«Хочется отметить этот день большой работой…»

Сергей Женовач объявил, какие премьеры ждут зрителей МХТ им. Чехова

 


Вечером, 7 сентября, Московский Художественный театр открыл 123-й сезон «Чайкой» Оскара Коршуноваса – спектаклем, который до карантина прошел всего несколько раз (премьера состоялась 28 февраля). Так что, по большому счету, постановка одного из интереснейших режиссеров попросту не успела еще стать событием, обрести своего зрителя. Получился эффект «растянувшейся» премьеры, что добавило открытию сезона особую торжественность.
 
От ожиданий устали, похоже, все: и зрители, артисты, и руководители театра. Сбор труппы Сергей Женовач начал с поздравлений юбиляров (от лифтёра и костюмера до народных артистов), чьи дни рождения пришлись на время карантина и последующего за ним отпуска.
 
А поскольку по традиции, введенной еще Станиславским и Немировичем-Данченко, труппа обязана горячо поприветствовать каждого юбиляра, – церемония заняла довольно продолжительное время. И, похоже, могла бы еще долго не прекращаться: настолько коллеги соскучились друг по другу. Каждому хотелось сказать очень важные, сердечные слова.
 
Но больше всего, конечно, коллеги соскучились по работе. Многие нереализованные планы предыдущего сезона перетекли на нынешний творческий год. Кроме того, Сергей Женовач объявил и о новых творческих замыслах. Картина получилась пестрой и многообещающей.
 
Первая премьера сезона состоится 10 октября: на Малой сцене Наталья Назарова выпускает спектакль по повести Андрея Платонова «Ювенильное море». В ноябре на Основной сцене Егор Перегудов представит «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. Сам Сергей Женовач приступил к репетициям «Заговора чувств» по произведениям Юрия Олеши (премьера постоится в декабре на Основной сцене). Кроме того, в нынешнем сезоне Сергей Женовач выпустит ещё один спектакль – «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова. Работа над постановкой началась еще в прошлом сезоне, но в итоге премьеру сыграют 9 мая 2021 года. «Хочется отметить этот день большой работой – честно и искренне», – сказал Сергей Васильевич на сборе труппы.
 
Порадует поклонников своего творчества и Рената Литвинова, которая готовит на Основной сцене премьеру спектакля по собственной пьесе «Звезда вашего периода», и сыграет в ней главную роль. В основе произведения – сценарий культового фильма Билли Уайлдера «Бульвар Сансет». Музыку к постановке пишет Земфира.
 
«Забытая звезда кино – эта история неисчерпаемая, – передает пресс-служба МХТ им. Чехова слова Ренаты Литвиновой. – Я давно мечтала поставить в театре спектакль о кино и кинодивах, о любви взаимной и несчастной, о служении своей единственной Музе – кино, которую нельзя предавать, иначе она отомстит».
 
Также на Основной сцене Уланбек Баялиев поставит спектакль по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», эстонский режиссёр Эльмо Нюганен – спектакль «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо, а Виктор Крамер – постановку по собственной инсценировке «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли.
 
На Малой сцене Михаил Рахлин поставит спектакль «Омон Ра» по ранней прозе Виктора Пелевина. Кроме того, Сергей Женовач пригласил к сотрудничеству Алвиса Херманиса, Юрия Бутусова, Олега Глушкова и одного из самых прославленных режиссеров Великобритании Саймона МакБерни.
 
«Он обещал приехать в декабре-январе на неделю познакомиться с труппой, ещё раз обсудить название спектакля», – отметил Сергей Женовач.
 
Кстати, о труппе Художественного театра и ее «богатых творческих возможностях» Сергей Васильевич говорил не раз. На брифинге с журналистами он особо подчеркнул, насколько важно сохранять целостность коллектива:
 
«Сегодня многие театры подстраиваются под именитых артистов, делают ставку на звезд. В итоге возникает антрепризная история. Что касается идеи Художественного театра, то здесь властвует иной принцип. Всё определяется затеей и замыслом спектакля – его художественной ценностью. И в этом – принцип репертуарного театра, когда есть огромная труппа, которая может выполнить любую интересную творческую задачу.
 
