Руководитель театра «Ленком Марка Захарова» и глава Директорской ложи театров Москвы – о выходе из карантина, планах на новый сезон и ставке на молодежь.
– Марк Борисович, когда Ленком вернется к репетициям? И насколько они в принципе возможны и оправданы в сегодняшних условиях?
– Как руководитель я принял решение, что репетиции сейчас не целесообразны, потому что несколько встреч погоды не сделают, а с 1 июля театр уже уходит в отпуск. Люди получат заработную плату в полном объеме, как и получали 3,5 месяца на карантине.
– Что вы планируете предпринять, чтобы минимизировать риски, когда начнутся первые репетиции и пойдет первый зритель?
– Первые репетиции, которые должны начаться с 1 августа, будут направлены на восстановление текущего репертуара. В афише Ленкома – 18 спектаклей, и на каждый нужно выделить хотя бы один-два дня. Поэтому в августе мы не предполагаем играть – будем только репетировать, в том числе новый спектакль «Моя прекрасная Галатея» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Что касается начала сезона, то если нам разрешат открыться для зрителей, то с 1 сентября мы будем показывать наш репертуар и, естественно, вернемся к постановке новых спектаклей, которых в репертуарном портфеле театра – шесть.
Для безопасности зрителей и работников театра сделано практически все, что только можно придумать. Мы провели анализы всему коллективу на антитела. Ни одного переболевшего – из 362-х сотрудников – не выявилось. Это первое. Второе. При входе мы поставили платформы, проходя сквозь которые человек обеззараживается. Кроме того, на входе охранник предлагает всем замерить температуру. Сейчас я говорю пока про служебный вход для работников театра. В каждой гримерной комнате стоят ультрафиолетовые лампы, которые полностью дезинфицируют пространство. Это же предусмотрено и в зрительской зоне.
– Как Вы считаете, имеет ли смысл «шахматная рассадка», если скопление людей в гардеробе, буфете, фойе, туалетных комнатах все равно никто не отменял?
– Есть надежда, что уже в августе обсуждения «шахматной рассадки» прекратятся. Мало того, я беседовал с Поповой Анной Юрьевной, главой Роспотребнадзора, которая говорит, что, наверно, к концу лета вопрос будет снят. Мы должны начать новый сезон в обычном режиме и работать так, как работали до карантина: без масок, перчаток и полупустого зала. Хотя, конечно, никто не знает, как поведет себя эта жуткая болезнь, которая поразила весь мир. Поэтому мы должны только верить в то, что она снова не пойдет в наступление, и не случится второй волны.
В Ленкоме до декабря месяца спланирован репертуар, в том числе выездные спектакли в октябре. Но это будет возможно лишь в том в случае, если коронавирус закончит вести себя безобразно.
– Главная цель сейчас – это не столько выпуск премьер, сколько возвращение зрителей. И все-таки, вы ранее говорили о шести премьерах. Что именно было в планах?
– Уже в августе мы планируем прогон премьерного спектакля «Моя прекрасная Галатея», который ставит Сергей Дьячковский, наш молодой актер и режиссер. По-моему, очень талантливый парень. Я надеюсь, что это будет любопытная работа. Притом радует, что здесь задействована молодежь и только два народных – Александр Збруев и Елена Шанина – последние из могикан. В главной роли – замечательные Татьяна Збруева и Анна Зайкова.
И, безусловно, большая надежда на Глеба Панфилова, которого мы уже много раз просили подарить Ленкому новый спектакль с участием великой Инны Чуриковой. Обещает. И очень надеюсь, что все сложится. Спектакли, которые он ставил с нашими артистами, всегда пользовались громадным успехом.
И еще один премьерный спектакль, с которым я связываю большие надежды, – это «Поминальная молитва». В память о великом Захарове и наших народных артистах – Евгении Леонове, Татьяне Пельтцер, Александре Абдулове, Всеволоде Ларионове. «Поминальная молитва» была хитом 90-х. Но новый спектакль, который я поручил поставить Александру Лазареву, ни в коем случае не будет восстановлением и попыткой повторить то, что было 30 лет назад. В главных ролях задействованы Сергей Степанченко, Олеся Железняк, Анна Большова. Воплощение таких масштабных творческих замыслов было бы затруднительно без нашего официального партнера – Сбербанка России.
Надо сказать, что в Ленкоме – 16 народных и 13 заслуженных артистов, чем не может похвастаться ни один театр. И у нас прекрасная молодежь. Уникальная труппа. Все выращены, выпестованы Марком Анатольевичем. И все – личности, какую фамилию ни возьми.
