«Ибсен вскрывает то, о чем мы боимся говорить»

Театр Вахтангова представил премьеру Юрия Бутусова

 
В минувшие выходные, 7 и 8 сентября, Театр Вахтангова открыл предъюбилейный 99-й сезон постановкой Юрия Бутусова «Пер Гюнт» по пьесе Генрика Ибсена. В новой работе Бутусов рассказывает парадоксальную и мистическую историю, вслед за Ибсеном рассуждая, что значит «быть самим собой».

– Я давно люблю эту пьесу, и мне невероятно близок ее автор. Он вскрывает людские гнойники, болевые точки. Но ответов не дает. Самое важное, я думаю, то, что это история о милосердии и любви, – рассказал режиссер журналистам после прогона накануне премьеры.

Заглавную роль играют в паре Сергей Волков и Павел Попов, что, по словам Бутусова, символически обозначает многоликость центрального персонажа.

– Если разделить очень условно, то один герой – светлый, второй – темный, – говорит Павел Попов. – Хотя все мы понимаем, что в жизни так не бывает: любой человек имеет множество разных черт. Поэтому, повторюсь, деление условное. Но так или иначе, эти переходы из одного состояния в другое, эмоциональные перепады открывают перед актером огромные возможности для игры.

– Персонажи переходят один в другого, ведут единую сюжетную линию, – добавляет Сергей Волков. – Мне кажется, конфликт Пер Гюнта в том, что он живет с ощущением вседозволенности, которая не сочетается с тем высоким и прекрасным, к чему он хочет прикоснуться. Он стремится сделать близких счастливыми, но ничего не получается.  

Героиня Осе, мать Пер Гюнта, в исполнении Евгении Крегжде находится с сыном в постоянном конфликте. 

– Мне кажется, истоки таких сложных отношений скрыты в неординарности героев. Это люди поэзии, два творческих, цельных, идейных, категоричных – и не приспособленных к жизни человека. Они любят и ненавидят друг друга. В сцене смерти матери они не могут позволить себе расстаться тепло и нежно, как это сделал бы «обычные люди». Именно поэтому сцена завершается сожжением. Оно необходимо Пер Гюнту, чтобы проститься. Я не думаю, что мать испытывает к сыну презрение, скорее, это боль и обида, ведь самое дорогое, с чем тебя неразрывно связывает жизнь, твоя плоть и кровь, не оправдывает твоих надежд. Пер Гюнт придает себя, не следует своим первоначальным принципам, он нечистоплотен. Мать как никто другой видит его дальнейший путь, видит, в кого он превратится. И здесь возникает параллель с матерью Гитлера: оставила бы она своего сына в живых, если бы знала, какую дорогу он выберет?

В работе я отталкивалась от образа Пер Гюнта. При таком неспокойном сыне, играть простонародную женщину было бы странно. Весь процесс был очень интуитивным: много этюдов, тактильного взаимодействия с материалом.

Образ Сольвейг, женщины, ожидающей возвращения своего вечно ищущего избранника, – сильный и вместе с тем лирический. 

– Не думаю, что моя героиня несчастна – она счастлива только потому, что встретила любовь, – рассказывает актриса Яна Соболевская. – Конечно, это безумная любовь, любовь-абсолют. Разрушительная, уничтожающая и вечная. Такую любовь всегда ждут испытания.

Анитру играет актриса Аделина Гизатуллина, которую многие зрители знают по главным ролям в спектаклях Симоновской сцены (художница Фрида Кало в спектакле «Фрида. Жизнь в цвете», танцовщик Вацлав Нижинский в спектакле «Нижинский. Гениальный идиот»).

– Моя героиня – антагонист. Анитру отличает потребительское отношение к Пер Гюнту, и таким образом она контрастирует с чистой и прекрасной любовью Сольвейг, – говорит актриса.

Вместе с художником Максимом Обрезковым Юрий Бутусов создает на сцене сложный мир, полный визуальных метафор, находя решение для текста с большим числом персонажей и мест действия. Особенно это касается третьего акта, где Пер Гюнт уезжает из родной Норвегии. Одну из главных задач здесь играет музыка. 

– Отчасти музыка – это решение спектакля, через нее герои выражают самые болезненные эмоции, – говорит актер Юрий Цокуров. Его персонажа так и зовут – Музыкант. – Музыка помогает приподнять эту историю, придать ей поэтическое звучание. 

– Мне дорог герой Ибсена, хотя его проявления могут быть ужасны, – отметил в заключении Юрий Бутусов. – Ибсен велик потому, что он вскрывает вещи, которых мы боимся, о которых не хотим говорить. Но, каким бы ни был человек, его спасут милосердие и любовь.

Ближайшие показы спектакля состоялся на Основной сцене 22 сентября, 13 и 26 октября.





Справка

Генрик Ибсен – норвежский драматург, один из основателей новой драмы. «Пер Гюнт» (1867) – одно из самых популярных его произведений. Это романтическая поэма, насыщенная поэзией природы, что нашло свое воплощение в знаменитой сюите Эдварда Грига. Ибсен писал, что Пер Гюнт «полон противоречия между способностями и устремлениями, желаниями и возможностями, трагедией человечества и трагедией индивида, которая является в то же время и комедией». Многоплановость композиции поэмы, переплетение гротеска, социальной сатиры, лирики, реалистических и фантастических элементов придают произведению художественный объем и делают его очень сложным для постановки на драматической сцене. 



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также