Русский театр Абхазии: «Радуемся вопреки всему»

 

«Театрал» продолжает следить за жизнью театров русского зарубежья. О том, как гастроли в Россию помогли сохранить творческую форму труппы, и почему 2020 год стал прорывным для театра, рассказал директор Государственного русского театра им. Искандера (Сухум, Абхазия) Ираклий Хинтба.

– Ираклий Ревазович, Русскому театру Абхазии второй раз за год приходится приостанавливать свою работу из-за пандемии коронавируса. Не разрешено показывать спектакли даже при 25-процентной заполняемости, как было в Москве, например. Как сказывается трехмесячный вынужденный простой на творческой атмосфере в коллективе? Смогли ли вы сохранить труппу и рабочий настрой актеров?
 
– Для любого театра вынужденная остановка работы, особенно длительная – тяжелейшее испытание. Важно, чтобы в этот сложный период коллектив не расслаблялся, не утрачивал энергию, не терял квалификацию и главное – желание работать. Мы старались поддерживать благоприятную творческую атмосферу, хороший настрой и заниматься тем, чем было возможно – онлайн-проектами, съемками телеверсий спектаклей, репетициями. Наши артисты прошли онлайн-курсы повышения квалификации, организованные ГИТИС. Немало сделали по укреплению материально-технической базы театра.

Поэтому мы готовы к немедленному возобновлению работы. Нам не понадобится времени на раскачку. Составили февральскую афишу, и наши зрители, которые безумно скучают по театру, устремились покупать билеты в надежде на скорую встречу с артистами. Все в ожидании открытия, потому что уже, мне кажется, всем очевидно, что театры могут и должны работать – конечно, при соблюдении необходимых санитарно-эпидемиологических требований. Мы сами сформулировали предложения по организации нашей деятельности и надеемся, что в ближайшее время все это найдет отражение в государственных решениях. 

– Для зрителей закрыт театр, но актеры имеют право репетировать? С какими новыми постановками вы выйдете к публике после 10 февраля, когда истекает срок ограничительных мер и, как вы надеетесь, вам разрешат работать?   

– Слава Богу, мы имеем возможность репетировать, конечно же, с соблюдением всех мер предосторожности. За время вынужденного простоя были подготовлены две премьеры, причем, в новом для нашего театра жанре моноспектакля. Первая работа – по знаменитому произведению абхазской литературы «Последний из ушедших» Баграта Шинкуба (автор спектакля – Джамбул Жордания), вторая – спектакль режиссёра Марии Романовой «Бродский», в котором на основе поэмы «Шествие» и других произведений поэта показан внутренний мир взрослеющего Бродского и его расставание с иллюзиями, но самое главное – это личное высказывание актрисы Миланы Ломия. Моноспектакли готовы к показу, они будут идти на камерной сцене Арт-фойе. Мы рассчитываем показать обе премьеры в феврале.

– Насколько насыщенной была театральная жизнь с июня по октябрь, когда после первого локдауна вы продолжили свой 39-й театральный сезон?

– На самом деле, я не могу сказать, что 2020 год был для нас неудачным. Этот год научил нас выживать в самых сложных условиях, мобилизовываться и сохранять уверенность в завтрашнем дне несмотря ни на что. Этот год помог многим артистам пересмотреть отношение к профессии. Молодые актеры стали отчетливей понимать смысл и предназначение своего служения. Год рефлексии, переосмысления, углубления… Возрастает понимание, что главное в деле актера – не столько внешний эффект и эмоция, сколько способность осознавать и транслировать смыслы. Я убежден, что артист – это благородная, высокая профессия, требующая колоссальной работы над собой. Это высокое призвание, привилегия, которую надо заслужить.

За тот небольшой период в середине года, когда ослабли ограничения и театр возобновил работу, мы компенсировали многое из упущенного – бесконечно играли, выпускали премьеры. По итогам года выполнили план по количеству сыгранных спектаклей, хотя не работали половину сезона. И выпустили с известным петербургским режиссером Марией Романовой две прекрасные премьеры по произведениям Федерико Гарсии Лорки – «Кровавая свадьба» и «Радость вопреки всему».

Спектакль «Кровавая свадьба» стал прорывным для нашего театра, заметно повлиял на нашу способность работать с энергиями и смыслами. Такой особенный спектакль мог появиться только в «ковидном» 2020 году, предоставившим много времени на репетиции и работу над собой. Мы репетировали «Кровавую свадьбу» непрерывно шесть месяцев, постоянно что-то пробовали, меняли, переосмысливали в процессе, приходили к личным творческим открытиям. В результате появился спектакль, которым мы гордимся.

Спектакль «Радость вопреки всему» – чудесная, тонкая, чувственная работа о Лорке, его личностном, творческом, художественном мире, о театре – где великолепно проявляют себя молодые актеры. Название спектакля стало нашим девизом. Мы радуемся вопреки всему, даже в самые непростые времена.

– Не имея возможности играть спектакли дома, Театр Искандера провел успешные гастроли в нескольких российских городах, побывал на театральных фестивалях. Как вам это удалось?

