Григорий Заславский: «Актерское мастерство невозможно преподавать онлайн»

Ректор ГИТИСа – о выпускниках, абитуриентах и мастерах на карантине

 

С переходом на карантин студенты большинства вузов освоили Zoom, где теперь проходят лекции и семинары. Но как организован учебный процесс на актерско-режиссерских курсах? И главное – как и когда будет проходить творческий конкурс? На вопросы «Театрала» ответил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.    

– Григорий Анатольевич, есть ли понимание, как быть с выпускными экзаменами, с дипломными спектаклями, если карантин затянется? 

– В недавнем обращении Минкульта к ректорам творческих вузов говорится, что мы должны «заканчивать учебный год в сроки, установленные основными образовательными программами, согласно утвержденному графику учебного процесса».

Промежуточная аттестация возможна онлайн. Но с выпускными курсами дело обстоит сложнее. Студенты не могут быть допущены к государственной итоговой аттестации, если учебный план не выполнен в полном объеме. И, к сожалению, мы выпускникам остались должны. Например, актерам драматического, музыкального театра, актерам эстрады все часы не вычитали – все-таки учебные процессы прервались в начале семестра: 7 февраля мы вышли после каникул, а через 1,5 месяца уже объявили карантин. Сейчас все, что только можно, мы преподаем онлайн, а остальное переносим на посткарантинное время. Студенты получат дипломы со всеми часами, но, видимо, позднее, чем обычно.

Дело в том, что диплом ГИТИСа имеет международный стандарт, и, если в приложении не будут указаны все часы, он перестанет конвертироваться за рубежом, а наши выпускники все-таки работают и в Европе, и в Америке. Не хотелось бы терять это достижение. Конвертируемость – принципиальный момент.

– Абитуриентов волнует, как и в какие сроки будут проходить вступительные экзамены? 

– Что касается приема: есть специальности, по которым принять онлайн невозможно – и совместно с Минобрнауки мы прорабатываем возможность провести отборочные испытания в очном режиме. Обсуждаем, как это делать при самом оптимистичном и самом пессимистичном сценарии. Если вы помните, в мультфильме «Вокруг света за 80 дней» на вопрос: «Есть ли у тебя план?» – отвечали: «У меня есть два плана». На каждый сценарий у нас должно быть как минимум два варианта поведения.

– Какие специальности невозможно принять онлайн и почему?

– Это актеры драматического театра, музыкального театра, актеры эстрады. Это режиссеры всех трех направлений. И плюс еще режиссеры цирка. Это художники-сценографы. Для театроведов, продюсеров и даже художников-технологов мы, конечно, проведем выпускную и приемную кампанию онлайн и не будем «качать права». В аспирантуру, магистратуру, ассистентуру тоже будем принимать дистанционно. Но. Мы точно знаем, что не можем провести творческий конкурс онлайн. Почему?

В ГИТИСе мы занимаемся (по аналогии со спортом) «искусством высших достижений. И гордимся тем, что в позапрошлом году наша выпускница получила приз за лучшую женскую роль на Каннском фестивале, а в прошлом – наша студентка играла главную роль в фильме, который показали в Каннах в одной из конкурсных программ. На счету двух наших актеров – призы за лучшие мужские роли на Берлинале. Мы должны ориентироваться на эти достижения и завоевывать новые награды, получать признание вопреки тому, что конъюнктура поворачивается к России совсем не лицом.

Если мы хотим заниматься не самодеятельностью, а искусством, то, конечно, прием может быть только очным.

– Многие творческие вузы проводят лекции и семинары в Zoom. Как сейчас организован учебный процесс в ГИТИСе?

– Актерское мастерство невозможно преподавать онлайн. Но это не значит, что наши мастера, находясь сейчас в отпуске, не общаются со студентами. Общаются и очень часто. Актеры и режиссеры – люди особо острого восприятия мира. Им это общение просто необходимо для «самосохранения». Поэтому и Олег Львович Кудряшов, и Дмитрий Анатольевич Крымов, и Александр Борисович Титель, и Дмитрий Александрович Бертман – все наши преподаватели, от самых молодых до самых уважаемых и маститых, поддерживают связь со студентами онлайн. Если за городом нет нормального интернет-подключения, то созваниваются, как Владимир Алексеевич Андреев со своим выпускным курсом – говорят о профессии, обсуждают творческие проекты.

– То есть общение со студентами – их собственная инициатива? Это не организованный учебный процесс, а поддержание творческих контактов?

– Да, и эти контакты, естественно, сохранятся, когда они закончат ГИТИС. Очень показательно, что актер Александр Петров после шумной кинопремьеры «Лед-2», вышедшей незадолго до карантина, сказал: «Это первая роль, которую я готов показать своему педагогу». Мнение Хейфеца для него до сих пор остается важным, как и для Павла Деревянко, Виктории Толстогановой, как и для Елены Яковлевой, которая сама уже – мэтр, – мнение Владимира Алексеевича Андреева. Не знаю, как это происходит в других сферах, но для людей искусства очень важна связь с мастерами. Я каждый раз восхищаюсь, когда Денис Мацуев начинает интервью со слов благодарности своей учительнице из Иркутской детской музыкальной школы.

– СТД запустил на своей цифровой платформе серию мастер-классов. Проводят ли мастер-классы преподаватели ГИТИСа?

– Совместно с Театральным институтом им. Щукина мы запустили курсы повышения квалификации для актеров всей России. При ГИТИСе есть Центр непрерывного образования, и, собственно, благодаря Министерству культуры мы оказались готовы ко всему, что сейчас происходит: просто перевели все свои технические мощности на «военные рельсы». Чтобы перейти в онлайн, нам не понадобилось никаких усилий. Мы сделали это мгновенно – и привлекли коллег.

Наши курсы по актерскому мастерству, по технике речи и даже по сценическому движению были адресованы не студентам, а именно профессионалам.

Передавать опыт онлайн можно только профессионалам, которые понимают, о чем идет речь, с которыми уже можно вести разговор о действии. Для сравнения: начинающего пианиста невозможно ничему научить, пока педагог не возьмет руку и не почувствует, насколько она расслаблена, пока не поставит ее «домиком». И только когда «домик» уже получился, можно пробовать играть гамму.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Армен Джигарханян собрал труппу

    В Театре Армена Джигарханяна впервые после карантина собрались полным составом, чтобы обсудить планы на сезон. Артисты и представители администрации опробовали на себе все меры безопасности, предписанные зрителям, в том числе рассадку с учетом социальной дистанции. ...
  • «Большие гастроли» восстанавливают работу в полном объеме

    Самый масштабный театральный проект Министерства культуры РФ начинает реализацию федеральной программы по гастролям ведущих столичных, региональных и зарубежных театров. С 22 по 30 августа Театр Вахтангова первым отправится на гастроли в Кемерово и Новокузнецк. ...
  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
Читайте также