– Вопрос, как и с чем предстоит выходить к зрителям – самый мучительный. Многие предрекают театру, рассчитывающему на публику, полное погружение в развлекательность. Каким будет зрительский запрос, на Ваш взгляд?
– Не стоит копать глубоко и рассуждать совсем уж пессимистично. Я скромный человек, всего 51 год работаю в театре и 41 в Ленкоме, поэтому считаю, что зрительский запрос не будет меняться – все настолько соскучились по стационарному театру, что будут открыты для всех жанров и направлений.
– Как, по вашим ощущениям, настроены артисты? Настороженно и не спешат репетировать или, напротив, решительно и «рвутся в бой»?
– Конечно, рвутся. Они же с 16 марта «поставлены на паузу», почти четыре с половиной месяца не выходят на сцену, не репетируют. И ждут с нетерпением, когда снова смогут войти в репетиционный зал, увидеть глаза партнера. Это, конечно, будет счастьем для тех актеров, которые любят свою профессию, которые хотят работать, хотят продолжать дело Захарова и Ленкома.
– Прошедший сезон был вдвойне непростой. Первый без Марка Анатольевича. И впервые урезанный на треть. Что, по Вашим ощущениям, за это время осталось в «Ленкоме» неизменным и что изменилось?
– Продолжать дело Захарова без Захарова невозможно. Наша задача, прежде всего, моя как руководителя – сохранить зрительский интерес, сделать все, чтобы люди тянулись в Ленком и на новые спектакли, привлекать режиссеров с именем, давать роли всем артистам. Они получали высшее образование не для того, чтобы работать в массовке. Надо максимально их задействовать. Это главная задача всего громадного коллектива «Ленкома Марка Захарова».
Чтобы реализовать все планы, нужна кропотливая работа и немножко таланта, без которого ничего не сделать. Я очень рассчитываю на наш талантливый коллектив, притом не только творческий, но и технический.
– Марк Борисович, когда Ленком вернется к репетициям? И насколько они в принципе возможны и оправданы в сегодняшних условиях?
– Как руководитель я принял решение, что репетиции сейчас не целесообразны, потому что несколько встреч погоды не сделают, а с 1 июля театр уже уходит в отпуск. Люди получат заработную плату в полном объеме, как и получали 3,5 месяца на карантине.
– Что вы планируете предпринять, чтобы минимизировать риски, когда начнутся первые репетиции и пойдет первый зритель?
– Первые репетиции, которые должны начаться с 1 августа, будут направлены на восстановление текущего репертуара. В афише Ленкома – 18 спектаклей, и на каждый нужно выделить хотя бы один-два дня. Поэтому в августе мы не предполагаем играть – будем только репетировать, в том числе новый спектакль «Моя прекрасная Галатея» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Что касается начала сезона, то если нам разрешат открыться для зрителей, то с 1 сентября мы будем показывать наш репертуар и, естественно, вернемся к постановке новых спектаклей, которых в репертуарном портфеле театра – шесть.
Для безопасности зрителей и работников театра сделано практически все, что только можно придумать. Мы провели анализы всему коллективу на антитела. Ни одного переболевшего – из 362-х сотрудников – не выявилось. Это первое. Второе. При входе мы поставили платформы, проходя сквозь которые человек обеззараживается. Кроме того, на входе охранник предлагает всем замерить температуру. Сейчас я говорю пока про служебный вход для работников театра. В каждой гримерной комнате стоят ультрафиолетовые лампы, которые полностью дезинфицируют пространство. Это же предусмотрено и в зрительской зоне.
– Как Вы считаете, имеет ли смысл «шахматная рассадка», если скопление людей в гардеробе, буфете, фойе, туалетных комнатах все равно никто не отменял?
– Есть надежда, что уже в августе обсуждения «шахматной рассадки» прекратятся. Мало того, я беседовал с Поповой Анной Юрьевной, главой Роспотребнадзора, которая говорит, что, наверно, к концу лета вопрос будет снят. Мы должны начать новый сезон в обычном режиме и работать так, как работали до карантина: без масок, перчаток и полупустого зала. Хотя, конечно, никто не знает, как поведет себя эта жуткая болезнь, которая поразила весь мир. Поэтому мы должны только верить в то, что она снова не пойдет в наступление, и не случится второй волны.
