14 декабря в Театре Олега Табакова состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Атом Солнца», которую ученики – известные актёры, режиссёры и театральные деятели – посвятили мастеру в год его 85-летия.
«Это четыре тонны нашей любви в бронзе», – сказал Владимир Машков, начав презентацию проекта. Затем худрук Театра Олега Табакова пригласил на сцену автора скульптурной композиции «Атом Солнца», народного художника РФ Александра Рукавишникова. Стоит напомнить, что драматург Виктор Розов, увидев игру молодого Табакова на сцене «Современника», был настолько впечатлён, что написал: «Этот артист словно проглотил атом солнца». Сегодня для всех, кто соприкасался с Олегом Табаковым на сцене и в жизни, – это ещё и метафора его щедрого дара, которым он так талантливо распоряжался, таланта, который открывал в других.
«Над созданием композиции я работал в течение года, и сегодня отчасти даже грустно осознавать, что с нею придётся расстаться. Но обещаю своей грустью не испортить торжественности момента, – сказал Александр Рукавишников. – Придя в театр, иногда думаешь: «Какой интересный артист… А чей он ученик?». И настолько часто в ответ слышишь, что это ученик Табакова, что действительно удивляешься его дару педагога. Я сам преподаю и знаю, какое это непростое дело, не говоря уже о том, какое количество талантливых артистов вырастил Табаков. И когда его ученики, в частности Владимир Львович Машков, обратились ко мне с просьбой воплотить их идею-посвящение Олегу Павловичу, я им сказал, что одной скульптурой в мире станет больше, поэтому надо понимать, какая это ответственность.
Я верю в то, что все получилось, и наша работа будет встречена с интересом. Что касается задумки и самой композиции, то вы увидите Табакова и кота Матроскина, сидящих на театральных подмостках, спинами они опираются на шар Атома Солнца. На шаре зафиксированы пять фраз, наиболее важных для понимания Табковым профессии и жизни в искусстве, одна из них: «Смысл жизни в том, что жизнь на нас не заканчивается». Сперва была идея сделать на внутренних стенках шара отпечатки рук его учеников, но их так много, что мы решили, написать в многократном повторении одно слово: "Талант, талант, талант"», – добавил скульптор.
«Я хочу пояснить почему именно Матроскин сидит рядом с Олегом Павловичем, – сказала Марина Зудина. – Несколько лет назад я бы сочла эту ассоциацию очень расхожей и неоригинальной, решила бы, что никакого смысла это сравнение не несёт. Но мы были удивлены таким органичным сочетанием в скульптурной композиции Александра Боровского в Саратове. Там Матроскин смотрит на Табакова, идущего от Дворца Пионеров, где Олег Павлович начинал свой актёрский путь, на Олега из «Шумного дня».
В композиции, которую мы все увидим сегодня, самое важное то, что Олег Павлович не один. Он всегда был окружён огромным количеством людей, поэтому один он быть не может. А образ Матроскина в данном случае – собирательный образ всех нас: его родных, учеников, друзей. Ведь нельзя же выбрать кого-то одного! А самое главное в Матроскине – это наше отношение к Табакову, оно очень четко отразилось в образе кота. Посмотрите, каким полным восхищения взглядом он смотрит на Олега Павловича, снизу вверх, как его копирует. И мы, его ученики, хотели быть на него похожими, всегда брали с него пример. Еще хочу сказать про одну деталь в образе – это ярко-красный глянцевый шарф Олега Павловича. Я знала по эскизам, что он будет, но увидев его уже в мастерской, была сильно удивлена тем, насколько эффектно он смотрится. На мой взгляд, эта символичная деталь точно передает важнейшую черту характера Олега Павловича – его умение предугадывать, опережать время, быть невероятно динамичным. Она ассоциируется со всем новым», – добавила Марина Зудина.
«У поэта Андрея Вознесенского, дружившего с Олегом Павловичем, есть строчка: «Я – памятник отцу Андрею Николаевичу». Это о том, что каждый сын – памятник своим родителям. Помимо своей замечательной семьи, у Табакова огромное количество творческих детей, а сегодня это и ученики основанного им колледжа, который Володя Машков сделал высшим учебным заведением. Олег Павлович постоянного повторял, что колледж – это главное, самое главное, что будет после нас», – подчеркнул Авангард Леонтьев.
Затем, чтобы сказать несколько слов, предваряющих открытие композиции и вспомнить один из эпизодов, связанных с Табаковым, на сцену выходили Евгений Миронов, Сергей Безруков, Михаил Куснирович, а среди присутствующих в зале были артисты Театра Табакова и МХТ им. Чехова, в их числе Кристина Бабушкина, Кирилл Трубецкой, Михаил Пореченков, худрук МХТ и СТИ Сергей Женовач, Марина Брусникина, Игорь Золотовицкий, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев, худрук Театра на Таганке Ирина Апексимова и конечно, близкие Олега Павловича, сыновья Антон, Павел и дочь Мария.




Я верю в то, что все получилось, и наша работа будет встречена с интересом. Что касается задумки и самой композиции, то вы увидите Табакова и кота Матроскина, сидящих на театральных подмостках, спинами они опираются на шар Атома Солнца. На шаре зафиксированы пять фраз, наиболее важных для понимания Табковым профессии и жизни в искусстве, одна из них: «Смысл жизни в том, что жизнь на нас не заканчивается». Сперва была идея сделать на внутренних стенках шара отпечатки рук его учеников, но их так много, что мы решили, написать в многократном повторении одно слово: "Талант, талант, талант"», – добавил скульптор.

В композиции, которую мы все увидим сегодня, самое важное то, что Олег Павлович не один. Он всегда был окружён огромным количеством людей, поэтому один он быть не может. А образ Матроскина в данном случае – собирательный образ всех нас: его родных, учеников, друзей. Ведь нельзя же выбрать кого-то одного! А самое главное в Матроскине – это наше отношение к Табакову, оно очень четко отразилось в образе кота. Посмотрите, каким полным восхищения взглядом он смотрит на Олега Павловича, снизу вверх, как его копирует. И мы, его ученики, хотели быть на него похожими, всегда брали с него пример. Еще хочу сказать про одну деталь в образе – это ярко-красный глянцевый шарф Олега Павловича. Я знала по эскизам, что он будет, но увидев его уже в мастерской, была сильно удивлена тем, насколько эффектно он смотрится. На мой взгляд, эта символичная деталь точно передает важнейшую черту характера Олега Павловича – его умение предугадывать, опережать время, быть невероятно динамичным. Она ассоциируется со всем новым», – добавила Марина Зудина.

Затем, чтобы сказать несколько слов, предваряющих открытие композиции и вспомнить один из эпизодов, связанных с Табаковым, на сцену выходили Евгений Миронов, Сергей Безруков, Михаил Куснирович, а среди присутствующих в зале были артисты Театра Табакова и МХТ им. Чехова, в их числе Кристина Бабушкина, Кирилл Трубецкой, Михаил Пореченков, худрук МХТ и СТИ Сергей Женовач, Марина Брусникина, Игорь Золотовицкий, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев, худрук Театра на Таганке Ирина Апексимова и конечно, близкие Олега Павловича, сыновья Антон, Павел и дочь Мария.


