Художник, будь человеком!

«Краски взбунтовались». Прокопьевский драматический театр им. Ленинского комсомола

 

Этот спектакль был сыгран в рамках  16-го сказочного театрального фестиваля «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое и стал одним из самых интересных событий этого форума.
 
Интересным с разных точек зрения. Во-первых, это работа с новым текстом для детского театра, вышедшим из лаборатории Натальи Скороход. Его автор – Александра Сальникова, чьи произведения не раз участвовали, и весьма успешно, в различных драматургических конкурсах. Во-вторых, это авторский театр, к тому же театр художника: Александра Ловянникова здесь выступает сразу в двух «ролях» -  художника и режиссера. В-третьих, это, как часто бывает с детскими спектаклями, интерактивное действие, но без перехода условной границы между сценой и залом, что не приводит к хаосу и неразберихе.
 
Александра Сальникова написала пьесу умную и смешную, игровую и «проблемную» одновременно. А проблема, между прочим, поднята нешуточная: должен ли художник замкнуться в своей белой комнате без окон и творить изо дня в день одно и то же, или же стоит выйти на улицу, раскрыть глаза пошире, удивиться и начать рисовать жизнь?

Аккуратная комнатка Художника – Александры Булатовой поначалу и впрямь напоминает стерильную больничную палату: белое одеяло, белые мольберты и листы бумаги на них, белые одежды Рассказчика – Юлии Вылегжаниной и Музыканта – Александра Котляренко. Да и одежда Художника чиста и незапятнанна никакими красками, несмотря на ежедневную работу.
 
У этого Художника, согласно сюжету, есть всего несколько привычных красок, которым он (она) ежедневно рисует похожие картины на продажу. Впрочем, чтобы включить интерактивность, у детей и родителей в начале спектакля спрашивают: что можно нарисовать желтой краской? А красной или синей? Все, естественно, подсказывают первое, что приходит в голову, и артисты выбирают главное: море, солнце, песок. И вот уже юная Александра Булатова по-детски неумело, но решительно одну за другой рисует эти солнечные морские картинки из трех цветов, которые постепенно заполняют сцену. А Рассказчик – Вылегжанина перевоплощается в покупателя, нацепив для этого усы и изменив голос. Гонорары выплачиваются конфетами, а все это превращается в увлекательную игру, на которую забавно реагируют дети.

Но, понятное дело, рано или поздно однотипное творчество покупателям начинает приедаться, нужно что-то новое. Художник – Булатова отваживается  мазнуть кистью по бумаге немножко по-другому, используя, правда, все ту же синюю краску. И вот рождается… Кто? Спрашивают у детей. Кит, дав волю фантазии, отвечают они. Ну и появляется целая галерея всевозможных китов:  с фонтанчиками или без, и даже просто глаза кита. Но и это скоро приедается, а Художник между тем в быту своем продолжает размеренную жизнь, ложась в постель и выныривая из нее точно по сигналу будильника.
 
И вот однажды ночью краски решают «взбунтоваться». Правда, стоит отметить, что бунта как такового в спектакле нет, все происходит мирным эволюционным путем, а название задает не совсем те эмоции и поступки, которых ожидаешь. И, тем не менее, в стилистике спектакля появляется новый жанр, почти театр кукол. Тюбики с красками оживают, становятся весьма разговорчивыми (управляют ими Рассказчик и Музыкант) и в результате перемешиваются, давая и новые цвета, и возможность детям понять, как они рождаются и что теперь уже с их помощью можно нарисовать.
 
Надо видеть изумление и даже испуг юного Художника – Булатовой, когда, привычно взмахнув кистью, он вдруг видит на бумаге совершенно новые оттенки: зеленый, фиолетовый. И вновь детские подсказки: рисуй лужайку, травку, цветы. И он рисует, постепенно входя во вкус, потому что и интересно, и покупателей с конфетами становится куда больше. Остается последнее: «нарисовать» окно и выглянуть в большой мир. Что в конце концов и происходит, делая Художника не персонажем пусть новой, но сказки, а самым настоящим человеком.
 
В чем это выражается? Ну хотя бы в том, что впервые на сцене начинает звучать нормальный человеческий язык. До этого и Художник, да и остальные персонажи комически косноязычны: они шепелявят, проглатывают звуки, разговаривают кукольно-«сказочными» голосами. У некоторой части публики это, надо признаться, даже начинает вызывать раздражение, пока не приходит понимание, почему так было. Сама же сцена ближе к финалу утрачивает свой доминирующий белый цвет, новых картин становится много, красок еще больше, рисунки развешиваются и расставляются, тесня пустоту, уничтожая размеренность жизни.
 
В этом спектакле Александры Ловянниковой вообще смешано много стилей и жанров. Тут и сторителлинг, который ведут Рассказчик – Вылегжанина и Музыкант – Котляренко, не забывая при этом перевоплощаться в разных покупателей и посетителей, включаясь в игру, аккомпанируя, делая селфи и т.д. И театр кукол, пусть только в зачаточном варианте. И интерактивная игра, когда один раз зрителю доверено переступить через белую линию, чтобы Художник попробовал себя в портретном жанре. И пантомима, и музыкальные моменты. Нет только хаоса и неразберихи, как уже было сказано, потому что все эпизоды тщательно простроены и подобного не допускают.
 
И лишь в самом финале, а вернее, сразу после него демаркационная линия между сценой и залом уничтожается, а малышня вторгается на подмостки, чтобы посмотреть поближе на рисунки и потрогать кисти и краски. И что самое удивительное: Художника это уже не злит. Ведь, став человеком, он сразу же пожелал поделиться всем, что имеет и умеет с окружающими. И каждого научить рисовать этот мир. Будьте уверены, дома дети потребуют бумаги и красок и затеют похожую игру. Этот спектакль Ловянниковой, безусловно, с продолжением, что для театра очень важно.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также