Профессор Борис Любимов: «Важно понимать, что это не навсегда»

Ректор ВТУ им. Щепкина – о выпускниках, абитуриентах и о жизни после пандемии

 

С началом пандемии творческие вузы, как и все остальные учебные заведения, вынуждены были перейти на дистанционное обучение. Но если в отношении «обычных» учебных программ этот процесс более или менее представим, то к программам театрального образования, включающим такие дисциплины, как фехтование и вокал, возникает много вопросов. Как сейчас организован учебный процесс в театральных институтах? Что делать с дипломными спектаклями? И когда теперь будет проходить творческий конкурс? На вопросы «Театрала» ответил ректор ВТУ им. Щепкина, профессор Борис ЛЮБИМОВ.

– Борис Николаевич, как построено онлайн-обучение в вашем вузе?

– Прежде всего, я хотел бы отметить, что преподавание онлайн – не более чем выход из трудного положения. Важно понимать, что это не навсегда. Говорю это потому, что любую подобную кампанию бывает трудно остановить. Уже и эпидемия закончится – а мы, охваченные технологическим азартом, все будем переходить на онлайн-лекции. Такого, конечно, быть не должно. Театральное образование тем и отличается, что предполагает живой контакт, – как и само театральное искусство. Посмотрите, какие блестящие возможности сейчас предлагает интернет: в записи можно посмотреть лучшие спектакли со всего мира. Но это ведь не отменяет театра. Он потому и дорог человеку, несмотря на все открытия кинематографа и телевидения, что по-прежнему дает возможность общаться между собой, обмениваться энергией. Я очень надеюсь, что, когда все это кончится (а я верю, что это не за горами), люди рванут в театр. Потому что почувствуют нехватку того самого общения.

Переход в онлайн мы осуществили, но здесь тоже важно трезво оценивать ситуацию. Во-первых, студенты находятся в разных условиях – и в смысле проживания, и в смысле технического оснащения. У кого-то довольно продвинутые гаджеты, у кого-то нет. Во-вторых, не все педагоги блестяще владеют техникой. Я это знаю и по Щепкинскому училищу, и по ГИТИСу, с которым постоянно держу связь. Сейчас мы стараемся преодолевать эти сложности. В-третьих, далеко не все дисциплины можно преподавать через интернет. Одно дело – теоретические предметы и совершенно другое – вокал, фехтование, сцендвижение, сценречь или мастерство актера. Хотя на самом деле и театроведение – это все равно общение глаза в глаза, которое невозможно заменить онлайн-лекцией.

– Как вы поступили с такими дисциплинами, которые принципиально не могут существовать в сети?

– Общение педагогов и студентов, конечно, продолжается: ведутся консультации, даются советы. В остальном, я думаю, мы будем наверстывать упущенное, когда соберемся вновь – или в мае, или летом (сейчас точных дат не назовет никто).

В этом смысле приходится преодолевать психологию тех, кто считает, что ничего не произошло и все должно быть так же, как прежде. Помню, когда я только объявил о приостановке занятий, ко мне подходили и спрашивали: но через неделю-то мы вернемся? Я на этих людей смотрел с некоторым недоумением, потому что понимал: мы не вернемся ни через неделю, ни даже через месяц. Еще в марте я предлагал наверстать учебные часы в июле-августе. Конечно, это перестроит нашу привычную жизнь, в том числе и отпуска. Ну, что делать, придется потрудиться – такой год. Люди, которые начинают фыркать и негодовать, напоминают мне тех, кто в 41-м году, в ответ на предложение отправиться в эвакуацию в Ташкент, говорил: да что вы, какой Ташкент, у меня путевка в Прибалтику!

Проблема есть, и с ней приходится считаться. Поэтому 2020 год нужно прожить без паники, но чрезвычайно собранно.

– Что делать с дипломными спектаклями? И есть ли понимание, когда проводить творческий конкурс?

– Если говорить о нашем институте, то практически все дипломные спектакли уже сыграны, поэтому у нас есть основания для выдачи дипломов. Другое дело, что одни спектакли вышли в мае 2019 года, а другие были готовы только к середине марта нынешнего года – как раз тогда, когда мы были вынуждены приостановить занятия. Между тем, возможность много раз выходить на разную публику очень важна для студентов, ведь таким образом приобретается практика.

Теоретические дисциплины, учитывая экстраординарную ситуацию, можно сдать и онлайн. Но, повторюсь, очень важно, чтобы это не превратилось в постоянную практику. Переживем коронавирус и вернемся к нормальной работе.

Что же касается творческого конкурса, решение по нему будут принимать Министерство культуры и Министерство просвещения. Дело в том, что мы зависим от даты ЕГЭ. Если Единый госэкзамен будет проходить в более поздние сроки, то и прослушивания мы передвинем.

О том, как переживают дистанционный формат другие театральные вузы, читайте в «Театрале» в ближайшее время.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
  • Алексей Гуськов сыграет главную роль в «Седьмой симфонии»

    В Санкт-Петербурге стартовали съемки 8-серийного художественного фильма «Седьмая симфония» о том, как случилось практически невозможное – 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, и по радио впервые прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. ...
  • Мариинский театр покажет три масштабных премьеры

    До конца 2020 года Мариинский театр предполагает представить три премьерных спектакля, и это будут немаленькие постановки. Об этом художественный руководитель и директор Мариинки Валерий Гергиев заявил в онлайн-эфире первого международного дискуссионного форума #ArtSpace. ...
Читайте также