Сегодня мы наблюдаем разрушение трупп. Сегодня все хотят видеть на своих сценах известных артистов и поэтому иногда труппа, как некий сплоченный коллектив, бывает не нужна, либо она выступает в роли обслуги для приглашенных именитых артистов. Прекрасно понимаю своих коллег, но в то же время такой принцип я не разделяю. Когда я работаю над спектаклем, для меня важен творческий потенциал артиста, а не его популярность, звёздность… Хотя МХТ, наверное, грех жаловаться: здесь знаменитых артистов очень много. Но роли распределяются, я подчеркну, по иным критериями.
 
Второй сезон я возглавляю МХТ. Рад, что несмотря на карантин, у нас почти никто не уволился. Больше того, с нового сезона стажерская труппа театра вошла в состав основной. Мы сделали это для того, чтобы дать им возможность раскрыться, выявить потенциал.
 
Ребята очень талантливые. Но часто происходит так, что они оканчивают вузы и далее оказываются невостребованными, поскольку новые театры не организуются, а студийного движения сегодня как такового нет. Поэтому важно, что мы проводим для них режиссерскую лабораторию, придумали и много других проектов, которые позволят себя проявить».
 
На брифинге журналист «Театрала» задал такой вопрос: «Сергей Васильевич, ровно год назад, открывая свой первый сезон в должности худрука МХТ, вы говорили, что вам требуется время прежде чем решить, какие спектакли покинут репертуар. Сейчас МХТ встречает зрителей без целого ряда полюбившихся спектаклей?»
 
Режиссер ответил:
«Вопрос очень хороший. Дело в том, что держать в репертуаре множество постановок – это утопия, это смерть театру. Помимо того, что негде хранить костюмы, реквизиты, декорации, актеры выходят на площадку раз в три месяца, а то и в четыре. А значит перед каждым показом произведение нужно тщательно репетировать, детально вспоминать. Кроме того, каждый спектакль, каким бы блестящим он ни был, – со временем ветшает, теряет былое звучание, утрачивает связь с нынешним днем. Это вовсе не значит, будто спектакль плохой или артисты неважно играют. Просто меняется время и требуется новая работа. Поэтому нужно насытить репертуар премьерами, либо режиссерски обновить, взбодрить те постановки, с которыми театру расставаться совсем не хотелось бы. Сейчас, например, Владимир Львович Машков делает вводы в «№13 D». Но все же, подчеркну, я за то, чтобы как можно чаще появлялись премьеры. В движении – жизнь».
 

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». rn rnОбсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
  • В «Сатирикон» вернется бутусовская «Чайка»

    Театр «Сатирикон» объявил, что спектакль Юрия Бутусова «Чайка» возвращается на столичные подмостки после долгого перерыва. 1 июля его сыграют на основной сцене Театра Вахтангова.   «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской «Чайки» – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. ...
  • В «Сфере» готовят премьеру для детей

    28 и 29 мая в театре «Сфера» состоятся премьерные показы детского спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Главную роль в премьере исполнит Дмитрий Триумфов. ...
  • «Ночь в музее» соединит поэзию Москвы и песни о Москве

    В рамках акции «Ночь в музее» 21 мая, с 20:00 до 22:00, в Музее Москвы пройдет поэтический вечер в постановке Марины Брусникиной «Поэзия Москвы и песни о Москве». Новое поколение Мастерской Брусникина исполнит стихи московских поэтов-современников, в том числе Дмитрия Воденникова, Федора Сваровского, Глеба Шульпякова, Андрея Родионова, Сергея Гандлевского, Веры Павловой, – и песни о Москве, написанные с довоенных до наших дней. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также