«МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

Первый заместитель художественного руководителя-директора МХТ им. Чехова о подготовке к новому сезону

 

До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина.

– Марина Сергеевна, не могу не спросить: с какими трудностями театр столкнулся в дни пандемии, и какие задачи приходись решать в первую очередь?

–  В самом начале режима изоляции наш театр столкнулся, как и все, с ситуацией полной неопределенности, поскольку было совершенно непонятно – на какую дистанцию предстоит рассчитывать свои силы. И, конечно, впервые мы оказались в условиях, когда коллектив не имеет возможности зарабатывать. МХТ выручает от своей деятельности сумму, превышающую бюджетное финансирование. Так, в 2019 году на госзадание, на свою основную деятельность, театр получил из бюджета 474 млн руб, а самостоятельно заработал ещё 582 млн руб. МХТ привык жить в значительной степени на собственные средства, поэтому ситуация, в которой мы оказались на карантине, в финансовом смысле была очень непростой.

–  На какую форму труда и оплаты вам пришлось перевести ваших сотрудников?

– Решения принимались по каждому работнику (а это 600 человек) в постоянном контакте с руководителями подразделений. Нашей главной задачей было – как можно дольше поддерживать доходы сотрудников на прежнем уровне. Одновременно стояла задача соблюсти все требования текущего, «коронавирусного» момента, уместившись в обычное существующее законодательство, – этот процесс требовал определённой виртуозности. В зависимости от должности и возраста сотрудники были переведены на разные режимы работы. Так, всех, кто старше 65 лет, отправили на больничный, это было установлено законодательно. Часть технических служб, обеспечивающих прокат репертуарных спектаклей, мы были вынуждены отправить в простой, а артистов перевели на удаленную работу, поскольку творческая деятельность такую возможность предполагает. C середины апреля труппа была на месяц отправлена в отпуск, когда стало известно, что до окончания майских праздников, как минимум, к привычному режиму работы никто не вернётся. Такой вариант позволил сохранить артистам их прежний уровень доходов. В мае-июне в отпуск с выплатой всех отпускных, учитывающих прошлогодний уровень заработка, отправили большую часть остальных работников. А вот инженерные службы работали в привычном режиме, ведь МХТ – это большое здание, жизнедеятельность которого нужно постоянно поддерживать. В результате всех принятых решений, когда летом наконец разрешили выйти на работу, мы оказались готовы приступить к репетициям, подготовке новых постановок, приведению в порядок декораций, костюмов, бутафории постановок текущего репертуара, а также сценического и прочего оборудования.

Добавлю, что несмотря на невозможность доплачивать сотрудникам премиальные, а артистам выплачивать за выходы в спектаклях, что составляет большую часть актерской зарплаты, театр сохранил на время пандемии так называемые детские надбавки на каждого из детей, которые получают актеры, работающие в театре более трёх лет. Это было введено Олегом Павловичем Табаковым.

Не могу не поделиться эмоцией, но, когда прилагаешь столько усилий, чтобы люди были максимально защищены в сложной ситуации, вызывают удивление распространившиеся слухи, будто бы театр не помогал своим сотрудникам. Не знаю, кому надо было дезинформировать театральное сообщество и нашу публику. Приведу только цифры. Средняя зарплата сотрудников театра (без учета руководителя, его замов и главного бухгалтера) за первое полугодие 2020 года составила 91% от их средней зарплаты в 2019 году (включая 13-ю зарплату и все премии). Если кому-то любопытно, то по замам этот показатель составляет 87%. Самое большое сокращение, конечно, у артистов, так как основную часть их дохода составляют выплаты за участие в спектаклях, а спектакли не шли. Но даже труппе нам удалось обеспечить среднюю зарплату за первое полугодие на уровне 82% от 2019 года, а в номинальном выражении средняя зарплата у актеров составила более 100 тыс. рублей.

Летом Министерство культуры выделило нам, как и всем федеральным театрам, государственную субсидию, и это существенно поддержало нас. Давайте признаем, что к театрам в России не на словах, а на деле относятся, как к национальному достоянию, ведь ведущие мировые театры просто закрылись на сезон, прекратив все выплаты своему творческому и техническому персоналу. В таких условиях мы, конечно же, просто обязаны играть и при ограничении по заполняемости зала в 50%, а тем более в 70% –  обязаны перед зрителями.

– Как быстро театр адаптировался к творческой жизни в онлайн-режиме, кто решал, какой будет онлайн программа?

– Что касается медиа активности МХТ, то здесь есть чем гордиться. В течение трёх месяцев у нас была очень активная разножанровая онлайн деятельность. Процесс был довольно быстро организован и продуман благодаря нашему медиацентру – творческому подразделению, появившемуся в прошлом году. Медиацентр, представляя театр в онлайн пространстве, оказался на время карантина «на передовой». В социальных сетях фактически появился ежедневный онлайн-журнал, со своими темами и сюжетами. В рубрике «Наш ответ карантину» артисты на протяжении нескольких месяцев придумывали и снимали сюжеты о своей жизни в условиях изоляции. В поэтической рубрике «Прикосновение» в рамках проекта «Круг чтения», который на протяжении многих лет делает в театре Марина Брусникина, актеры разных поколений все это время читали современную поэзию. Кроме того, мы проводили поэтический недельный марафон к 80-летию Иосифа Бродского, поэтический марафон к дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. На сайте театра мы открыли доступ к нашей библиотеке, в которой собрано большое количество ценного исторического материала об МХТ и людях театра. Этот колоссальный труд был проделан еще Анатолием Мироновичем Смелянским и сейчас доступен для чтения и изучения читателями.

