Ольга Романецкая: «Всегда стараюсь смотреть на театр глазами зрителя»

Молодежный театр на Фонтанке отметил юбилей

 

18 января Молодежный театр на Фонтанке отметил свое 40-летие, а накануне директор театра Ольга РОМАНЕЦКАЯ рассказала «Тетаралу» о планах и надеждах коллектива.

– Ольга Николаевна, второй сезон подряд вы – директор Молодежного театра на Фонтанке. И знаю, что для вас назначение на директорский пост было своего рода риском. Напомним читателям: вам пришлось довольно поспешно занять этот пост (по сути выручить театр), поскольку скоропостижно скончалась директор Лилия Семенова… 
– Моя цель в прошлом сезоне заключалась именно в том, чтобы не снизить тот уровень, который был задан Лилией Анатольевной. Она была очень опытным директором и много сделала для Молодежного театра.

– Но вот сезон прошел…
– Да, сезон прошел и надо двигаться дальше, чтобы жизнь Молодежного театра не останавливалась. У нас масса планов, идей. Они касаются не только спектаклей, но и других проектов, направленных на более тесное общение со зрителем. Например, у театра большой парк, который мы рассматриваем как своего рода «зеленое фойе». И уже три года подряд в День города, 27 мая, мы проводим там театрализованные праздники. 

Приглашаем публику, которая становится участницей масштабного действа. В Год театра мы устроили в Измайловском парке нечто вроде «театрального лабиринта» – зрители могли не только примерить костюмы, попробовать грим, сфотографироваться, но и пообщаться с артистами.

– Это ваша идея?
– Когда-то давно ее предложила Лилия Анатольевна, но мы намерены ее развивать и не ограничиваться только лишь Днем города. В парке можно проводить чтецкие вечера, викторины, выставки, концерты… Мы нацелены на то, чтобы деятельность Молодежного театра была разнообразной…

– Так говорят и многие ваши молодые коллеги, которые занимают директорский пост, приходят окрыленные, со своими идеями, но потом начинается рутина (отчеты, бухгалтерия, налоги) и творческий огонек угасает…
– Да, я боюсь такой участи. Но все же надеюсь, что мне хватит сил заниматься не только документами. У меня достаточно долгая история работы в театре, причем не только в этом. Я десять лет работала в Театре комедии и прошла путь от билетера до главного администратора. Но даже в эти не совсем творческие обязанности нужно вкладывать душу - помогать артистам, поддерживать командный дух…

Когда я пришла в Молодежный театр на Фонтанке, не зарядиться его атмосферой было просто невозможно! Это Театр-Дом. Я смотрю на наших артистов и всегда спрашиваю себя: «Что я могу сделать, чтобы  им работалось комфортно? Как сохранить эту домашнюю атмосферу, чтобы и зритель почувствовал это?»
Творческие поиски Семена Яковлевича мне очень близки. Я его давняя поклонница. И когда смотрю его спектакли, то нахожу ответы на многие собственные наболевшие вопросы. Бесконечно могу смотреть «Жаворонка»… Для меня это лучший способ преодолеть невзгоды. Я поплачу, выплесну негативные эмоции и с новыми силами – за работу.

А если говорить про отчеты и сметы, то, конечно же, это основной фронт деятельности любого директора. Но я прекрасно понимаю, что, если моя жизнь не будет наполнена впечатлениями от спектаклей, то административная работа превратится в рутину.

– То есть вы привносите в работу и свое зрительское впечатление?
– Конечно. Всегда стараюсь смотреть на театр глазами зрителя. Я и сама преданный зритель Молодежного театра на Фонтанке с большим стажем, потому чувства поклонников театра мне знакомы.  И сейчас, наблюдая за нашими гостями, я могу сразу понять, что понравилось, а что не понравилось публике.

– Болезненно реагируете, если видите, что кто-то ушел в середине спектакля?
– Да, болезненно… Хотя в нашем театре это случается нечасто. Но, даже рассматривая жалобы, я стараюсь поставить себя на место зрителя.

