Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

 

В преддверии юбилея легендарной Инны Михайловны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном Панфиловым. Сын знаменитых родителей не выбрал актерскую профессию, но несмотря на это, снялся в нескольких фильмах и выступил продюсером спектакля Театра наций «Аудиенция», где королеву Елизаветы играет его мама (поставил спектакль режиссер Глеб Панфилов).
 
– Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы?
– Это накладывает дополнительную ответственность, потому что публичные люди всегда на виду. А дома мама – просто мама, без зрителей и свидетелей. У каждого – мама самая лучшая в мире.

– Помните свои первые впечатления от маминых ролей в «Ленкоме»?
– Учитывая то, что мне уже сорок, мои детские воспоминания довольно смутны. Но до сих пор помню, что когда меня привели в театр, мне было очень тяжело смотреть на умирающую на сцене маму. Умирала она в «Оптимистической трагедии». Потом, в принципе, она почти во всех спектаклях умирала. И, наверное, это как-то отразилось на моей детской психике, но «что выросло, то выросло». Так что я все время плакал, равно как и когда видел в кино умирающих маминых героинь.  Для маленького ребенка отличить смерть хорошей актрисы в роли, от смерти мамы было сложно.

– Вы ведь потом выбрали актерскую профессию?
– Ничего такого я не выбрал. Я закончил МГИМО, международное право…

– Но в кино все-таки снимались…
– Это хобби. У нас сейчас каждый может сыграть в кино. Это в театре может сыграть только настоящий артист. Киноактеры не умеют играть в театре. Сыграв в кино, я понял, что я, скорее всего, не артист, что этому действительно нужно учится, потому что кроме таланта, нужно обладать большим мастерством. Это серьезнейшая профессия. Сыграв в кино, я гораздо лучше понял и почувствовал своих родителей, свою маму и то, чем она занимается в театре. И каково это, собственно говоря, быть артистом. Но понял только тогда, когда непосредственно попробовал это ремесло, сыграв одну из главных ролей в фильме «Без вины виноватые», поработав с большими артистами. Я понял, что эта профессия требует полной концентрации.

– В детстве вы ведь тоже снялись в фильме вместе с мамой?
– Да, в пятилетнем возрасте, в 1983 году в фильме «Васса».

– Какая у вас самая любимая мамина роль в «Ленкоме»?
– Обожал Мамаеву в «Мудреце». Мне очень нравилось, когда мама играет комедийных персонажей, а не только сугубо драматических. Когда стал старше, очень полюбил «Чайку», которая сейчас не идет. А сейчас мне нравятся спектакли, которые поставил мой отец.

– Вы сказали, что любили больше комедийные роли Инны Михайловны, а в жизни, в общении с близкими она серьезна или иронична?
– У мамы очень тонкое чувство юмора. Но понимаете, нам все время не хватает времени, которое мы могли бы проводить вместе, потому что все постоянно заняты, и график уже расписан практически уже на год вперед.

– Вы выступили продюсером спектакля, который поставил ваш отец, а мама там сыграла главную роль. О таком многие могут только мечтать. Довольны результатом?
– Да, я продюсер спектакля «Аудиенция», посвященного Елизавете Второй, где место действия – Букингемский дворец. И поскольку я сам живу сейчас в Лондоне, то у меня произошло странное смещение. Теперь каждый раз, когда я проезжаю или прохожу мимо Букингемского дворца, у меня такое ощущение, будто я знаю всех во дворце и что где-то там, в полумраке старинных гобеленов и мебели сидит не просто бабушка Елизавета Вторая, а также почему-то еще и моя мама.
У меня ощущение, будто я знаю Елизавету Вторую так же, как я знаю свою маму. Поскольку я всерьез погрузился в тему королевской семьи, то сейчас у меня возникает очень теплое чувство, как к родным людям, когда я приближаюсь к месту действия пьесы «Аудиенция». На сцене Театра наций Инна Михайловна выходит во всех ипостасях Елизаветы Второй, меняя восемь костюмов, включая сцену коронации со скипетром и державой британской империи и заканчивая нежно розовым костюмом пожилой Елизаветы, которой во время действия пьесы – 82 года.

Произошло буквально еще одно смещение сознания, точно также, как это случалось в детстве, когда я смотрел фильмы с маминым участием. Это была мама, но в то же время и баронесса Мюнхгаузен, и Васса Железнова, и Анна Иоановна, а теперь она – Елизавета. А играет Инна Михайловна блестяще, и у меня порой странное чувство, когда понимаю: вот это уже не мама, а ее персонаж.

– Вы не планируете стать продюсером еще какого-то проекта с участием Инны Михайловны и Глеба Анатольевича?
– Вы знаете, в стране, где работают исключительно государственные театры на государственные деньги быть независимым продюсером – неблагодарный труд, связанный в основном с эксплуатацией актеров. А тут у меня сразу возникает проблема, я, будучи продюсером спектакля «Аудиенция», отстаиваю больше интересы семьи, нежели интересы продюсера. Просто дикое раздвоение личности… Так что не уверен, что снова возьмусь за это.
 
Полную версию интервью читайте в октябрьском номере «Театрала»

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Екатерина Райкина: «Родные называли ее Ромочка»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Людмила Иванова: «Почти каждый день стояла в углу»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Виктор Сухоруков: «Бедность и порок»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Максим Никулин: «Родители для меня одно целое»

    Журнал «Театрал»  выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также