Игорь Неведров: «При переводе в онлайн театр теряет главное»

 

Мы продолжаем показы новоформатных спектаклей первого онлайн-фестиваля, организованного журналом «Театрал». Сегодня знакомим зрителей со скринлайф-проектом «Пир во время чумы», созданным режиссёром и актером Театра Романа Виктюка Игорем Неведровым.

– Игорь, как вы считаете, насколько ситуация с пандемией ускорила приход театра в онлайн?

– Коронавирус и вся ситуация, связанная с ним, сподвигли множество талантливых людей на попытки синтезировать театр и виртуальное пространство. Но, на мой взгляд, пока что это дорога в никуда, потому что театр подразумевает живое человеческое общение, общение глаза в глаза, а не посредством какой бы то ни было технолгии, ведь согласитесь, чаепитие за общим столом невозможно заменить чаепитием по Скайпу, какой бы качественной картинка ни была.

Спектакль – это живое присутствие. Точка. В условиях запрета встреч театр может существовать, если он уйдёт в подполье или если отыщется хоть какой-то способ собирать людей безопасно. Как бы театр ни пытался выйти в эфир – это будет или телевидение, или кино-производство, одним словом – другой вид искусства.

Конкурировать здесь театр не может, потому что это выход на чужую территорию. Да и смысла нет в этой конкуренции.

Конечно, талантливые театральные люди свою каплю в море видео контента внесли, может быть, кого-то вдохновили, заставили задуматься.

– Какие вы можете сделать выводы по итогам работы над скринлайф-спектаклем «Пир во время чумы»? Чем ценен данный опыт?

– Пандемия заставила очень глубоко задуматься о жизни и переосмыслить средства общения. «Оказывается и так можно», думаю, стало девизом многих из нас во время самоизоляции. Но главное и очевидное открытие для меня оказалось в том же, в чем увидел спасение для себя Александр Сергеевич Пушкин во время эпидемии холеры – в творчестве. Во время пандемии живой водой было именно оно.

В «Пире во время чумы» выхода нет. В финале пьесы возникает, согласно ремарке поэта, глубокая задумчивость. Потому что ни в забытьи, ни в отрезвлении нет спасения, оно только в одном, и Пушкин его нащупал самим актом написания пьесы. А для нас свет в «Пире» – это акт создания спектакля, скринлайфа если хотите. Я предпочитаю называть это произведение скринлайфом без слова «спектакль», потому что скринлайф – это понятие, близкое к социальным сетям, к виртуальному интерактиву. Главное – то, что творить можно в любой обстановке и надо оставаться верным творчеству.

– Какие подводные камни вам как режиссеру приходилось преодолевать, работая над проектом?

– Для меня это был эксперимент в синтезировании двух условностей. Социальные сети – это ведь большая условность. Войдя в чей-то аккаунт, вы соглашаетесь с указанной там информацией о человеке, с его внешностью и увлечениями. И даже если не соглашаетесь, вы всё равно уже внутри условности. Таковы правила. В этом есть элемент игры. И я стремился понять, насколько эта цифровая условность коррелируется с условностью театральной. Наблюдая за попытками моих коллег выйти в онлайн режим, я понимал, что без навыка кинопроизводства это невозможно. К счастью, у меня есть опыт работы кинорежиссёром.

– Проводя чёткие границы между театром и кино, вы полагаете, что, переходя в видео-формат, театр больше теряет, чем приобретает?

– Думаю, что здесь ситуация схожа с переводом с одного языка на другой, только здесь «перевод» между видами искусства. Все мы знаем, что видеоверсии спектаклей интересно смотреть только тогда, когда они грамотно сняты. Когда режиссёр и монтажёр видеоверсии вникают в суть происходящего на сцене, и когда технологически всё осуществлено на высоком уровне. Для полноценного перехода театра в онлайн, технология должна шагнуть настолько глубоко в нашу природу, чтобы мы, общаясь виртуально, не ощущали разницы между виртуальным и живым общением. Но когда это произойдёт, и какими тогда будут средства коммуникации – пока можно лишь гадать. Тем не менее, бояться нечего. Человечество постоянно развивается, жизнь становится технологичнее, и это не может не оказывать влияния на культуру и творчество.


Напомним, все онлайн-спектакли одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Digital-переворот

    На время карантина театр, как и все мы, переселился в цифровую среду, где друг за другом стали появляться zoom-спектакли. Сначала поднялась волна интереса, но скоро все сошлись на мысли, что Zoom вынуждает повторяться, штамповать однообразные «окна» с говорящими головами, а театральная игра, перенесенная на экран, подчас вызывает чувство недоумения. ...
  • Онлайн-фестиваль «Цифровой театр». Зрительский фидбэк

    Журнал «Театрал» и дирекция первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр» подвели итоги конкурса на самый интересный зрительский отзыв. Публикуем текст победителя, который попадет и на страницы сентябрьского номера. ...
  • Оцифрованный театр

    Цифровой театр – нужен он или нет? Может ли заменить обычный, живой и ламповый, в эпоху пандемии, которая может растянуться надолго и стать нашей новой реальностью? Об этом я думала все три месяца на карантине, наблюдая, как театр, лишенный возможности нормально работать, изобретает все новые способы пробиться к зрителю сквозь экраны компьютеров, как упрямая трава прорастает сквозь собянинскую плитку. ...
  • Первый онлайн-фестиваль «Цифровой театр» подвел итоги

    Дирекция онлайн-фестиваля «Цифровой театр»-2020, организованного журналом «Театрал», объявила итоги первого смотра, показавшего разнообразие новых театральных онлайн-проектов, созданных российскими театрами во время вынужденного ухода в цифровое пространство в период пандемии. ...
Читайте также