«Хочется отметить этот день большой работой…»

Сергей Женовач объявил, какие премьеры ждут зрителей МХТ им. Чехова

 
Вечером, 7 сентября, Московский Художественный театр открыл 123-й сезон «Чайкой» Оскара Коршуноваса – спектаклем, который до карантина прошел всего несколько раз (премьера состоялась 28 февраля). Так что, по большому счету, постановка одного из интереснейших режиссеров попросту не успела еще стать событием, обрести своего зрителя. Получился эффект «растянувшейся» премьеры, что добавило открытию сезона особую торжественность.
 
От ожиданий устали, похоже, все: и зрители, артисты, и руководители театра. Сбор труппы Сергей Женовач начал с поздравлений юбиляров (от лифтёра и костюмера до народных артистов), чьи дни рождения пришлись на время карантина и последующего за ним отпуска.
 
А поскольку по традиции, введенной еще Станиславским и Немировичем-Данченко, труппа обязана горячо поприветствовать каждого юбиляра, – церемония заняла довольно продолжительное время. И, похоже, могла бы еще долго не прекращаться: настолько коллеги соскучились друг по другу. Каждому хотелось сказать очень важные, сердечные слова.
 
Но больше всего, конечно, коллеги соскучились по работе. Многие нереализованные планы предыдущего сезона перетекли на нынешний творческий год. Кроме того, Сергей Женовач объявил и о новых творческих замыслах. Картина получилась пестрой и многообещающей.
 
Первая премьера сезона состоится 10 октября: на Малой сцене Наталья Назарова выпускает спектакль по повести Андрея Платонова «Ювенильное море». В ноябре на Основной сцене Егор Перегудов представит «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. Сам Сергей Женовач приступил к репетициям «Заговора чувств» по произведениям Юрия Олеши (премьера постоится в декабре на Основной сцене). Кроме того, в нынешнем сезоне Сергей Женовач выпустит ещё один спектакль – «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова. Работа над постановкой началась еще в прошлом сезоне, но в итоге премьеру сыграют 9 мая 2021 года. «Хочется отметить этот день большой работой – честно и искренне», – сказал Сергей Васильевич на сборе труппы.
 
Порадует поклонников своего творчества и Рената Литвинова, которая готовит на Основной сцене премьеру спектакля по собственной пьесе «Звезда вашего периода», и сыграет в ней главную роль. В основе произведения – сценарий культового фильма Билли Уайлдера «Бульвар Сансет». Музыку к постановке пишет Земфира.
 
«Забытая звезда кино – эта история неисчерпаемая, – передает пресс-служба МХТ им. Чехова слова Ренаты Литвиновой. – Я давно мечтала поставить в театре спектакль о кино и кинодивах, о любви взаимной и несчастной, о служении своей единственной Музе – кино, которую нельзя предавать, иначе она отомстит».
 
Также на Основной сцене Уланбек Баялиев поставит спектакль по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», эстонский режиссёр Эльмо Нюганен – спектакль «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо, а Виктор Крамер – постановку по собственной инсценировке «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли.
 
На Малой сцене Михаил Рахлин поставит спектакль «Омон Ра» по ранней прозе Виктора Пелевина. Кроме того, Сергей Женовач пригласил к сотрудничеству Алвиса Херманиса, Юрия Бутусова, Олега Глушкова и одного из самых прославленных режиссеров Великобритании Саймона МакБерни.
 
«Он обещал приехать в декабре-январе на неделю познакомиться с труппой, ещё раз обсудить название спектакля», – отметил Сергей Женовач.
 
Кстати, о труппе Художественного театра и ее «богатых творческих возможностях» Сергей Васильевич говорил не раз. На брифинге с журналистами он особо подчеркнул, насколько важно сохранять целостность коллектива:
 
«Сегодня многие театры подстраиваются под именитых артистов, делают ставку на звезд. В итоге возникает антрепризная история. Что касается идеи Художественного театра, то здесь властвует иной принцип. Всё определяется затеей и замыслом спектакля – его художественной ценностью. И в этом – принцип репертуарного театра, когда есть огромная труппа, которая может выполнить любую интересную творческую задачу.
 
