Легенды дома Вахтангова

Особняк 18 века официально стал частью Вахтанговского комплекса

 
Есть во Владикавказе на Армянской улице непримечательный, заметно помятый временем особняк конца 18 века. Здание, переделанное в свое время в коммуналку, представляет из себя удручающее зрелище – часть помещений пустует, некоторые окна заколочены металлическими листами, облицовка здания сыпется, на потолках и стенах трещины… 13 семей, живущие уже не одно поколение в аварийном доме, были вынуждены ходить в туалет на улицу. Картина до боли знакомая для многих жителей старинных домов в России. Единственное, что отличает этот – небольшая покосившаяся табличка на здании, гласящая, что здесь родился Евгений Богратионович Вахтангов – основоположник фантастического реализма, создатель легендарного Театра им. Вахтангова.

Сегодня вахтанговцы смогли осуществить свою давнюю мечту – выкупить дом, где родился и провел первые 20 лет жизни основатель их театра. Вскоре здесь появится Культурный центр «Дом-музей Евгения Вахтангова во Владикавказе». Корреспондент «Театрала» побывал на родине ученика Станиславского вместе с вахтанговским десантом – директором театра Кириллом Кроком, народными артистами Людмилой Максаковой и Евгением Князевым, актрисой Екатериной Симоновой – и оценил масштаб задуманного проекта.

Легенда № 1. Сносить нельзя оставить

Сегодня, когда Театр Вахтангова полностью выкупил особняк на Армянской улице, не возникает сомнений, что дом будет сохранен и преобразован в уникальный культурный центр. Однако еще несколько десятилетий назад существовала реальная угроза исчезновения этого объекта культурного наследия. В 80-х местная творческая интеллигенция уже задумывалась о том, чтобы увековечить имя Вахтангова не просто табличкой на доме, а более существенно. Тогда реализовать подобный масштабный проект не получилось. Более того, ветхое здание планировали снести. И кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы по счастливому стечению обстоятельств не приехали в тот период с гастролями во Владикавказ вахтанговцы. Говорят, после легендарного спектакля «Принцесса Турандот» народная артистка СССР Юлия Борисова обратилась со сцены к залу, где были в том числе местные чиновники, и со слезами на глазах просила сохранить дом Вахтангова. Возможно, слова народный артистки возымели действие. Во всяком случае, дом не тронули. 

Идея о том, что хорошо бы превратить родовое гнездо Вахтанговых в культурный центр, возникла на очередных гастролях театра в 2015 году.

– Я неоднократно пытался подступиться к этой идее, но так и не смог, потому что понимал: это огромные финансовые вложения, без серьёзного повода и административной поддержки на месте сдвинуть всё это будет очень сложно, – признался директор Театра Вахтангова Кирилл Крок. – Когда вышел указ Президента о праздновании юбилея театра на федеральном уровне, мы включили эту идею в правительственную программу.

Легенда № 2. Расселить коммунальный дом – утопия

По словам Кирилла Крока, несмотря на то что идею создания культурного центра включили в правительственную программу, в московских кабинетах самые высокие чиновники отговаривали от этой затеи, ведь расселить коммунальную квартиру нереально. Мол, он не представляет, во что ввязывается. В общем, вселяли «оптимизм», как могли. Министерство финансов и Минкульт отказались выделять средства под проект. Однако вахтанговцы не привыкли сдаваться.

У театра нашлись партнеры и спонсоры в лице руководства банка «Открытие» и «МТС Ticketland». Также был объявлен сбор средств на Planeta.ru и он до сих пор продолжается. Неравнодушные поклонники театра помогают, чем могут.

– Конечно, нам очень помешала пандемия, потому что мы озвучили в марте на пресс-конференции дорожную карту проекта. И по плану должны были уже в июне зайти сюда с ремонтом, но в связи с карантином приступим к работам только в ноябре, – поделился Кирилл Крок. – Сегодня я могу смело сказать, что один из самых сложных этапов – расселение жильцов дома – выполнен. Это стало возможным в том числе благодаря помощи местной администрации Владикавказа, по-хорошему сумасшедших, заинтересованных людей, которые живут здесь.

Да, как бы там не отговаривали и не пугали, но вахтанговцы выкупили все 13 квартир. Особняк 18 века официально стал частью огромного Вахтанговского комплекса.

– По возможности были учтены все пожелания. Нашей целью было строить проект на позитиве, а не через силу и административный ресурс, мол, собирайте вещи и убирайтесь отсюда. Поэтому мы очень долго и скрупулёзно договаривались все всеми собственниками, – сказал Крок. 

Одна из жительниц знаменитого особняка, Татьяна Багдасарянц, сейчас находится в стадии переезда.

