Живая легенда

Почему нельзя пропустить премьеру Питера Брука

 

13, 14 ноября на фестивале NET представят спектакль «Why?», новую работу 94-летнего разрушителя канонов и непререкаемого авторитета в одном лице – Питера Брука.
 
«Патриарх» современного театра
 
Режиссера стали называть «великим» уже в 1960-е. Он был одновременно любимцем и лондонских зрителей, и жителей африканских деревень, где выступал со своей «бродячей труппой» и одним ковриком. Он работал с «созвездием» великих актеров, сотрудничал с художником Сальвадором Дали и неврологом Оливером Саксом, ходил в кино с Фиделем Кастро и спорил о природе театра с Бертольдом Брехтом. Не говоря уже о санскритских ученых и индуистских священниках, с которыми Брук консультировался для создания «Махабхараты».
 
Питер Брук – сын русско-еврейских ученых из Латвии, а точнее Российской империи, откуда они эмигрировали в 1907 году и запатентовали популярное лекарство под названием Brooklax. С детьми они говорили исключительно по-английски, а по-русски только выясняли отношения. Русский язык Питер Брук решил учить сам, уже будучи студентом. В Оксфорде он думал, что может стать художником, композитором, пианистом и иностранным корреспондентом, чтобы отправляться в опасные командировки по всему миру и «просто сказать, что он не равен маленькому миру лондонского среднего класса». Но…
 
К 20 годам на счету Питера Брука было уже шесть профессиональных спектаклей. Спустя год он прославился, выкинув со сцены все декорации за полчаса до премьеры спектакля «Ромео и Джульетта». Желание «урезать, упростить, очистить» он позже объяснил в своей культовой книге «Пустое пространство». В 23 он был назначен режиссером Королевского оперного театра и регулярно пересекал Атлантику, чтобы работать на Бродвее. Ранняя карьера Брука охватила все: от шекспировской и бульварной комедии до оперы и мюзиклов. Но делал он это с убеждением, что «каждый режиссер, начинает ли он карьеру или находится на ее закате, должен идти против течения». «Моя работа всегда состояла в том, чтобы освободить себя от тисков традиции», – говорит Питер Брук.
 
Основав в 1970-м свой Международный театральный центр в Париже, большую часть своей жизни он посвятил стиранию культурных границ в театре, а все поиски сводил к тому, чтобы «люди, сидящие в зале, ощутили присутствие невидимого». По словам Брука, порой это ощущение возникает спонтанно, но задача режиссера – разработать театральную технику, которая даст шанс удержать момент и – главное – раз за разом вызывать «высшее» и «невидимое». «Обдумывание без эмоции превращается в лекцию, а чистая эмоция без логической схемы – в рок-концерт», и только их соединение, как утверждает Питер Брук, дает нужный результат. 
 
Свой основной метод – «хождение по канату» – он использует в разных странах, с актерами, принадлежащими к разным «школам», на протяжении многих лет. «В материале всегда можно открыть неожиданную глубину, актер способен отыскать ее и в самом себе, используя простейшую точку отсчета: почувствовать себя канатоходцем, – объясняет Брук. – Все аспекты театрального процесса, да и сама жизнь, открываются по-новому благодаря этому способу работы с материалом». Как его испытать, во многом объясняет фильм «На канате», который снял сын Брука, Саймон.
 
В это трудно поверить, но в свои 94 Питер Брук до сих пор живет в сумасшедшем графике. Готовится к презентации своей новой книги «Игра на слух: размышления о музыке и звуке», которая выйдет в Великобритании. Летает спремьерным спектаклем «Why?» и парижским театром «Буфф-дю-Нор» по всему миру: за короткий он побывал в Штатах, Китае, Италии, Испании и, наконец, добрался до России.
 
Спектакль-оммаж Мейерхольду
 
В свои 94 Питер Брук – живая легенда и абсолютная величина – задается детским вопросом: «Почему?» Почему люди посвящают свою жизнь театру и почему Мейерхольд был казнен в 1940 году?
 
«Why?» – это дань уважения режиссеру, который твердо верил, что революция была спасением для его смелого искусства и для него самого – антиреалиста, антипсихолога, заглянушего в будущее. «Сегодня нет необходимости говорить о системе Мейерхольда. Она стала частью театрального мейнстрима. И это прекрасно», – считает Брук.
 
«Why?» – это поиск неизвестного в двух частях. Первая – вопросы Всевышнему, на которые он отвечает вопросом. Вторая – последние трагические главы жизни Мейерхольда, «единственного настоящего мученика в истории театра, во имя театра».«Он был инкарнацией, воплощением революции, – говорит Питер Брук. – Когда революционное движение превратилось в сталинизм, то есть диктатуру, Мейерхольд продолжал бороться за свои убеждения, и это его погубило».
 

Кстати, двоюродный брат Питера Брука, Валентин Плучек, много лет возглавлявший Театр сатиры, в юности работал ассистентом у Мейерхольда и играл в его спектаклях.

 
«Why?» – это история о свободе самовыражения, которую три актера рассказывают просто и минималистично, под звуки пианино, но в их, казалось бы, тихой игре есть подлинная магия. Они, как медуимы, оживляют московскую театральную жизнь 20-х – в ее поразительных формах, в ее эстетических прорывах.
 
«Мейерхольд принципиально изменил представление о том, чем может быть и должен быть актер, – говорит Питер Брук. – Даже ко времени, когда я начинал в лондонском театре, хорошим актером считался тот, кто мог играть только лицом. То есть вся вселенная человеческого тела была отброшена как ненужная. Мейерхольд показал, что тело не просто является выразительным средством, как, например, в танце, а есть тотальное выразительное средство театра».  

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также