Константин Райкин: «Нельзя гербарием заменить живой лес»

Худрук «Сатирикона» об онлайн-спектаклях, поэзии Пушкина и живом общении

 

На пресс-конференции в рамках XV Международного Санкт-Петербургского книжного салона Константин Райкин рассказал об опыте трансляций спектаклей еще до пандемии, исполнении стихотворений Пушкина без «мертвого академизма» и общении в эпоху карантина.

Как отметил художественный руководитель театра «Сатирикон», на карантине он времени зря не терял: «Это дало возможность многое переосмыслить, перечитать, выучить из того, что хотел выучить…» Не откладывал народный артист и занятия со студентами. Вместе с начинающими актерами и режиссерами разбирал тексты, в том числе А.С. Пушкина, которого считает «драматургичным поэтом». «Большая опасность в исполнении пушкинских произведений – это хрестоматийность, мертвый академизм», которые не имеют ничего общего с живой и современной и, как подчеркивает Райкин, «опережающей наше время» поэзией классика.

Константин Аркадьевич отметил, что есть и целая компания современных поэтов, которых он читает, в том числе с подачи своих студентов, и которым планирует посвятить новый моноспектакль.

«Экран «экранирует» энергию»

Несмотря на постоянные zoom-контакты в условиях карантина Райкин считает, что они не заменят реальных разговоров. «Это вынужденное общение. Оно дало новые житейские навыки. Но эти общие собрания, то есть общие совещания, в Zoom не заменят живого общения».

Скептически относится Константин Райкин и к онлайн-спектаклям: «Экранные варианты спектаклей – это гербарий. Нельзя гербарием заменить лес живой, понимаете?»

Но несмотря на критическое отношение к онлайн-показам, Константин Аркадьевич заявляет, что они еще до пандемии практиковали прямые трансляции. Спектакль шел на сцене «Сатирикона», а смотрели его в другом городе – полный зал кинотеатра. Райкин уверен, что театры будут стремительно осваивать интернет-пространство, но считает, «экран все равно задерживает энергию, он ее «экранирует» – ощущения театра нет, есть только представление о спектакле».

«Книга имеет запах. Интернет не пахнет»

Не заменит интернет и бумажные книги. Это как с одеждой, говорит Райкин: «Когда появилась синтетика, она потеснила хлопок и шелк, но потом это все вернулось и стало еще дороже». Новые технологии способны лишь немного потеснить литературу, но она никуда не денется. Большую тревогу вызывает другое – молодые люди мало читают, и «это целая проблема нового поколения». У нынешней молодежи «короткие мысли», плохо работает «воображалка». И все потому, что она не осиливает книги, которые заставляют представлять прочитанное.

Константин Аркадьевич рекомендует читать всем, независимо от возраста и не только на карантине: Сервантеса, Диккенса, Достоевского, Бродского, Водолазкина и Макдонаха.

Как и вся труппа «Сатирикона», он с нетерпением ждет возвращения в любимый театр и новых встреч со зрителем. Театральный сезон обещает начать ярко – с премьеры по Мольеру.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • «Love Lockdown» театра Шаубюне покажут с русскими субтитрами

    Театральная компания Фёдора Елютина «Импресарио» перевела на русский онлайн-спектакль «Love Lockdown». Одноименная пьеса британского драматурга Дункана Макмиллана была написана во время самоизоляции. 25 мая берлинский театр «Шаубюне» провел премьерный показ ее постановки в Zoom. ...
  • Эрмитаж откроется для посетителей 15 июля

    Вход в музей будет ограничен, а передвижение внутри него – строго регламентированно. Все посетители, как и работники Эрмитажа, должны быть в маске, перчатках и соблюдать дистанцию. «Посещение музея будет организовано по сеансам, будут работать несколько точек для входа и выхода. ...
  • КАРО.Арт покажет кино глазами Теодора Курентзиса

    Команда musicAeterna и КАРО.Арт запустили серию показов шедевров мирового кинематографа. На онлайн-платформе musicAeterna будут представлены фильмы, выбранные Теодором Курентзисом. Кинопроект стартовал с показа «Гертруды» Карла Теодора Дрейера. ...
  • Последние показы киберспектакля «Брак»: отношения после пандемии

    Семен Александровский поставил в спектакль-антиутопию о будущем, к которому мир приблизился с началом пандемии, историю отношений мужчины и женщины в «цифровой», феминистской и политической плоскости.  «Брак» создает образ пост-ковидной действительности. ...
Читайте также