– Нам повезло, что в тот период, когда нас пригласили на гастроли, в России театры работали. Хотя мы не смогли, к сожалению, попасть в Псковскую область с гастролями, потому что буквально за неделю до нашего выступления там был объявлен карантин. Но мы успели выступить на фестивале в Липецке, а затем сыграть наши спектакли в Смоленске в рамках программы «Большие гастроли» и в Великом Новгороде на фестивале Ф.М.Достоевского. Венцом нашего гастрольного тура стало выступление в Москве, где мы удостоились чести открыть II Фестиваль русских зарубежных театров спектаклем «Кровавая свадьба». Мы искренне благодарны Министерству культуры РФ, Росконцерту за включение нашего театра в столь престижные гастрольные и фестивальные проекты.

Эти гастроли оказались для нас без преувеличения спасительными. Мы играли спектакли, актеры получали новые впечатления, вдохновлялись приемом публики, новыми сценами, новыми городами. Это позволило театру сохранить себя. И тот заряд, который мы получили на гастролях, все еще нас энергетически питает.

– Нынешний театральный сезон для Государственного русского театра им. Искандера юбилейный – 40 лет единственному русскому театру Абхазии. В нынешнее время, наверное, сложно что-то планировать. Но у вас наверняка намечены премьерные постановки, которые сделают юбилейный сезон особенным для зрителей?

– Планов много, но год непредсказуемый, поэтому пока скажу лишь об одной, во многом уникальной премьере, намеченной на начало апреля – «Солярисе» Лема в постановке Артема Устинова. Уже определились с составом исполнителей, приступаем к репетициям в начале февраля. Постановок «Соляриса» сегодня практически не отыскать, да и творческая команда собирается впечатляющая: помимо Артема Устинова, это художник-постановщик Юлиана Лайкова, которая сотрудничает с лучшими российскими и зарубежными театрами, и художник по свету Денис Солнцев – выдающийся мастер, лауреат «Золотой маски». Пригласим также хореографа и композитора. Столь талантливая постановочная команда сможет, уверен, из научно-фантастического романа сделать глубокое высказывание о человеке, о каждом из нас.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Донос, попытка #2»

    Донос,попытка #2 Пока мы выпускаем премьеру за премьерой,готовимся отмечать 100-летие нашего театра, ездим на гастроли по России, ремонтируем Дом Вахтангова в Владикавказе, получаем Золотую Маску... просто каждый день занимаемся своим делом. ...
  • Лариса Луппиан: «Мы не хотим людям морочить голову»

    Прошло почти два года с того момента, как в 2019 году художественным руководителем Театра им. Ленсовета была назначена народная артистка РФ Лариса ЛУППИАН. В интервью «Театралу» она рассказала о том, какие изменения произошли за это время и какие новые тенденции возникли в репертуарной политике одного из самых известных театров Санкт-Петербурга. ...
  • «Современная прокачка театра»

    С 27 по 31 мая Театр Вахтангова проведет уже третий крупнейший форум театральных менеджеров, который охватит все регионы: 270 театров, 400 управленцев – от директоров до администраторов – офлайн, 11000 – онлайн.       – Кирилл Игоревич, в чем главное отличие Вахтанговского фестиваля от других, от того же форума «Место действия», который проходил в Петербурге? ...
  • «Мёртвые души». Премьера в Театре Вахтангова. Фоторепортаж

    В Театре Вахтангова проходят премьерные показы спектакля «Мёртвые души» (Галопад в двух действиях). Гоголевскую поэму режиссер Владимир Иванов и режиссер по пластике Сергей Землянский поставили на двоих – все образы и маски примеряют на себя Мария Аронова и Владислав Гандрабура. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Со мной случился человек»

    Инклюзивную биографическую постановку «Бабушка» представили 23 апреля на неделе русского театра в Мадриде. Спектакль создан в рамках международного социального проекта «Со мной случился человек». Режиссер и руководитель проекта Анастасия Христова рассказала «Театралу» про особенности премьеры и о том, сложно ли создать театр в Испании. ...
  • «Мир русского театра» готовится к встрече

    В нынешнем году «Театрал» планирует провести очередной Международный фестиваль театров русского зарубежья, который на сей раз состоится в Париже (в прежние годы были Монтекатини и Берлин). Сейчас дирекция формирует афишу, в которую войдут работы восьми русскоязычных коллективов. ...
  • Малыш и Карлсон опять на той же крыше

    Х юбилейный Фестиваль детских и юношеских русскоязычных театров прошел в Вашингтоне. На этом театральном форуме коллективы из 15 стран мира представили 46 спектаклей.   Одним из важных критериев для отбора спектаклей являлось уверенное и грамотное владение участниками, играющими на сцене, литературной русской речью. ...
  • Владимир Гурфинкель: «Хочется учесть гений места»

    Владимир Гурфинкель стал новым главным режиссером Русского драматического театра Литвы. Еще до вступления в должность, в январе текущего года, он уже представил на сцене РДТЛ две премьерные работы. Одна из них – отклик на происходящие события в соседней Беларуси, документальный проект «Дышим вместе». ...
Читайте также