Ученики Табакова открыли «Атом Солнца»

Скульптурная композиция, посвящённая актеру, появилась у основанного им театра

 
14 декабря в Театре Олега Табакова состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Атом Солнца», которую ученики – известные актёры, режиссёры и театральные деятели – посвятили мастеру в год его 85-летия. 

«Это четыре тонны нашей любви в бронзе», – сказал Владимир Машков, начав презентацию проекта. Затем худрук Театра Олега Табакова пригласил на сцену автора скульптурной композиции «Атом Солнца», народного художника РФ Александра Рукавишникова. Стоит напомнить, что драматург Виктор Розов, увидев игру молодого Табакова на сцене «Современника», был настолько впечатлён, что написал: «Этот артист словно проглотил атом солнца». Сегодня для всех, кто соприкасался с Олегом Табаковым на сцене и в жизни, – это ещё и метафора его щедрого дара, которым он так талантливо распоряжался, таланта, который открывал в других.

«Над созданием композиции я работал в течение года, и сегодня отчасти даже грустно осознавать, что с нею придётся расстаться. Но обещаю своей грустью не испортить торжественности момента, – сказал Александр Рукавишников. –  Придя в театр, иногда думаешь: «Какой интересный артист… А чей он ученик?». И настолько часто в ответ слышишь, что это ученик Табакова, что действительно удивляешься его дару педагога. Я сам преподаю и знаю, какое это непростое дело, не говоря уже о том, какое количество талантливых артистов вырастил Табаков. И когда его ученики, в частности Владимир Львович Машков, обратились ко мне с просьбой воплотить их идею-посвящение Олегу Павловичу, я им сказал, что одной скульптурой в мире станет больше, поэтому надо понимать, какая это ответственность.

Я верю в то, что все получилось, и наша работа будет встречена с интересом. Что касается задумки и самой композиции, то вы увидите Табакова и кота Матроскина, сидящих на театральных подмостках, спинами они опираются на шар Атома Солнца. На шаре зафиксированы пять фраз, наиболее важных для понимания Табковым профессии и жизни в искусстве, одна из них: «Смысл жизни в том, что жизнь на нас не заканчивается». Сперва была идея сделать на внутренних стенках шара отпечатки рук его учеников, но их так много, что мы решили, написать в многократном повторении одно слово: "Талант, талант, талант"», – добавил скульптор.

«Я хочу пояснить почему именно Матроскин сидит рядом с Олегом Павловичем, – сказала Марина Зудина. – Несколько лет назад я бы сочла эту ассоциацию очень расхожей и неоригинальной, решила бы, что никакого смысла это сравнение не несёт. Но мы были удивлены таким органичным сочетанием в скульптурной композиции Александра Боровского в Саратове. Там Матроскин смотрит на Табакова, идущего от Дворца Пионеров, где Олег Павлович начинал свой актёрский путь, на Олега из «Шумного дня».

В композиции, которую мы все увидим сегодня, самое важное то, что Олег Павлович не один. Он всегда был окружён огромным количеством людей, поэтому один он быть не может. А образ Матроскина в данном случае – собирательный образ всех нас: его родных, учеников, друзей. Ведь нельзя же выбрать кого-то одного! А самое главное в Матроскине – это наше отношение к Табакову, оно очень четко отразилось в образе кота. Посмотрите, каким полным восхищения взглядом он смотрит на Олега Павловича, снизу вверх, как его копирует. И мы, его ученики, хотели быть на него похожими, всегда брали с него пример. Еще хочу сказать про одну деталь в образе – это ярко-красный глянцевый шарф Олега Павловича. Я знала по эскизам, что он будет, но увидев его уже в мастерской, была сильно удивлена тем, насколько эффектно он смотрится. На мой взгляд, эта символичная деталь точно передает важнейшую черту характера Олега Павловича – его умение предугадывать, опережать время, быть невероятно динамичным. Она ассоциируется со всем новым», – добавила Марина Зудина.

«У поэта Андрея Вознесенского, дружившего с Олегом Павловичем, есть строчка: «Я – памятник отцу Андрею Николаевичу». Это о том, что каждый сын – памятник своим родителям. Помимо своей замечательной семьи, у Табакова огромное количество творческих детей, а сегодня это и ученики основанного им колледжа, который Володя Машков сделал высшим учебным заведением. Олег Павлович постоянного повторял, что колледж – это главное, самое главное, что будет после нас», – подчеркнул Авангард Леонтьев.

Затем, чтобы сказать несколько слов, предваряющих открытие композиции и вспомнить один из эпизодов, связанных с Табаковым, на сцену выходили Евгений Миронов, Сергей Безруков, Михаил Куснирович, а среди присутствующих в зале были артисты Театра Табакова и МХТ им. Чехова, в их числе Кристина Бабушкина, Кирилл Трубецкой, Михаил Пореченков, худрук МХТ и СТИ Сергей Женовач, Марина Брусникина, Игорь Золотовицкий, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев, худрук Театра на Таганке Ирина Апексимова и конечно, близкие Олега Павловича, сыновья Антон, Павел и дочь Мария.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Евгений Ткачук откроет «Смешной фестиваль»

    «Смешной фестиваль» пройдет с 1 по 9 апреля в Петербурге. В программе – уличные шоу-программы, театральные постановки, лекции, мастер-классы, кинопоказы и благотворительные акции. Артисты клоун-мим-театра «МимИГРАнты», они же организаторы, обещают «запустить волну общегородского хохота» и  устроить «настоящий фейерверк радостных эмоций на весь Заячий остров». ...
  • Матери и дети на сцене театра «Сфера»

    «Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка. Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. ...
  • В Железноводске откроют Музей памяти Сергея Пускепалиса

    15 апреля состоится открытие музея памяти Сергея Пускепалиса в Железноводском Дворце культуры.   Экспонатами  музея станут личные вещи актера, а также его награды, кубки и многое другое.   «Всю коллекцию нам удалось собрать благодаря вдове Сергея. ...
  • В Москве покажут фильмы, представленные в Каннах

    В московском кинотеатре «Художественный» представят премьеры двух фильмов-участников Каннского кинофестиваля. Зрители увидят их 9 и 10 апреля.   9 апреля совместно впервые покажут драму корейского режиссера Дави Чоу «Возвращение в Сеул». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
  • Полина Райкина: «То, что сейчас называется нравственностью, ею совсем не является»

    Широта ее сценических возможностей весьма велика. Это и лицемерная Феклуша в «Грозе», и несчастная мама в пьесе «Это все она», и папаша в «Елизавете Бам»… «Театрал» поговорил с Полиной Райкиной о современном театре и ее видении себя самой. ...
  • «Бег». Дистанция – бесконечность

    Новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб легендарного и вечно современного булгаковского «Бега» представили зрителям авторы нового спектакля «Ленкома Марка Захарова». Режиссер Александр Лазарев и команда создателей постановки современными театральными средствами рассказали о тех, кто бежал от трагических событий времени на чужбину, в пустоту одиночества. ...
Читайте также