно годами выношенная мудрость:
– Чаще мой руки, чтобы к ним не приставали деньги и кровь.
И все же минута полного взаимопонимания еще не раз сменится конфликтом. Извечный спор отцов и детей решен театром в достаточно редком нынче жанре фантасмагории. Зарайский вызовет на дуэль шоумена, чтобы в его лице уничтожить всю гнусь циничного времени. Кто выживет в этом конфликте – оставим интригу. Главное, что пойдя по пути мягкой сатиры, театр не выносит обществу строгий приговор, но, поместив типичных его представителей в психушку, ставит диагноз – довольно внятный и настораживающий.
 
 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также