В Ленкоме до декабря месяца спланирован репертуар, в том числе выездные спектакли в октябре. Но это будет возможно лишь в том в случае, если коронавирус закончит вести себя безобразно.
– Главная цель сейчас – это не столько выпуск премьер, сколько возвращение зрителей. И все-таки, вы ранее говорили о шести премьерах. Что именно было в планах?
– Уже в августе мы планируем прогон премьерного спектакля «Моя прекрасная Галатея», который ставит Сергей Дьячковский, наш молодой актер и режиссер. По-моему, очень талантливый парень. Я надеюсь, что это будет любопытная работа. Притом радует, что здесь задействована молодежь и только два народных – Александр Збруев и Елена Шанина – последние из могикан. В главной роли – замечательные Татьяна Збруева и Анна Зайкова.
Вторая премьера – «Трое под одной крышей» с двумя нашими большими актрисами – Татьяной Кравченко и Олесей Железняк. Следующий на очереди – мюзикл Владимира Панкова. Он обещает поставить «Человека из Ламанчи» (по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот»). Панков очень музыкальный, пластичный и невероятно талантливый. Я вообще считаю, что он один из лучших современных режиссеров. Дальше литовский режиссер Дайнюс Казлаускас должен поставить мольеровскую комедию «Тартюф».Главная тенденция, которая наметилась в Ленкоме – это омоложение тех спектаклей, которые делал наш дорогой и великий Марк Анатольевич.
И, безусловно, большая надежда на Глеба Панфилова, которого мы уже много раз просили подарить Ленкому новый спектакль с участием великой Инны Чуриковой. Обещает. И очень надеюсь, что все сложится. Спектакли, которые он ставил с нашими артистами, всегда пользовались громадным успехом.
И еще один премьерный спектакль, с которым я связываю большие надежды, – это «Поминальная молитва». В память о великом Захарове и наших народных артистах – Евгении Леонове, Татьяне Пельтцер, Александре Абдулове, Всеволоде Ларионове. «Поминальная молитва» была хитом 90-х. Но новый спектакль, который я поручил поставить Александру Лазареву, ни в коем случае не будет восстановлением и попыткой повторить то, что было 30 лет назад. В главных ролях задействованы Сергей Степанченко, Олеся Железняк, Анна Большова. Воплощение таких масштабных творческих замыслов было бы затруднительно без нашего официального партнера – Сбербанка России.
Надо сказать, что в Ленкоме – 16 народных и 13 заслуженных артистов, чем не может похвастаться ни один театр. И у нас прекрасная молодежь. Уникальная труппа. Все выращены, выпестованы Марком Анатольевичем. И все – личности, какую фамилию ни возьми.
– Вопрос, как и с чем предстоит выходить к зрителям – самый мучительный. Многие предрекают театру, рассчитывающему на публику, полное погружение в развлекательность. Каким будет зрительский запрос, на Ваш взгляд?
– Не стоит копать глубоко и рассуждать совсем уж пессимистично. Я скромный человек, всего 51 год работаю в театре и 41 в Ленкоме, поэтому считаю, что зрительский запрос не будет меняться – все настолько соскучились по стационарному театру, что будут открыты для всех жанров и направлений.
– Как, по вашим ощущениям, настроены артисты? Настороженно и не спешат репетировать или, напротив, решительно и «рвутся в бой»?
– Конечно, рвутся. Они же с 16 марта «поставлены на паузу», почти четыре с половиной месяца не выходят на сцену, не репетируют. И ждут с нетерпением, когда снова смогут войти в репетиционный зал, увидеть глаза партнера. Это, конечно, будет счастьем для тех актеров, которые любят свою профессию, которые хотят работать, хотят продолжать дело Захарова и Ленкома.
– Прошедший сезон был вдвойне непростой. Первый без Марка Анатольевича. И впервые урезанный на треть. Что, по Вашим ощущениям, за это время осталось в «Ленкоме» неизменным и что изменилось?
– Продолжать дело Захарова без Захарова невозможно. Наша задача, прежде всего, моя как руководителя – сохранить зрительский интерес, сделать все, чтобы люди тянулись в Ленком и на новые спектакли, привлекать режиссеров с именем, давать роли всем артистам. Они получали высшее образование не для того, чтобы работать в массовке. Надо максимально их задействовать. Это главная задача всего громадного коллектива «Ленкома Марка Захарова».
Чтобы реализовать все планы, нужна кропотливая работа и немножко таланта, без которого ничего не сделать. Я очень рассчитываю на наш талантливый коллектив, притом не только творческий, но и технический.