Марк Варшавер: «Главная тенденция в Ленкоме – омоложение спектаклей»

 

Руководитель театра «Ленком Марка Захарова» и глава Директорской ложи театров Москвы – о выходе из карантина, планах на новый сезон и ставке на молодежь. 

–  Марк Борисович, когда Ленком вернется к репетициям? И насколько они в принципе возможны и оправданы в сегодняшних условиях?

–  Как руководитель я принял решение, что репетиции сейчас не целесообразны, потому что несколько встреч погоды не сделают, а с 1 июля театр уже уходит в отпуск. Люди получат заработную плату в полном объеме, как и получали 3,5 месяца на карантине.

–  Что вы планируете предпринять, чтобы минимизировать риски, когда начнутся первые репетиции и пойдет первый зритель?

–  Первые репетиции, которые должны начаться с 1 августа, будут направлены на восстановление текущего репертуара. В афише Ленкома – 18 спектаклей, и на каждый нужно выделить хотя бы один-два дня. Поэтому в августе мы не предполагаем играть – будем только репетировать, в том числе новый спектакль «Моя прекрасная Галатея» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Что касается начала сезона, то если нам разрешат открыться для зрителей, то с 1 сентября мы будем показывать наш репертуар и, естественно, вернемся к постановке новых спектаклей, которых в репертуарном портфеле театра – шесть.

Для безопасности зрителей и работников театра сделано практически все, что только можно придумать. Мы провели анализы всему коллективу на антитела. Ни одного переболевшего – из 362-х сотрудников – не выявилось. Это первое. Второе. При входе мы поставили платформы, проходя сквозь которые человек обеззараживается. Кроме того, на входе охранник предлагает всем замерить температуру. Сейчас я говорю пока про служебный вход для работников театра. В каждой гримерной комнате стоят ультрафиолетовые лампы, которые полностью дезинфицируют пространство. Это же предусмотрено и в зрительской зоне. 

–  Как Вы считаете, имеет ли смысл «шахматная рассадка», если скопление людей в гардеробе, буфете, фойе, туалетных комнатах все равно никто не отменял?

–  Есть надежда, что уже в августе обсуждения «шахматной рассадки» прекратятся. Мало того, я беседовал с Поповой Анной Юрьевной, главой Роспотребнадзора, которая говорит, что, наверно, к концу лета вопрос будет снят. Мы должны начать новый сезон в обычном режиме и работать так, как работали до карантина: без масок, перчаток и полупустого зала. Хотя, конечно, никто не знает, как поведет себя эта жуткая болезнь, которая поразила весь мир. Поэтому мы должны только верить в то, что она снова не пойдет в наступление, и не случится второй волны.

В Ленкоме до декабря месяца спланирован репертуар, в том числе выездные спектакли в октябре. Но это будет возможно лишь в том в случае, если коронавирус закончит вести себя безобразно.

– Главная цель сейчас – это не столько выпуск премьер, сколько возвращение зрителей. И все-таки, вы ранее говорили о шести премьерах. Что именно было в планах?

–  Уже в августе мы планируем прогон премьерного спектакля «Моя прекрасная Галатея», который ставит Сергей Дьячковский, наш молодой актер и режиссер. По-моему, очень талантливый парень. Я надеюсь, что это будет любопытная работа. Притом радует, что здесь задействована молодежь и только два народных – Александр Збруев и Елена Шанина – последние из могикан. В главной роли – замечательные Татьяна Збруева и Анна Зайкова.

Главная тенденция, которая наметилась в Ленкоме – это омоложение тех спектаклей, которые делал наш дорогой и великий Марк Анатольевич.

Вторая премьера – «Трое под одной крышей» с двумя нашими большими актрисами – Татьяной Кравченко и Олесей Железняк. Следующий на очереди – мюзикл Владимира Панкова. Он обещает поставить «Человека из Ламанчи» (по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот»). Панков очень музыкальный, пластичный и невероятно талантливый. Я вообще считаю, что он один из лучших современных режиссеров. Дальше литовский режиссер Дайнюс Казлаускас должен поставить мольеровскую комедию «Тартюф»

И, безусловно, большая надежда на Глеба Панфилова, которого мы уже много раз просили подарить Ленкому новый спектакль с участием великой Инны Чуриковой. Обещает. И очень надеюсь, что все сложится. Спектакли, которые он ставил с нашими артистами, всегда пользовались громадным успехом.