– Как бы вы сформулировали, какова все же самая основная сложность в вашей работе? 
– Сложность – в поиске дополнительного финансирования, спонсорской поддержки. Но я надеюсь, что этот вопрос мы постепенно сможем решить. Мне очень хочется, чтобы у театра были средства на выпуск новых масштабных спектаклей, чтобы наши сотрудники (не только артисты, но и работники постановочной части, многочисленных хозяйственных и административных служб, садовники), получали хорошие зарплаты.

– На моей памяти вы первый директор театра, который говорит о том, что должен позаботиться еще и о садовниках… 
– Наш театр находится в парке. И хотя по сути парк принадлежит государству, он находится у театра в безвозмездном пользовании. Мы  вкладываем деньги в уход за ним, занимаемся ландшафтным дизайном. В нашем парке есть удивительный арт-объект – минискульптура «Петербургский ангел», рядом с которой любят фотографироваться туристы.  Измайловский парк для нас - часть театрального пространства.

– Вы сказали, что много лет подряд были преданной зрительницей Молодежного театра. Но теперь вы с Семеном Яковлевичем работаете в тандеме…
– Да, в тандеме. Главным остается художественный руководитель. Моя цель – помочь ему реализовать творческие планы. От коллег знаю, что в каждом театре взаимоотношения творческой и административной части складываются по-разному, но мне повезло: Семен Яковлевич доверяет директору. Очень важно, когда художественный руководитель  слышит тебя.

В прошлом году мы приняли в штат 14 стажеров – выпускников курса Семена Спивака. Конечно, это дополнительные расходы. Но мы совместно решили рискнуть, и, я уверена, не проиграем. Ребята органично вошли в труппу, загорелись свежими идеями, у них появились поклонники…

– То есть садовый принцип вы переносите и в театральную сферу: из тепличных условий выпускники переходят в большую жизнь…
– Это не моя заслуга. Молодежный театр на Фонтанке всегда жил традициями преемственности – молодежь выходит на одну площадку вместе с мастерами сцены. В 2020 году театру исполняется 40 лет, и есть артисты, которые работают здесь всю свою жизнь. Кроме того, за четверть века Семен Яковлевич выпустил четыре  курса, и многие выпускники остались в труппе.

– Я знаю, что сейчас Молодежный театр развивает гастрольное и фестивальное направления. В прошлом сезоне, например, коллектив ездил в Турку… 
– А сейчас театр из Турку приедет к нам …

– Насколько эти направления для вас приоритетны и важны? 
– В государственном задании гастроли никак не учитываются. Но поддержание гастрольной практики – это одна из наших приоритетных задач. Гастроли нужны для имиджа, для творческого обогащения; они необходимы, чтобы о театре знали за пределами Санкт-Петербурга.

Недавно наши артисты побывали на фестивалях в Ярославле, Москве, Белгороде. На  фестивале современной драматургии им. А. Вампилова в Иркутске мы показали спектакль «Прошлым летом в Чулимске». После спектакля к нашим артистам подошли иркутские коллеги и сказали, что в нашей постановке звучит «настоящий Вампилов». Понимаете, как это важно!..

На гастролях другая публика, и почувствовать ее реакцию просто необходимо.

Подобные отзывы дают новый импульс для развития спектакля.  
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Березкин: «Поддержка для меня много значит»

    17 августа в Общественной палате РФ прошел круглый стол, где обсуждали положение детских школ искусств в России. Настоящим взрывом стало выступление доцента Московской консерватории Михаила Лидского, который говорил на самую страшную тему – ложных клеветнических обвинений в педофилии, которые уже сейчас прошлись катком по судьбам людей. ...
  • «Казус Березкина»: в поддержку педагога, попавшего в «план по педофилам»

    Продолжается расследование дела театрального педагога Александра Березкина, обвиненного в развратных действиях по отношению к несовершеннолетней. Дело возбудили на основании заявления одной из родительниц... За педагога вступилось множество его коллег, родителей его воспитанников. ...
  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
Читайте также