– Знаете, как у всех простых людей, у нас были моменты недоверия и сомнения, но Кирилл Игоревич к каждому из нас нашел подход. Он был настолько внимателен, терпелив, деликатен, что вызвал доверие, – рассказала «Театралу» Татьяна Багдасарянц. – Я в этом доме пешком под стол ходила, а сейчас уже бабушка. Конечно, уезжать тяжело, все-таки здесь прошла большая часть жизни. Но зато у нас улучшатся условия жизни.

То, что казалось невозможным и то, что многие чиновники называли утопией, сегодня свершившийся факт. Этому есть, кстати, вполне логическое объяснение и кроется оно в личности фигуры самого Вахтангова, но об этом чуть позже. 

Легенда № 3. Про чиновников, которые не только…

Когда вахтанговцы только подступились к реализации проекта, то прекрасно понимали, что без поддержки местной администрации, которая будет на месте курировать проект, поможет урегулировать все законодательные и административные препоны, реализовать столь масштабную задумку будет невозможно. И, конечно, они постарались заручиться поддержкой первых лиц республики.

– Я благодарен главе республики Северная Осетия Вячеславу Битарову, который сказал, что будет всячески способствовать нашему делу. Это тот редкий случай, когда человек не просто сказал для красного словца, что будет помогать, но и постоянно доказывает это на деле. Выделил целого вице-премьера, который курирует проект, – поделился Крок.

На встрече руководства республики с вахтанговцами Вячеслав Битаров заверил, что и впредь будет самым активным образом поддерживать инициативу создания во Владикавказе Дома-музея Вахтангова.

– Уверен, что это даст толчок развитию культурной жизни в республике, повысит ее туристическую привлекательность. Реализация проекта позволит отреставрировать здание, являющееся объектом культурного наследия в исторической части столицы Северной Осетии, – сообщил на встрече Вячеслав Битаров.

Легенда № 4. От коммуналки к Дому-музею

Сегодня легенда рождается на наших глазах. В ноябре специалисты приступят к обследованию дома, фундамента и несущих конструкций. Параллельно будет идти процесс создания архитектурного проекта будущего Дома Вахтангова, над которым работает главный художник театра Максим Обрезков, начнется снос временных перегородок, которые возникли в советский период, когда особняк превратился в коммуналку.

– Мы хотим, чтобы это было не застывшее музейное пространство, а настоящий культурный центр с камерной площадкой на 100 мест на первом этаже, – подчеркнул Кирилл Крок.

Кроме стен, фрагментов лепнины на потолке и печки, от исторического облика в доме ничего не сохранилось. Не осталось и фотографий семьи Вахтангова внутри здания.

– Мы знаем по воспоминаниям Вахтангова, что у него была патриархальная семья, и на все обеды они собирались в большой гостиной. Значит, будем восстанавливать в том числе эту гостиную, – поделился Кирилл Крок. – Воссоздадим кабинет отца, детскую Евгения Богратионовича. Будем собирать по антикварным салонам Москвы и Осетии предметы той эпохи. К сожалению, фотографий с интерьерами дома при семье Вахтанговых не сохранилось, но есть снимки купеческих домов того времени. Будем делать историческую реконструкцию.

Местный краеведческий музей готов предоставить мебель, которая есть в запасниках. В музее при Театре Вахтангова есть различные артефакты, связанные с жизнью Евгения Богратионовича, которые также будут представлены в новом пространстве. Кроме того, в планах – выставки костюмов, реквизита и декораций самых известных вахтанговских спектаклей.

Легенда № 5. О том, как рождаются легенды

В этой истории удивляет и даже восхищает два аспекта: первое – преданность современных вахтанговцев своему основателю и умение строить и созидать вопреки всем сложностям. У каждого театра были отцы-основатели, но часто современные театральные деятели вспоминают их формально и когда выпадает круглая дата. А вахтанговцы все больше чтут своего мастера делом. И создают новые легенды.

Народный артист, ректор Щукинского театрального института Евгений Князев в разговоре с «Театралом» вспомнил, как они в 2014 году открывали памятник Вахтангову во дворе «Щуки». Тогда еще был жив внук Евгения Богратионовича – Евгений Сергеевич. На открытии было очень много известных людей.

– Евгений Сергеевич подошел ко мне и сказал: «Теперь я мог бы ответить свой бабушке на вопрос, который она задала мне, когда я был еще мальчиком: почему имя Вахтангова с каждым годом становится все звучнее? Видя , с каким пиететом и любовью вы относитесь к основателю театра, я могу сказать одно: имя Вахтангова славится благодаря его ученикам». Мы эту веру вкладываем и сегодня в наших студентов.

Кирилл Крок в разговоре с «Театралом» вспомнил свою, особенно дорогую ему историю, связанную с именем Вахтангова.

