«Мы надеемся отстоять автономность театра»

Худрук «Театра Пилигримов» в Иркутске Константин Артамонов – о ситуации с оптимизацией

 

В Иркутске под угрозой исчезновения оказался авторский композиторский рок-театр «Театр Пилигримов», созданный 30 лет назад музыкантом Владимиром Соколовым. Министерство культуры и архивов Иркутской области приняло решение реорганизовать театр-студию и присоединить к Иркутскому областному музыкальному театру. Подробнее о ситуации – художественный руководитель «Театра Пилигримов» Константин Артамонов.

– Как возникла сегодняшняя ситуация вокруг театра? Почему коллектив может потерять свою автономность?

– О планах проведения так называемой реорганизации, подразумевающей лишение нашего театра самостоятельного юридического статуса и вхождение в состав Иркутского музыкального театра мы узнали в середине ноября. При этом насколько мне известно, обсуждение этого вопроса в правительстве было начато еще в октябре. Сейчас мы ведем активный диалог с учредителем и надеемся, что внимание общественности поможет нам отстоять своё право на автономность.

В следующем году «Театр Пилигримов» должен отметить 30-летний юбилей. Все это время основатель театра, композитор Владимир Соколов, собирал вокруг себя талантливых молодых людей, создавал уникальный авторский репертуар на стыке различных музыкальных и театральных направлений и форм. Два года назад Владимира Игоревича не стало. По приглашению Министерства культуры и архивов Иркутской области я приехал из Санкт-Петербурга и поступил на службу в театр в качестве художественного руководителя. Передо мной была поставлена задача сохранить музыкальную специфику и оригинальный эстетический облик театра, обеспечить его художественную дееспособность и помочь сберечь творческое наследие Владимира Соколова. Ранее, до переезда в Санкт-Петербург, я уже служил в этом театре, поэтому знаком с предметом не понаслышке.  В Министерстве культуры и архивов Иркутской области нас заверили, что будут оказывать театру поддержку в столь непростое для него время.

За прошедшие два сезона театр  получил новый импульс к движению вперед. Владимир Игоревич последние годы тяжело болел, а, как известно, если болеет худрук – сердце театра, то болеет и весь остальной театральный организм. Поэтому нашей первоочередной задачей было вывести «Театр Пилигримов» из стагнации и выйти на новый виток развития. В течение двух лет мы занимаемся обновлением репертуара. Еще до пандемии мы начали работать над восстановлением ранее успешных спектаклей, один из них – рок-опера «Страсти по Марии» (новая постановка рок-оперы «Аве Мария») – был первой премьерой театра после смерти Владимира Соколова и посвящен его светлой памяти. В ближайших планах работа над спектаклем «Записки сумасшедшего», также ранее игравшемся в нашем театре. В прошлом году мы приняли участие в VIII Международном культурном форуме в г. Санкт-Петербург, в рамках которого прошла мировая премьера нашего арт-рок мюзикла «NoRA». На 2020-й год были запланированы гастроли в Беларусь на театральный фестиваль «Белая Вежа». В настоящий момент поездка отложена из-за сложной эпидемиологической обстановки.  Назначенную на апрель премьеру – документальную балладу «Милосердие под запретом», посвящённую 75-й годовщине Победы – также по причине пандемии перенесли на осень и сыграли на зрителя в сентябре. Сейчас в Иркутске все театры полностью закрыты для зрителя, но мы успели отыграть премьеру осенью, построив своими силами уличную сцену во дворе театра. Весной запланирован выпуск ещё двух экспериментальных спектаклей камерного формата.

– Какой официальный мотив объединения? Как вам объясняют, почему театру целесообразнее войти в более крупную структуру?

– Это комплексная причина, но объясняют тем, что в данный момент у театра нет помещения. Основная проблема театра – закрытая на капитальный ремонт сцена. Но и с этой трудностью мы справляемся: много гастролируем, играем на разных площадках города и области, в том числе в образовательных учреждениях. И бродячая жизнь не помешала театру успешно выполнять госзадание по выпуску и прокату спектаклей.

Театр вновь активно принимает участие в государственных социально-культурных проектах, значительно усилилось присутствие нашего учреждения в социальных сетях – в период весеннего карантина мы много работали онлайн и продолжаем эту работу сейчас.  Активность театра уверенно привлекает новую аудиторию, в т. ч. молодежь.

Если мы войдем в состав другого, более крупного театра, то попросту в нем растворимся. У «Театра Пилигримов» и Иркутского областного музыкального театра разные творческие пути. Наши коллективы работают в совершенно разных эстетических и концептуальных моделях. Сейчас мы пытаемся донести до учредителя в лице местного Министерства культуры, что в нашем регионе не так много областных государственных театров – всего шесть – и среди них должна быть хотя бы одна государственная экспериментальная театральная площадка. Я думаю, Иркутск, столица Восточной Сибири, может себе это позволить. Особенно если учесть, что коллектив «Театра Пилигримов» небольшой: пятнадцать артистов основной труппы, восемь музыкантов, дирекция, администрация – менее пятидесяти человек в штате.

–  Когда театр должен был вернуться на свою сцену после реконструкции? Есть ли намеренное замедление процесса?

–  Думаю, что намеренного торможения строительных работ нет. Главная сложность реконструкции в том, что театр занимает два деревянных здания, которые являются архитектурными памятниками исторического значения. Это усадьба чиновника Солдатова. Поэтому сперва проектно-сметная документация должна пройти экспертизу, затем должны выделить деньги. Сейчас, в условиях ковида, ни о каких средствах из бюджета речи не идёт. При этом в период ожидания финансирования происходит постоянная переиндексация стоимости проектных и строительных работ. Одна проблема цепляет другую. Но все же мы уверены, что можно решить трудности театра и оказать ему помощь. Не в форме реорганизации, которая фактически приведёт к уничтожению «Театра Пилигримов» как самостоятельного учреждения, а в виде содействия в организации делового сотрудничества с владельцами театральных площадок, где мы могли бы играть спектакли в период ремонтных работ на нашей сцене.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Нью-Йорк спас Москву от Этуша

    Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили! ...
  • Софья Апфельбаум: «Такого периода в жизни театра не было еще никогда»

    Свой нынешний сезон коллектив РАМТа проводит в череде побед и тревог. С одной стороны, театр выпустил ряд премьер и готовится к новым, но с другой – вынужден работать в атмосфере многочисленных ограничений. Ситуация особенно усложняется на фоне предстоящего столетнего юбилея, который театр отметит в 2021 году. ...
Читайте также