Кишинёв, Молдова. «Театр в центре города - лакомый кусок»

 

Журнал «Театрал» продолжает рассказывать читателям о жизни и творчестве русских театров за рубежом. Сегодня мы представляем вашему вниманию очередной материал из зарубежья, наш собеседник - генеральный директор кишиневского Государственного Русского драматического театра им. Чехова, народный артист Молдовы, обладатель медали Российской Федерации - «А.С. Пушкина» -  Константин Харет.

 
– Константин Спирович, в российской прессе было сообщение о скандальной ситуации, которая возникла в вашем театре несколько месяцев назад, когда пять актеров обратились в высшие органы власти страны с просьбой отстранить вас от должности. А теперь уже 96 из 115 ваших сотрудников, выступили с ответным письмом, настаивая на том, чтобы договор с вами, который истекает в октябре, был продлён, и чтобы вы продолжили руководить театром. Разъясните нам, пожалуйста, ситуацию из первых уст.

– Скажу только, что при личной встрече с президентом Молдовы, господин Додон заверил, что окажет руководству и коллективу театра всю необходимую помощь. Очень приятно, что руководству страны не безразличны проблемы русского театра. Единственное нарушение, которое по итогам многочисленных финансовых проверок, начатых в театре еще в сентябре, следствие сумело мне инкриминировать - это конфликт интересов.

Суть его предельно проста и хорошо понятна в театральном сообществе: вся беда в том, что я и члены моей семьи (жена, тёща, старший сын, кстати, жена и теща служили в театре еще до моего прихода в качестве актера) – артисты, и мы работаем в одном театре. Проверяющим нет дела до актерских династий, которые традиционно существовали в театральном мире, и они не хотят слышать о том,  что вся наша семья тоже является ярким представителем такой династии. Мои родители тоже артисты: отец - актёр, Мастер искусств Молдовы Спиру Харет, мама - Народная артистка РМ Паулина Завтони. 

Ни в ходе финансовых проверок, ни в результате последовавших за ними визитов в театр представителей ревизионных комиссий, представителей прокуратуры и Национального органа по неподкупности не было выявлено никаких финансовых нарушений. Единственное, что мне предъявили, так это «конфликт интересов» как главную провинность. Я, конечно же, пытался объяснить проверяющим, что природа актёрской профессии такова, что дети, выросшие в театре, за кулисами, часто выбирают жизненный путь, подобный родительскому. Но проверяющие меня словно не слышали. 15 июля будет суд, и если он примет решение о моем отстранении, то я, буду его обжаловать. Когда стали известны результаты первой финансовой проверки, я попросил представителей министерства культуры огласить их на собрании перед всеми сотрудниками, так как мне от коллектива скрывать нечего. 

– Как вы считаете, каков истинный мотив всех этих проверок?

– Я думаю, что театр как здание, находящееся в самом центре города - довольно лакомый кусок, давно уже привлекающий внимание многих интересантов. Поскольку столь жесткое внимание проявлено к нам уже не в первый раз, то я считаю, что этот мотив является основным, просто поводы меняются. 

Версий происходящего хоть отбавляй, но мне не хочется погружаться в их обсуждение. Для меня самое главное - это растущий интерес к русскому театру со стороны нашей публики, со стороны благодарных зрителей, которых с каждым годом становится все больше. По данным Министерства Культуры, Театр им. А.П. Чехова» самый посещаемый в стране. Надеюсь, как и весь коллектив нашего театра, который очень консолидировано выступил в мою защиту и поддержку, что мы успешно продолжим нашу деятельность и после карантина. 

– А как эта история с двумя противоборствующими петициями, подписанными вначале пятью актерами - против вас, а затем 96-тью- за вас, сказалась на атмосфере в коллективе? Не отразилось ли это на качестве спектаклей?
– С тремя артистами из этой «пятерки» другие актёры отказываются выходить на сцену, потому что тройка подписантов стала вести себя по отношению к партнерам по спектаклям крайне непрофессионально. Остальные не нарушают актёрскую этику на площадке, поэтому, в данном случае, проблем с заменами и вводами не произошло. И качество спектаклей не страдает.