Во время карантина мы возобновили и наши «Мхатовские пятницы», вечера, посвящённые творческой жизни артистов МХТ, которые ведёт Вадим Верник. Сейчас они, конечно, проводятся в формате прямых эфиров, транслируемых в наших социальных сетях.

Особенно хочется отметить ежедневные трансляции архивных спектаклей, которые театр проводил на своём YouTube канале, который, собственно, появился в разгар пандемии, и доказал свою эффективность. Самое главное, что практически весь период изоляции не прекращался диалог между артистами и зрителями.

Сейчас очевидно, что театр продолжит уже набранную онлайн активность и дальше, потому что мы получили большое количество откликов от зрителей, им интересно встречаться с театром и нашими артистами чаще благодаря онлайн форматам.

– Как театр готовится встретить первых зрителей, какие меры безопасности уже осуществляются?

– Согласно предписаниям, мы провели дезинфекцию во всех помещениях театра, вся контактная группа – ручки, перила –  обрабатывается сотрудниками службы зала специальными средствами, в зрительской зоне установлены санитайзеры. Помещения обрабатываются и дезинфицирующими лампами. На входе тепловизерами будет измеряться температура. Вход в театр для зрителей предусмотрен только в масках. Кто захочет, сможет приобрести сувенирную мхатовскую маску с чайкой.

Кроме нестандартных мер, вызванных пандемией, мы не забыли и о привычных действиях по подготовке к новому сезону – обновили планшеты Основной и Малой сцен, отреставрировали двери в зрительской зоне, отдельные деревянные элементы в зале, заменили все плафоны на люстре и бра, а также привели в порядок многое другое. Театр готов ко встрече со зрителями и с нетерпением ее ждет.

– Как вы считаете, есть ли проблема с возвращением зрителя в театр?

– Думаю, что приход зрителя в театр зависит от текущей ситуации, а сегодня, судя по результатам продаваемости билетов, зритель ведет себя еще очень робко. Подобная ситуация не только в МХТ, об этом же говорят и мои коллегии из других театров. Хотя на сентябрь нам жаловаться точно не приходится, так как частично репертуар месяца – это перенесенные весенние спектакли, по которым больше половины зрителей не стали возвращать билеты, а перенесли свой поход в театр на осень. Если учитывать, что мы имеем право продавать только ползала, то можно сказать, что сентябрь продан на сто процентов.

– Панируете ли вы варьировать цены на билеты?

– В этом нет необходимости, потому что в МХТ всегда были и остаются билеты в очень широком ценовом диапазоне, на многие спектакли билеты можно приобрести, начиная от 350 до 500 рублей.

– Насколько пандемия повлияла на творческие планы театра, что ждать в новом сезоне?

– Все, что касается творчества, это прерогатива нашего художественного руководителя. 7 сентября на сборе труппы Сергей Васильевич объявит о планах на грядущий сезон. Репертуар театра пополнится новыми интересными названиями и порадует нас известными именами. С рядом спектаклей в прошлом сезоне МХТ расстался, театр – живой организм, и для большинства перешедших в архив постановок это был естественный процесс, они стали историей театра. Например, такие спектакли, как «Вишневый сад», «Дворянское гнездо», прекрасные работы Адольфа Шапиро и Марины Брусникиной, шли в репертуаре 16 и 14 лет соответственно, для театральных постановок это говорит о серьезной и успешной творческой жизни. Сейчас они уступают место новым названиям. Снятие некоторых спектаклей было вызвано экономическими соображениями. В МХТ, как в последние два десятилетия, так и сейчас, мы исходим из стопроцентной заполняемости зала. Аншлаг – это серьезный показатель, и мы, конечно же, учитываем интерес зрителей к тому или иному спектаклю.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр Антона Чехова объявил о закрытии

    Независимый Театр Антона Чехова в Москве вынужден прекратить свою деятельность, так как из-за ковид-ограничений по заполняемости зала на 25% не может выйти на самоокупаемость и погасить долги, сообщает ТАСС.  «Мы отметили 30 лет своего существования, и, видимо, на этом наше дело заканчивается. ...
  • Дмитрий Быков сыграет в спектакле у Дмитрия Крымова

    В декабрьских показах спектакля «Борис», которые состоятся на Винзаводе, писатель Дмитрий Быков сыграет одну из главных ролей.   «В мае 2019 года Дмитрий Крымов и Дмитрий Быков вели «Прямую речь» о Борисе Годунове и его тайне, –  рассказали «Театралу» в пресс-службе продюсера Леонида Робермана . ...
  • На должность гендиректора Пермской оперы претендует Алла Платонова

    Директор по развитию Пермской оперы Алла Платонова заявила в эфире «Эха Перми», что намерена возглавить театр и сменить Андрея Борисова, который с 16 ноября перешел на должность гендиректора Музыкального театра им. ...
  • Теодор Курентзис представит новый проект «Fragments»

    Сегодня, 4 декабря в11:00 на YouTube-канале Теодора Курентзиса и musicAeterna состоится онлайн-премьера проекта «Fragments» («Фрагменты») – серии аудио- и видеозаписей, сделанных совместно с Sony Classical в период локдауна в Доме радио. ...
Читайте также