Игорь Неведров: «При переводе в онлайн театр теряет главное»

 
Мы продолжаем показы новоформатных спектаклей первого онлайн-фестиваля, организованного журналом «Театрал». Сегодня знакомим зрителей со скринлайф-проектом «Пир во время чумы», созданным режиссёром и актером Театра Романа Виктюка Игорем Неведровым.

– Игорь, как вы считаете, насколько ситуация с пандемией ускорила приход театра в онлайн?

– Коронавирус и вся ситуация, связанная с ним, сподвигли множество талантливых людей на попытки синтезировать театр и виртуальное пространство. Но, на мой взгляд, пока что это дорога в никуда, потому что театр подразумевает живое человеческое общение, общение глаза в глаза, а не посредством какой бы то ни было технолгии, ведь согласитесь, чаепитие за общим столом невозможно заменить чаепитием по Скайпу, какой бы качественной картинка ни была.

Спектакль – это живое присутствие. Точка. В условиях запрета встреч театр может существовать, если он уйдёт в подполье или если отыщется хоть какой-то способ собирать людей безопасно. Как бы театр ни пытался выйти в эфир – это будет или телевидение, или кино-производство, одним словом – другой вид искусства.

Конкурировать здесь театр не может, потому что это выход на чужую территорию. Да и смысла нет в этой конкуренции.

Конечно, талантливые театральные люди свою каплю в море видео контента внесли, может быть, кого-то вдохновили, заставили задуматься.

– Какие вы можете сделать выводы по итогам работы над скринлайф-спектаклем «Пир во время чумы»? Чем ценен данный опыт?

– Пандемия заставила очень глубоко задуматься о жизни и переосмыслить средства общения. «Оказывается и так можно», думаю, стало девизом многих из нас во время самоизоляции. Но главное и очевидное открытие для меня оказалось в том же, в чем увидел спасение для себя Александр Сергеевич Пушкин во время эпидемии холеры – в творчестве. Во время пандемии живой водой было именно оно.

В «Пире во время чумы» выхода нет. В финале пьесы возникает, согласно ремарке поэта, глубокая задумчивость. Потому что ни в забытьи, ни в отрезвлении нет спасения, оно только в одном, и Пушкин его нащупал самим актом написания пьесы. А для нас свет в «Пире» – это акт создания спектакля, скринлайфа если хотите. Я предпочитаю называть это произведение скринлайфом без слова «спектакль», потому что скринлайф – это понятие, близкое к социальным сетям, к виртуальному интерактиву. Главное – то, что творить можно в любой обстановке и надо оставаться верным творчеству.

– Какие подводные камни вам как режиссеру приходилось преодолевать, работая над проектом?

– Для меня это был эксперимент в синтезировании двух условностей. Социальные сети – это ведь большая условность. Войдя в чей-то аккаунт, вы соглашаетесь с указанной там информацией о человеке, с его внешностью и увлечениями. И даже если не соглашаетесь, вы всё равно уже внутри условности. Таковы правила. В этом есть элемент игры. И я стремился понять, насколько эта цифровая условность коррелируется с условностью театральной. Наблюдая за попытками моих коллег выйти в онлайн режим, я понимал, что без навыка кинопроизводства это невозможно. К счастью, у меня есть опыт работы кинорежиссёром.

– Проводя чёткие границы между театром и кино, вы полагаете, что, переходя в видео-формат, театр больше теряет, чем приобретает?

– Думаю, что здесь ситуация схожа с переводом с одного языка на другой, только здесь «перевод» между видами искусства. Все мы знаем, что видеоверсии спектаклей интересно смотреть только тогда, когда они грамотно сняты. Когда режиссёр и монтажёр видеоверсии вникают в суть происходящего на сцене, и когда технологически всё осуществлено на высоком уровне. Для полноценного перехода театра в онлайн, технология должна шагнуть настолько глубоко в нашу природу, чтобы мы, общаясь виртуально, не ощущали разницы между виртуальным и живым общением. Но когда это произойдёт, и какими тогда будут средства коммуникации – пока можно лишь гадать. Тем не менее, бояться нечего. Человечество постоянно развивается, жизнь становится технологичнее, и это не может не оказывать влияния на культуру и творчество.


Напомним, все онлайн-спектакли одновременно открыты к просмотру с 1 по 7 августа на YouTube-канале фестиваля «Цифровой театр». По числу просмотров и лайков, а также по итогам онлайн-голосования, которое будет проводиться на сайте и в соцсетях «Театрала» (ВКонтакте и Телеграм), определится обладатель Приза зрительских симпатий. Итоги будут объявлены 10 августа.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Александр Лазарев: «Такое запоминается на всю жизнь...»

    В этом году  премьер «Ленкома Марка Захарова» Александр ЛАЗАРЕВ   отметил свое 55-летие и это послужило прекрасным поводом для того, чтобы предложить актеру стать героем нашей постоянной рубрики «Дети закулисья», в которой представители актерских династий рассказывают о том, как начинался их актерский путь. ...
Читайте также