– Со своим первыми учениками Евгений Богратионович был всего 4 года. Вот что он сумел в них заложить такого, что, по сути, благодаря этим людям сохранился Театр имени Вахтангова?! – не перестает задаваться вопросом Крок. – Когда не стало Вахтангова, его ученикам от имени Художественного театра написал Владимир Немирович-Данченко и пригласил вахтанговскую студию в стены своего театра. На тот момент шла гражданская война, были голод, полная разруха. И, чтобы вы понимали, тогда это был еще не театр, а самодеятельная студия. У них не было финансирования, зарплат. Художественный театр на тот момент уже был государственным с соответствующим, как бы это сейчас назвали, соцпакетом. И вот Немирович-Данченко зовет их к себе, предлагая отличные условия. Но эти люди без кола и двора, оставшиеся без учителя, отвечают, что будут самостоятельно продолжать дело Вахтангова. Он им пишет второе письмо, где говорит о том, что и предлагает совместно продолжать дело Вахтангова, так как он один из любимых учеников Станиславского. Они ему повторно отвечают «нет». Тогда Немирович-Данченко пишет письмо Луначарскому, где говорит о том, что неправильно сохранять дом на Арбате за вахтанговской студией. И уж коли Вахтангов умер, то все это нужно закрыть. С точки зрения менеджера, Немировича-Данченко понять можно: он пытался идею Художественного театра не расплескать, а сохранить в одном месте. И вот какую же веру Вахтангов вселил в актеров, что даже после его смерти они сумели отбить все попытки закрыть студию и сохранить себя. А для нас сегодня – сохранить то, что мы знаем как Театр Вахтангова. Вот для меня главная загадка. Что он им такого внушил? Если сегодня актёру сказать, мол, или ты тут дальше в самодеятельности будешь танцевать или вот тебе контракт в хороший театр с прекрасной зарплатой, то, думаю, вряд ли кто-то будет колебаться.   

Вахтангов и сам был таким, как его ученики – бунтарем: шел против системы, против семьи, которая не поддерживала его увлечения, жил в Москве впроголодь. И все во имя театра.

– Евгений Вахтангов – армянин, у него была патриархальная семья, отец – крупный купец. Чтобы в такой семье идти против отца, нужны действительно веские мотивы. У них случился так называемый конфликт отцов-детей. В то время империя менялась очень быстро. Вахтангов вырос в среде бунтарской молодёжи. Отец до конца жизни не простил сыну его любви к театру, – рассказал «Театралу» гендиректор Национального музея Батраз Цогоев.

Есть у местных театральных деятелей и своя история из сегодняшнего дня про директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, которую они с любовью пересказывают гостям. Когда во Владикавказе открывали памятник Вахтангову, то, естественно, на открытие приехал и Крок.

– Красивый такой, статный мужчина, в красивом костюме, – вспоминает первое знакомство с ним заместитель председателя СТД Республики Северная Осетия-Алания Фатима Пагиева. – Пошли мы в магазин за цветами, он купил огромный букет белых роз. Ну, я думаю про себя: «Все в общем-то понятно – хочет пафосу на себя нагнать». Мы пришли к памятнику, когда там никого не было, Кирилл Игоревич возложил цветы и вдруг как расплакался… Вот тогда я увидела: да, человеку действительно дорого имя Вахтангова».

Вот так от отца-основателя через поколения вахтанговцы приучены чтить свою историю и создавать, строить, созидать, творить. Подчас вопреки здравому смыслу.

Культурный центр «Дом-музей Евгения Вахтангова во Владикавказе» планируют открыть на родине режиссера в конце 2021 года в рамках празднования 100-летия Вахтанговского театра.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • В Большом театре представили нового гендиректора

    Валерий Гергиев официально назначен гендиректором Большого театра. Соответствующий приказ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, сообщает ТАСС.  Контракт нового гендиректора рассчитан на пять лет. На встрече с коллективом театра он заявил, что Большой и Мариинка будут «обмениваться постановками», использовать площадки друг друга и развиваться вместе. ...
  • Владимирский театр драмы получил Гран-при

    Владимирский академический театр драмы стал обладателем главного приза «Золотого Витязя». Награду «За верность традиции и приверженность социальной тематике в русском репертуарном театре» директору Борису Гунину вручил президент форума Николай Бурляев. ...
  • «Звезда Театрала» подводит итоги голосования

    30 ноября в полночь завершилось онлайн-голосование за номинантов зрительской премии «Звезда Театрала». Результаты будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии награждения, которая традиционно пройдет на сцене Театра Вахтангова. ...
  • В Театре на Юго-Западе сыграют спектакль в память о мастере

    6 декабря в Театре на Юго-Западе пройдет вечер «Планета Беляковича/Моно». Артисты будут вспоминать своего мастера, основателя театра Валерия Беляковича, которого не стало в 2016 году именно в этот день.  «Это спектакль о Валерии Романовиче, состоящий из его автобиографических рассказов, смешных и грустных, сказочных и реальных, жизненных и хулиганских. ...
Читайте также