– Константин, скажите, а как вы справляетесь с общей для всего театрального мира проблемой - с ограничениями, вызванными пандемией. Над чем в данный момент работаете, что готовите к началу сезона? 

– Репетировать в полном объёме сейчас нельзя, в Молдове вновь стали действовать более строгие ограничения, потому что после снятия большинства карантинных мер, рост заболеваемости стал резко увеличиваться. Собирать на репетицию более трёх человек запрещено, поэтому готовим к новому сезону три моноспектакля. Строгий масочный режим и социальную дистанцию продлили до конца года. И я даже не уверен, что нам позволят открыть сезон в сентябре. Если зрителей мы ещё можем посадить через ряд, и через кресло, чтобы соблюсти дистанцию, то как же нам её соблюдать на сцене? Так что вынуждены пока репетировать лишь три моно-драмы, чтобы было чем начинать сезон. 

– А какие планы вы были вынуждены скорректировать в связи с пандемией, какие спектакли, проекты перенесли? 
– Пандемия, конечно, разрушила много планов. Накануне театр вернулся с Международного театрального фестиваля из Македонии с гран-при, затем мы должны были отправиться на фестиваль «Балтийский дом» в Санкт-Петербург, продолжилась бы наша активная гастрольная деятельность по российским городам. Я хочу выразить благодарность Министерству культуры Российской Федерации за включение нашего театра в программу «Большие гастроли». Для нас, как театра русского зарубежья, такая возможность имеет огромное значение - мы получаем шанс знакомить русскоязычных зрителей с нашими спектаклями. И для наших артистов – это серьезная проверка: каждый спектакль в каждом новом городе гастрольного маршрута – своего рода экзамен на профессионализм, и глоток свежего воздуха. 

Что же касается нашего репертуара, то нам, к сожалению, не удалось выпустить в этом сезоне спектакль «А зори здесь тихие» и «Дядю Ваню», за сезон мы выпускаем порядка пяти-шести премьер, в том числе к Новому году обязательно - детский спектакль.

Не знаю, когда мы выйдем из карантина, но не теряем надежд попасть в летнюю театральную школу на берегу Чёрного моря в Шеквитили, в Грузии, организованную председателем ассоциации деятелей русских театров зарубежья Николаем Николаевичем Свентицким. За время проведения школы у актеров есть отличная возможность учиться, общаться, повышать свой профессиональный уровень. 

Со своей стороны я хочу поблагодарить руководителей ассоциации за письмо, которое они сейчас написали в мою поддержку. К этому письму присоединились наши коллеги из Армении и Украины. Очень приятно, что наша семья русскоязычных театров зарубежья протягивает в трудный момент руку помощи, это дорогого стоит. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Париж. «Я всегда прошу обратить внимание на наш театр»

    28 июля в парижском русском театре-студии «МА-АРТ» состоится первый после карантина премьерный показ спектакля «Маленькие трагедии».  О непростых условиях работы, неиссякаемом энтузиазме артистов и отсутствии поддержки рассказывает наш сегодняшний собеседник, художественный руководитель театра «МА-АРТ», режиссёр Людмила АНДРЕЕВА. ...
  • Кишинёв, Молдова. «Театр в центре города - лакомый кусок»

    Журнал «Театрал» продолжает рассказывать читателям о жизни и творчестве русских театров за рубежом. Сегодня мы представляем вашему вниманию очередной материал из зарубежья, наш собеседник - генеральный директор кишиневского Государственного Русского драматического театра им. ...
  • В Русском театре драмы им. Искандера ставят знаменитую пьесу Лорки

    В Русском театре драмы им. Искандера (Сухум, Абхазия) выходит первая посткарантинная премьера - «Кровавая свадьба». Премьерные показы спектакля по пьесе Федерико Гарсии Лорки состоятся 10 и 11 июля.   «Мы давно ждали эту премьеру, - говорит гендиректор театра Ираклий Хинтба. ...
  • Цюрих. «Надеемся, что без поддержки нас не оставят»

     «Театрал» продолжает серию публикаций о том, как в условиях пандемии живут и творят русские театры в странах дальнего зарубежья. Сегодня о возвращении своего коллектива к привычной жизни рассказывает художественный руководитель русского Театра сценической классики в Швейцарии Людмила Майер-Бабкина. ...
Читайте также