После отмены карантинных мер далеко не все творческие коллективы смогут вернуться к нормальной работе. Сокрушительный удар нанесен по частным театрам страны. О крайне сложном финансовом положении «Театралу» рассказал художественный руководитель екатеринбургского Центра современной драматургии, ученик Николая Коляды, Антон Бутаков.
– Уже два месяца наш театр работает только в онлайн. У нас регулярная и довольно насыщенная афиша. Это и утренники для детей, и шоу о любви к театру «Паразиты», и онлайн-концерты, и ток-шоу «Переход на личности»... В течение первого месяца мы еще транслировали и некоторые наши спектакли. За все время, что театр находится на самоизоляции, единственная финансовая поддержка, которую мы получили – это то, что нам со всей России, да, можно сказать, со всего мира – присылают наши зрители. География просмотров наших активностей в Сети и переводов – от Челябинска до Нью-Йорка. Кроме того, нас немного поддержал партнёр нашего театра компания «ЗИТЦ» из Московской области (Зеленоградский инновационно-технологический центр).
Вся наша онлайн программа – в свободном доступе, но мы просим зрителей поддержать театр любой посильной им суммой. Других средств сейчас просто нет, поскольку ЦСД живет исключительно на деньги, вырученные от продажи билетов. Из пожертвований, которые мы получаем буквально с миру по нитке, выдаем символичную зарплату коллективу из семнадцати человек, десять из них – артисты, состоящие в труппе, и семь человек – техническая команда театра. За аренду помещения мы не платим уже третий месяц. Арендодатель, понимая, в какой ситуации сейчас оказались все, пошел навстречу и пока оплату не требует, но ведь есть еще и коммунальные платежи. На сегодняшний день мы сумели расплатиться только за электроэнергию за март. Чтобы покрывать расходы ежемесячно, театр должен зарабатывать минимум 600 тысяч рублей, из которых 150 тысяч – это только аренда.
За время карантина ситуации нас, директоров и руководителей малых театров, дважды приглашали на совещания в министерство культуры Свердловской области, но по их итогам так ни к чему и не пришли. Неоднократно называлась сумма 28 млн рублей, которая была выделена на поддержку небольших театров, но мы до сих пор ничего не получили. Нам сказали, что частные театры, якобы, где-то не отмечаются, поэтому и не получают помощь. Но где надо отмечаться, никто из руководителей, присутствующих на совещании, в итоге не понял. Мы ежегодно сдаем статистику в Росстат, платим налоги, отчитываемся в РАО, где еще мы должны отмечаться?! В каких документах нас нет. Без них мы, получается, для государства вроде и не существуем?! И это при том, что нас знают не только в Екатеринбурге, но и по всей театральной России. Знают и в Европе, потому что мы ежегодно вели активную гастрольную, фестивальную деятельность, в прошлом году играли спектакли в Новом пространстве Театра наций.
Из всех частных театров в Екатеринбурге самые известные – это, конечно, Коляда-Театр и наш Центр современной драматургии. Но теперь выясняется, что в списках мы не числимся и поэтому рассчитывать на господдержку не сможем, а значит – не сможем продолжить и нашу деятельность. На сезон, который свернулся из-за карантина, было запланировано много гастролей, особенно жаль не состоявшейся поездки в Болгарию. Накануне закрытия мы сыграли спектакль «Город поэтов», концерт, посвященный Дню театра, выпустили премьеру по пьесе Николая Коляды «Мертвым сном» и как раз приступали к репетициям спектакля «Сон в летнюю ночь», параллельно работая над несколькими проектами... Но сейчас понятно, что все сдвинулось, поменялось. И речь теперь идет просто о выживании. Конечно, проблемы у частных театров были всегда, но карантин их обострил, они вышли на иной информационный уровень. Я очень надеюсь, что эта волна в СМИ по поводу частных театров все же приведет к какому-то решению. Потому что независимые творческие коллективы всегда были и остаются движущей силой для развития современного андеграундного театра.
Если у читателей журнала «Театрал» будет желание и возможность поддержать коллектив Центра современной драматургии, то это можно сделать следующим образом:
- купить билет с открытой датой ("Билет на любое мероприятие")
- помочь материально
4276 1604 7725 6417 Ирина Георгиевна А. (Сбербанк)
4584 4328 1672 8092 Антон Владимирович Б. (Альфа-банк)

Вся наша онлайн программа – в свободном доступе, но мы просим зрителей поддержать театр любой посильной им суммой. Других средств сейчас просто нет, поскольку ЦСД живет исключительно на деньги, вырученные от продажи билетов. Из пожертвований, которые мы получаем буквально с миру по нитке, выдаем символичную зарплату коллективу из семнадцати человек, десять из них – артисты, состоящие в труппе, и семь человек – техническая команда театра. За аренду помещения мы не платим уже третий месяц. Арендодатель, понимая, в какой ситуации сейчас оказались все, пошел навстречу и пока оплату не требует, но ведь есть еще и коммунальные платежи. На сегодняшний день мы сумели расплатиться только за электроэнергию за март. Чтобы покрывать расходы ежемесячно, театр должен зарабатывать минимум 600 тысяч рублей, из которых 150 тысяч – это только аренда.
За время карантина ситуации нас, директоров и руководителей малых театров, дважды приглашали на совещания в министерство культуры Свердловской области, но по их итогам так ни к чему и не пришли. Неоднократно называлась сумма 28 млн рублей, которая была выделена на поддержку небольших театров, но мы до сих пор ничего не получили. Нам сказали, что частные театры, якобы, где-то не отмечаются, поэтому и не получают помощь. Но где надо отмечаться, никто из руководителей, присутствующих на совещании, в итоге не понял. Мы ежегодно сдаем статистику в Росстат, платим налоги, отчитываемся в РАО, где еще мы должны отмечаться?! В каких документах нас нет. Без них мы, получается, для государства вроде и не существуем?! И это при том, что нас знают не только в Екатеринбурге, но и по всей театральной России. Знают и в Европе, потому что мы ежегодно вели активную гастрольную, фестивальную деятельность, в прошлом году играли спектакли в Новом пространстве Театра наций.
Из всех частных театров в Екатеринбурге самые известные – это, конечно, Коляда-Театр и наш Центр современной драматургии. Но теперь выясняется, что в списках мы не числимся и поэтому рассчитывать на господдержку не сможем, а значит – не сможем продолжить и нашу деятельность. На сезон, который свернулся из-за карантина, было запланировано много гастролей, особенно жаль не состоявшейся поездки в Болгарию. Накануне закрытия мы сыграли спектакль «Город поэтов», концерт, посвященный Дню театра, выпустили премьеру по пьесе Николая Коляды «Мертвым сном» и как раз приступали к репетициям спектакля «Сон в летнюю ночь», параллельно работая над несколькими проектами... Но сейчас понятно, что все сдвинулось, поменялось. И речь теперь идет просто о выживании. Конечно, проблемы у частных театров были всегда, но карантин их обострил, они вышли на иной информационный уровень. Я очень надеюсь, что эта волна в СМИ по поводу частных театров все же приведет к какому-то решению. Потому что независимые творческие коллективы всегда были и остаются движущей силой для развития современного андеграундного театра.
Если у читателей журнала «Театрал» будет желание и возможность поддержать коллектив Центра современной драматургии, то это можно сделать следующим образом:
- купить билет с открытой датой ("Билет на любое мероприятие")
- помочь материально
4276 1604 7725 6417 Ирина Георгиевна А. (Сбербанк)
4584 4328 1672 8092 Антон Владимирович Б. (Альфа-банк)