Гафт принимает поздравления с 85-летием

 

Стоит произнести – Валентин Гафт, и тут же перед глазами возникает дворецкий из «Здравствуйте, я ваша тётя», председатель правления из «Гаража», Сатанеев из «Чародеев». Ему все роли подвластны. Был он Отелло и Фирсом, городничим и Вершининым. Играл королей Генриха IV и Людовика XIV и даже был королём в мультфильмах: «Волшебные колокольчики» и «Белая цапля». Трудно поверить, что в школьных спектаклях он играл девочек, и что известность к нему пришла после тридцать седьмой картины. Зато все последующие фильмы с его участием стали классикой нашего кинематографа. Помимо игры в театре и съёмок в кино открылась ещё одна грань таланта: сначала Гафт писал эпиграммы на знакомых, довольно едкие, не забывая и себя, а потом появились его лирические стихи.

Сегодня юбиляра поздравляют друзья, коллеги и многочисленные поклонники его актерских и поэтических талантов. Журнал «Театрал» присоединяется к поздравлениям и желает здоровья, энергии и новых ярких творений нашему любимому актеру, поэту и лауреату премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены»!

Лидия Вележева, актриса Театра Вахтангова


– Мы снимались с Валентином Иосифовичем в фильме «Снежная любовь, или сон в зимнюю ночь».

Ну, кто такой Гафт? Легенда. Мэтр отечественного кинематографа, ведущий актёр театра «Современник». Недосягаемый, как думают многие. На деле, совсем нет. Ни капли звёздности. Не было в нём человека, который требовал к себе всеобщего внимания. Дескать, скажите «спасибо», что я к вам пришёл. Он уважительно относился к партнёрам, очень профессионально подходил к делу. На любые ситуации отвечал эпиграммами. Причём без пафоса, просто сразу выдавал четверостишье. На съёмочной площадке идёт перестановка света, мы сидим – ждём, а у Гафта уже строчки готовы. Порой мы были в замешательстве, иногда думали: «Это текст? Минуточку, сейчас проверим... А-а, это Валентин Иосифович сочинил».

Гафт – человек с юмором. Не могу сказать, что сам он много улыбался, а вот глаза у него улыбающиеся. Все эпиграммы читал с серьёзным видом, а мы от смеха падали, но он никогда не ждал похвалы. Расправит одно крыло, потом другое – и гордо летит.

Ирина Мазуркевич, актриса Театра комедии им. Акимова

– Мы с Валентином Иосифовичем Гафтом снимались в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», но общая сцена была всего одна. Много позже мы встретились в Санкт-Петербурге на конкурсе имени Андрея Миронова, который проходит в театре «Русская антреприза». С Гафтом мы оказались в одной номинации. Я, выходя к микрофону, чтобы произнести ответное слово, сказала: «Я всё время здесь, со мной вы видитесь постоянно, а Гафт редко приезжает, не такой уж он частый гость. Отдаю ему свою минуту». Валентин Иосифович явно не ожидал такого поворота. Он очень удивился, но и еще больше обрадовался. И кроме обязательных слов благодарности прочитал свои стихи. Очень трогательные. Я даже хотела попросить несколько для своей программы, но постеснялась.

На первый взгляд Гафт кажется необщительным и даже замкнутым, но это не так. Он с удовольствием общался, был доброжелателен и открыт. Мы встречались и на предыдущем конкурсе, где он был с женой, Ольгой Остроумовой. На банкете после церемонии награждения он читал стихи без остановки, а она шутила, что у Валентина Иосифовича – творческий подъём. Каждый день пишет. Вернее, ночью пишет, а утром читает. Помню Галина Борисовна Волчек жаловалась художественному руководителю «Русской антрепризы» Рудольфу Фурманову: «Пусть он лучше тебе звонит. Я уже устала. Он каждое утро меня будит и читает то, что ночью написал».

Александр Орлов, кинорежиссёр

– Мы познакомились с Валей в 63-м году на съёмках фильма «Мы русский народ». С тех пор дружим. Я был участником его становления как актёра и как личности. Ох, какая огромная, сложная жизнь, полная противоречий, творческих замыслов, осуществлённых и неосуществлённых, им прожита!

Я знал Гафта, когда он ещё не был Гафтом с большой буквы. Он был начинающим артистом. Режиссёры не очень доверяли его своеобразной внешности и не торопились приглашать, а он стоически переносил свою невостребованность. Может, и хорошо, что в итоге он не снялся там, где не нужно было ему сниматься.

Со временем Валя стал большим артистом, и все знают, что Гафт – наше национальное достояние. Я снимал его в своей первой картине «Удивительный мальчик». В дальнейшем он снялся ещё в трёх моих фильмах: «Буденброки», «Тайна Эдвина Друда», «Месье Ленуар, и другие».

Смешной случай произошёл на картине «Стоянка поезда две минуты». Гафт не снимался, но случайно оказался на телестудии. На озвучание не смог приехать Лёня Каневский, и я попросил Валю его озвучить. Он за 15 минут всё сделал, причём очень точно попал в интонацию.

Конечно на съёмках Вале терпения не хватало. Он всегда приходил готовый, а группа готова была не всегда. И тут проявлялся его темперамент. Он был чрезвычайно требователен к себе. Сам свои работы оценивал трезво и всегда отрицательно, даже лучшие. Заканчивается съёмка – он говорит: «Саша, сегодня не получилось. Вот вчера было ничего».

Валя занял свою собственную нишу в истории театра и кино, но, когда я смотрю его работы, понимаю, сколько им не сыграно, чувствую огромный нерастраченный в свое время потенциал. Мне всё же кажется, что режиссёры его просмотрели, прозевали пик его формы. Возможно, они его немного побаивались.

Валин переход в поэзию был очень органичным, естественным. Появилась возможность параллельно с актёрством найти себя в ином творческом процессе, где он перестал зависеть от режиссёров, партнёров, репертуара. Появилось наслаждение от общения с бумагой на столе. Совершенство одиночного творения.

При всей своей брутальности, фантастическом атлетизме, Валя доброжелательный, доверчивый, нежнейший человек. Всё это проявляется в мудрости его эпиграмм, в исповедальности его поэзии. Раньше, когда он произносил: «Играем, разрешает бог», – не особенно придавал значение последнему слову. С годами оно приобрело для него глубокий смысл.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Белый: «Каждый со своим выбором всегда один на один»

    О протестах в Беларуси и запасах внутренней независимости, об экологии отношений в «Дяде Ване» и экологических катастрофах, о «Тайной вечере» Дмитрия Крымова и ежеминутном выборе – актер МХТ им. ...
  • Максим Аверин: «Не люблю жить прошлым»

    26 ноября Максиму Аверину исполняется 45 лет. Как актер готовится отметить эту дату и какие строит планы на нынешний театральный сезон – в интервью с ноябрьской обложки «Театрала».     – Максим, в первую очередь расскажите, пожалуйста, о предстоящих премьерах. ...
  • Алексей Франдетти о «Брате 2», Питере Пэне, «Стилягах» и Джуде Лоу

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с актером и режиссёром Алексеем Франдетти. В новом выпуске программы «Синемания. Высшая лига» он рассказал о том, как выстраивает свою работу, почему хочет сделать из фильма «Брат 2» мюзикл, какие проекты планирует реализовать и для чего хочет выучиться на дирижёра. ...
  • Антон Яковлев: «Не признаёт любви наполовину»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также