Исторические документы, фотографии спектаклей, мемуары, критические статьи из фондов Российской государственной библиотеки искусств дают возможность проследить, как на протяжении столетия (с 1919 по 2019) менялся подход драматургов, режиссеров, исполнителей к образу Ленина на театральной сцене.
«Возражаю… против пьес из жизни Ильича, отеатраливания его жизни… За 13 лет люди не забыли ещё Ильича, и многое будет неизбежно звучать фальшиво», - такой в 1936 году была реакция Крупской на решение Наркомата просвещения отметить 20-летие Октябрьской революции созданием драматургических произведений о ее вожде.
За двадцать послереволюционных лет фотографы, кинодокументалисты, художники, скульпторы активно комплектовали «лениниану» рисунками с натуры, фотопортретами и репортажными снимками, художественными полотнами и памятниками... Но чтобы загримированный актер вышел на сцену и изображал Ленина?

Эта постановка, а вместе с ней «На берегу Невы» Тренева в Малом театре, «Правда» Корнейчука в Театре Революции стали считаться началом театральной ленинианы. Хотя известны и более ранние постановки самодеятельных театров, где на сцене возникал ленинский образ.
«Я отнял у себя семь ночей и написал пьесу для пролетарского театра», - обратился к Ленину в 1919 году Александр Вермишев, комиссар бригады красных курсантов, автор стихов и пьес о революции и гражданской войны. В новом произведении под названием «Красная правда» в диалогах персонажей впервые прозвучало имя вождя революции. Сам Владимир Ильич театралом не был, и обратился к Наркому просвещения Луначарскому, который текст одобрил: «Как агитационное орудие пьеса должна действовать очень сильно… для столичных балованных сцен не подходит, но в гущу народную хорошо…»
Более двадцати спектаклей из репертуара московских театров стали основой для создания виртуальной выставки, которая показывает, как по политическим соображениям редактировались уже готовые пьесы, исчезали, а со временем вновь добавлялись исторические лица, менялись акценты. Экспозиция представляет театральную лениниану отражением временных взглядов на исторический процесс, переоценки событий, образа человека, изменившего ход истории страны и мира…

В.И. Ленин – А.А. Калягин в спектакле «Так победим!» М.Ф. Шатрова. МХАТ им. Горького. Москва. Режиссёр О.Н. Ефремов, Р.А. Сирота. 1981. Из фонда РГБИ.
Многолетнее тиражирование первых признанных образцов исполнения роли вождя известными актерами Максимом Штраухом и Борисом Щукиным, непривычные трактовки Олега Янковского, Александра Калягина, Евгения Миронова, новые драматургические решения, уход от идеализации великого Ленина, - об этом и многом другом рассказывает виртуальная экспозиция, подготовленная специалистами РГБИ.
В юбилейном ленинском 1970 году в вахтанговском театре состоялась третья постановка «Человека с ружьем», где режиссёр Евгений Симонов во многом пересмотрел и сцены, и трактовку роли Ленина в исполнении Михаила Ульянова.
Позднее актер скажет: «Я верю… что фигура Ленина будет однажды сыграна во всём её многообразии, в её славе и стыде...»
Более двадцати спектаклей из репертуара московских театров стали основой для создания виртуальной выставки, которая показывает, как по политическим соображениям редактировались уже готовые пьесы, исчезали, а со временем вновь добавлялись исторические лица, менялись акценты. Экспозиция представляет театральную лениниану отражением временных взглядов на исторический процесс, переоценки событий, образа человека, изменившего ход истории страны и мира…

В.И. Ленин – А.А. Калягин в спектакле «Так победим!» М.Ф. Шатрова. МХАТ им. Горького. Москва. Режиссёр О.Н. Ефремов, Р.А. Сирота. 1981. Из фонда РГБИ.
Многолетнее тиражирование первых признанных образцов исполнения роли вождя известными актерами Максимом Штраухом и Борисом Щукиным, непривычные трактовки Олега Янковского, Александра Калягина, Евгения Миронова, новые драматургические решения, уход от идеализации великого Ленина, - об этом и многом другом рассказывает виртуальная экспозиция, подготовленная специалистами РГБИ.

Позднее актер скажет: «Я верю… что фигура Ленина будет однажды сыграна во всём её многообразии, в её славе и стыде...»

Драматург Михаил Шатров, пьесу которого «Так победим» с трудом приняли к постановке в 1981 году, говорил, что его драматургическая лениниана лишь «несколько штрихов к «недорисованному портрету» вождя…»
Современный театр продолжает с позиций сегодняшнего времени писать свою лениниану…
Познакомиться с выставкой «Театральная лениниана. Взгляд из XXI века» можно здесь.