Александр Ширвиндт: «Хочется ощущать плечо друга, а не полтора метра пустоты»

6225 просмотров
 

Чем тупиковее ситуация со спущенным из космоса на нас так называемым коронавирусом, тем трагичнее выглядят люди, от которых должно что-нибудь зависеть. Решения… Должны быть решения. Решать могут только деспоты или великие специалисты. С этим глобальный дефицит.

Людишки мечутся в псевдоправдоисканиях, номенклатура испуганно и непредсказуемо «фашиствует», а статистика неумолимо врет, что где-то еще хуже, чем у нас. Отдаленка… Страшное понятие времени. От чего отдаленка? От смысла? От безвыходности? От привычной обывательской системы существования? Робко-нахальные попытки найти виноватых на стороне усугубляют тупик. Санкции. Санкции еще один новомодный термин глобальной бездарности. Добавить одно «с» и получится «ссанкции». То есть обоссать соседа вялой струёй безысходности. У нас театральный журнал. Каким сегодня вынужден быть театр? «Хлеба и зрелищ!» – атавизм великой депрессии начала мироздания. Сегодня хлеба навалом. Зрелище – в интернете. Наивные попытки надеть на лица зрителей марлевые повязки или отгородить в оркестре стенками духовые инструменты от смычковых, чтобы те не плевали зловредной слюной на скрипки, – милое подобие деятельности.

Все значимое в творческо-театральной индустрии перемерло. Остались немощные очередники ухода, ждущие чуда вечного творческого огня. Что делать? Может быть, этот сегодняшний вселенский «боженькин сигнал», помимо всего, о чем я понятия не имею, – глобальный призыв к новой эпохе зрелищ как таковых?

Замечательные молодые персонажи брэдбериевского «Вина из одуванчиков» с ужасом констатируют, что, оказывается, взрослые тоже не всё знают. Становясь взрослым, моментально становишься старым. Становясь старым, начинаешь сомневаться: а был ли ты молодым? Начинаешь сомневаться во всем. Начинается брюзжание. Начинаешь брюзжать – становишься старым мудаком или дураком, как интереснее. Круг замыкается.

Все чаще думаю о смысле маниакальности точек зрения. Выгода антимеркантильная и сомнительная. Накопление богатства, что духовного, что материального, что профессионального, – мистический миф. Все равно так называемые благодарные потомки разворуют и переосмыслят. Да, я не знаю всего. Но то, что я знаю, – я знаю на отлично. Пусть настырная капля моей старомодности – это не ложка дегтя в бочке меда и не ложка меда в бочке дегтя, а вялая попытка достучаться до нескольких идентично переживающих особей (желательно молодых), чтобы, как это было модно когда-то восклицать, – создать «информацию к размышлению».

Попытка дружбы сегодня крепится на айфонах. Нарастающая разобщенность и некоммуникабельность в обществе крайне ужесточилась. Нас отодвинуло друг от друга на полтора метра. С каким источником советовались законодатели, выбирая это расстояние, – неизвестно. Почему не два метра или не один? С этим метражом сценический тупик. Как задушить Дездемону с такого расстояния? Как дотянуться поцеловать Джульетту? Я уже не говорю о сексуальных сценах – где сегодня найдешь героя-любовника с полутораметровыми возможностями. Смех смехом, а грусть возникает, когда из-за этой вирусной гадости мы лишаем зрителя чего-то очень нужного и весомого.

30 сентября мы мечтали отметить на нашей сцене 95-летие Веры Кузьминичны Васильевой. Мечтали, репетировали, фантазировали… Увы. Потому что «65 +» ничего нельзя. А если «95+» – что делать?

Спешу в очередной раз взволнованно преклонить колена (преклонить еще могу, встать обратно уже, конечно, проблема) перед моей любимой подругой и партнершей и еще раз покаяться в своих неоднократных изменах.

В первый раз 50 лет назад я с трудом отбил Васильеву у Гафта в спектакле «Женитьба Фигаро» и 500 раз пытался изменить ей с Сюзанной. Потом много лет она мучилась со мной в спектакле «Орнифль», где я напропалую мотался с кем попало. И, наконец, в «Кабале святош», прикинувшись Мольером, бросил Васильеву – Мадлену Бежар и женился на ее дочери. Все это вытерпеть могла только такая цельная, тонкая и стройная натура, как Верочка.

Удаленка… Ужас. Очень хотел бы всё это пережить и перейти, наконец, к привычной приближенке.

  • Нравится



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Максимов: «Ругать начальство мы обожаем»

    Кому интересно... Мне кажется, мы несколько недооцениваем события, которое произошло - или не произошло - в театральном мире. Председатель Общественного Совета при Министерстве культуры Михаил Юрьевич Лермонтов предложил практически ввести цензуру в театрах. ...
  • Николай Коляда: «Русские сериалы - это просто какой-то ад!»

    Я не люблю кино. Я вижу везде ножницы и клей. Я вижу, как это сделано.   А еще я ненавижу просто - до дрожи! - когда русские актеры в кино начинают всё по системе Станиславского: оценка, пристройка, отстройка, событие - и они всё это играют, глаза пучат на всю зарплату. ...
  • Кирилл Крок: «Смеюсь и грущу одновременно»

    Да, друзья, время летит вперед неумолимо. Так быстро, что, заглядывая в календарь, так и хочется воскликнуть: «Остановись, ради Бога!» Уже середина лета, кстати, одно из самых моих любимых времен года. Так хорошо, когда в театре окончен сезон. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
Читайте также