И еще один премьерный спектакль, с которым я связываю большие надежды, – это «Поминальная молитва». В память о великом Захарове и наших народных артистах – Евгении Леонове, Татьяне Пельтцер, Александре Абдулове, Всеволоде Ларионове. «Поминальная молитва» была хитом 90-х. Но новый спектакль, который я поручил поставить Александру Лазареву, ни в коем случае не будет восстановлением и попыткой повторить то, что было 30 лет назад. В главных ролях задействованы Сергей Степанченко, Олеся Железняк, Анна Большова. Воплощение таких масштабных творческих замыслов было бы затруднительно без нашего официального партнера – Сбербанка России.

Надо сказать, что в Ленкоме – 16 народных и 13 заслуженных артистов, чем не может похвастаться ни один театр. И у нас прекрасная молодежь. Уникальная труппа. Все выращены, выпестованы Марком Анатольевичем. И все – личности, какую фамилию ни возьми.

–  Вопрос, как и с чем предстоит выходить к зрителям – самый мучительный. Многие предрекают театру, рассчитывающему на публику, полное погружение в развлекательность. Каким будет зрительский запрос, на Ваш взгляд? 

–  Не стоит копать глубоко и рассуждать совсем уж пессимистично. Я скромный человек, всего 51 год работаю в театре и 41 в Ленкоме, поэтому считаю, что зрительский запрос не будет меняться – все настолько соскучились по стационарному театру, что будут открыты для всех жанров и направлений. 

–  Как, по вашим ощущениям, настроены артисты? Настороженно и не спешат репетировать или, напротив, решительно и «рвутся в бой»?

–  Конечно, рвутся. Они же с 16 марта «поставлены на паузу», почти четыре с половиной месяца не выходят на сцену, не репетируют. И ждут с нетерпением, когда снова смогут войти в репетиционный зал, увидеть глаза партнера. Это, конечно, будет счастьем для тех актеров, которые любят свою профессию, которые хотят работать, хотят продолжать дело Захарова и Ленкома.

–  Прошедший сезон был вдвойне непростой. Первый без Марка Анатольевича. И впервые урезанный на треть. Что, по Вашим ощущениям, за это время осталось в «Ленкоме» неизменным и что изменилось?

– Продолжать дело Захарова без Захарова невозможно. Наша задача, прежде всего, моя как руководителя – сохранить зрительский интерес, сделать все, чтобы люди тянулись в Ленком и на новые спектакли, привлекать режиссеров с именем, давать роли всем артистам. Они получали высшее образование не для того, чтобы работать в массовке. Надо максимально их задействовать. Это главная задача всего громадного коллектива «Ленкома Марка Захарова».

Чтобы реализовать все планы, нужна кропотливая работа и немножко таланта, без которого ничего не сделать. Я очень рассчитываю на наш талантливый коллектив, притом не только творческий, но и технический.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Алёна Яковлева: «Она во всём была максималистской»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Вениамин Смехов: «Моя родина – русский язык»

    10 августа празднует юбилей известный актер театра и кино Вениамин Смехов. Не раз он давал интервью журналистам «Театрала», и сегодня мы поздравляем любимого артиста и публикуем фрагменты из интервью разных лет.   - Вениамин Борисович, чем вы живете в «пост-таганковскую» эпоху? ...
  • Евгений Князев отмечает юбилей

    В Тульском политехническом институте Евгений Князев и не думал, что, получив специальность горного инженера, вновь будет студентом, что, окончив Театральное училище им. Щукина, вернётся сюда преподавать, а потом станет ректором Альма-матер. ...
  • Дмитрий Бертман: «Из маминого платья я вырезал кусок на занавес»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также