Художник, будь человеком!

«Краски взбунтовались». Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола

 
Этот спектакль был сыгран в рамках  16-го сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое и стал одним из самых интересных событий этого форума.
 
Интересным с разных точек зрения. Во-первых, это работа с новым текстом для детского театра, вышедшим из лаборатории Натальи Скороход. Его автор – Александра Сальникова, чьи произведения не раз участвовали, и весьма успешно, в различных драматургических конкурсах. Во-вторых, это авторский театр, к тому же театр художника: Александра Ловянникова здесь выступает сразу в двух «ролях» -  художника и режиссера. В-третьих, это, как часто бывает с детскими спектаклями, интерактивное действие, но без перехода условной границы между сценой и залом, что не приводит к хаосу и неразберихе.
 
Александра Сальникова написала пьесу умную и смешную, игровую и «проблемную» одновременно. А проблема, между прочим, поднята нешуточная: должен ли художник замкнуться в своей белой комнате без окон и творить изо дня в день одно и то же, или же стоит выйти на улицу, раскрыть глаза пошире, удивиться и начать рисовать жизнь?

Аккуратная комнатка Художника – Александры Булатовой поначалу и впрямь напоминает стерильную больничную палату: белое одеяло, белые мольберты и листы бумаги на них, белые одежды Рассказчика – Юлии Вылегжаниной и Музыканта – Александра Котляренко. Да и одежда Художника чиста и незапятнанна никакими красками, несмотря на ежедневную работу.
 
У этого Художника, согласно сюжету, есть всего несколько привычных красок, которым он (она) ежедневно рисует похожие картины на продажу. Впрочем, чтобы включить интерактивность, у детей и родителей в начале спектакля спрашивают: что можно нарисовать желтой краской? А красной или синей? Все, естественно, подсказывают первое, что приходит в голову, и артисты выбирают главное: море, солнце, песок. И вот уже юная Александра Булатова по-детски неумело, но решительно одну за другой рисует эти солнечные морские картинки из трех цветов, которые постепенно заполняют сцену. А Рассказчик – Вылегжанина перевоплощается в покупателя, нацепив для этого усы и изменив голос. Гонорары выплачиваются конфетами, а все это превращается в увлекательную игру, на которую забавно реагируют дети.

Но, понятное дело, рано или поздно однотипное творчество покупателям начинает приедаться, нужно что-то новое. Художник – Булатова отваживается  мазнуть кистью по бумаге немножко по-другому, используя, правда, все ту же синюю краску. И вот рождается… Кто? Спрашивают у детей. Кит, дав волю фантазии, отвечают они. Ну и появляется целая галерея всевозможных китов:  с фонтанчиками или без, и даже просто глаза кита. Но и это скоро приедается, а Художник между тем в быту своем продолжает размеренную жизнь, ложась в постель и выныривая из нее точно по сигналу будильника.
 
И вот однажды ночью краски решают «взбунтоваться». Правда, стоит отметить, что бунта как такового в спектакле нет, все происходит мирным эволюционным путем, а название задает не совсем те эмоции и поступки, которых ожидаешь. И, тем не менее, в стилистике спектакля появляется новый жанр, почти театр кукол. Тюбики с красками оживают, становятся весьма разговорчивыми (управляют ими Рассказчик и Музыкант) и в результате перемешиваются, давая и новые цвета, и возможность детям понять, как они рождаются и что теперь уже с их помощью можно нарисовать.
 
Надо видеть изумление и даже испуг юного Художника – Булатовой, когда, привычно взмахнув кистью, он вдруг видит на бумаге совершенно новые оттенки: зеленый, фиолетовый. И вновь детские подсказки: рисуй лужайку, травку, цветы. И он рисует, постепенно входя во вкус, потому что и интересно, и покупателей с конфетами становится куда больше. Остается последнее: «нарисовать» окно и выглянуть в большой мир. Что в конце концов и происходит, делая Художника не персонажем пусть новой, но сказки, а самым настоящим человеком.
 
В чем это выражается? Ну хотя бы в том, что впервые на сцене начинает звучать нормальный человеческий язык. До этого и Художник, да и остальные персонажи комически косноязычны: они шепелявят, проглатывают звуки, разговаривают кукольно-«сказочными» голосами. У некоторой части публики это, надо признаться, даже начинает вызывать раздражение, пока не приходит понимание, почему так было. Сама же сцена ближе к финалу утрачивает свой доминирующий белый цвет, новых картин становится много, красок еще больше, рисунки развешиваются и расставляются, тесня пустоту, уничтожая размеренность жизни.
 
В этом спектакле Александры Ловянниковой вообще смешано много стилей и жанров. Тут и сторителлинг, который ведут Рассказчик – Вылегжанина и Музыкант – Котляренко, не забывая при этом перевоплощаться в разных покупателей и посетителей, включаясь в игру, аккомпанируя, делая селфи и т.д. И театр кукол, пусть только в зачаточном варианте. И интерактивная игра, когда один раз зрителю доверено переступить через белую линию, чтобы Художник попробовал себя в портретном жанре. И пантомима, и музыкальные моменты. Нет только хаоса и неразберихи, как уже было сказано, потому что все эпизоды тщательно простроены и подобного не допускают.
 
И лишь в самом финале, а вернее, сразу после него демаркационная линия между сценой и залом уничтожается, а малышня вторгается на подмостки, чтобы посмотреть поближе на рисунки и потрогать кисти и краски. И что самое удивительное: Художника это уже не злит. Ведь, став человеком, он сразу же пожелал поделиться всем, что имеет и умеет с окружающими. И каждого научить рисовать этот мир. Будьте уверены, дома дети потребуют бумаги и красок и затеют похожую игру. Этот спектакль Ловянниковой, безусловно, с продолжением, что для театра очень важно.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Завершилась спецпрограмма ЭХО Большого Детского фестиваля

    Специальная программа ЭХО Большого Детского фестиваля завершила работу 30 января в городе Озерск Челябинской области. За четыре дня здесь провели питчинг творческих проектов, образовательную программу для профессионалов театра, мастер-классы и тренинги для детей из творческих студий, а также лабораторию для молодых режиссеров. ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
  • Назначен новый директор театра «Старый дом»

    Новым директором новосибирского театра «Старый дом» назначена Татьяна Ильина, которая раньше была начальником отдела развития Новосибирского музыкального театра. «Очень важно, лично для меня, что в театр «Старый дом» не просто ходят зрители. ...
  • Борис Эйфман готовит киноверсию «Русского Гамлета»

    В Петербурге завершилась съемочная часть работы над пластическим фильмом «Русский Гамлет», пишет Сlassicalmusicnews. Хореограф Борис Эйфман переносит на экран уже девятый спектакль. Киноверсия станет новым сценическим обращением Эйфмана к фигуре императора Павла Первого – человека, чья мечта о власти сбылась слишком поздно и обернулась трагедией. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также