Сегодня мы наблюдаем разрушение трупп. Сегодня все хотят видеть на своих сценах известных артистов и поэтому иногда труппа, как некий сплоченный коллектив, бывает не нужна, либо она выступает в роли обслуги для приглашенных именитых артистов. Прекрасно понимаю своих коллег, но в то же время такой принцип я не разделяю. Когда я работаю над спектаклем, для меня важен творческий потенциал артиста, а не его популярность, звёздность… Хотя МХТ, наверное, грех жаловаться: здесь знаменитых артистов очень много. Но роли распределяются, я подчеркну, по иным критериями.
 
Второй сезон я возглавляю МХТ. Рад, что несмотря на карантин, у нас почти никто не уволился. Больше того, с нового сезона стажерская труппа театра вошла в состав основной. Мы сделали это для того, чтобы дать им возможность раскрыться, выявить потенциал.
 
Ребята очень талантливые. Но часто происходит так, что они оканчивают вузы и далее оказываются невостребованными, поскольку новые театры не организуются, а студийного движения сегодня как такового нет. Поэтому важно, что мы проводим для них режиссерскую лабораторию, придумали и много других проектов, которые позволят себя проявить».
 
На брифинге журналист «Театрала» задал такой вопрос: «Сергей Васильевич, ровно год назад, открывая свой первый сезон в должности худрука МХТ, вы говорили, что вам требуется время прежде чем решить, какие спектакли покинут репертуар. Сейчас МХТ встречает зрителей без целого ряда полюбившихся спектаклей?»
 
Режиссер ответил:
«Вопрос очень хороший. Дело в том, что держать в репертуаре множество постановок – это утопия, это смерть театру. Помимо того, что негде хранить костюмы, реквизиты, декорации, актеры выходят на площадку раз в три месяца, а то и в четыре. А значит перед каждым показом произведение нужно тщательно репетировать, детально вспоминать. Кроме того, каждый спектакль, каким бы блестящим он ни был, – со временем ветшает, теряет былое звучание, утрачивает связь с нынешним днем. Это вовсе не значит, будто спектакль плохой или артисты неважно играют. Просто меняется время и требуется новая работа. Поэтому нужно насытить репертуар премьерами, либо режиссерски обновить, взбодрить те постановки, с которыми театру расставаться совсем не хотелось бы. Сейчас, например, Владимир Львович Машков делает вводы в «№13 D». Но все же, подчеркну, я за то, чтобы как можно чаще появлялись премьеры. В движении – жизнь».
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Кустурица снимет три фильма по Гоголю

    Эмир Кустурица планирует снять три фильма по произведениям Гоголя, об этом режиссер рассказал «Известиям». Кустурица назвал творчество Гоголя «самым мощным примером реалистичной литературы». Он считает необходимым создать три фильма, так как они оставят более сильное впечатление, чем одна картина. ...
  • В Мариинке состоится премьера симфонии «Слава Отчизне»

    6 февраля в концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова.   Как рассказали в Мариинском театре, в отличие от трех предшествующих симфоний ленинградского композитора Гавриила Попова, четвертая написана для смешанного хора и солистов без участия оркестра. ...
  • В Москве открывают выставку к 100-летию Гайдая

    Российская государственная библиотека со 2 по 13 февраля проведет выставку к столетию кинорежиссера и сценариста Леонида Гайдая.   Экспозиция расскажет о творческой деятельности Леонида Гайдая с момента выхода его дебютного фильма «Долгий путь» (1956) и до премьеры фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). ...
  • К 125-летию МХТ учредили премию

    В Москве прошло заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 125-летия основания Московского Художественно-Общедоступного театра. В план празднования вошли свыше 50 мероприятий. МХТ учредил премию Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
Читайте также