Валерий Фокин отмечает 75-летие

 

После окончания художественного училища Валерий Фокин работал художником-декоратором, а потом поступил в Театральное училище им. Щукина. Для диплома выбрал «Нос» и «Пышку», которую студенты играли на французском языке. У первого же спектакля «Валентин и Валентина» в театре «Современник», куда он пришёл после выпуска, был успех. Здесь Фокин проработал 15 лет, успел поставить 15 спектаклей, а потом на 5 лет ушёл в Театр Ермоловой. С 1991 года он руководил Центром Мейерхольда, а с 2003 года возглавил Александринский театр.  Его энергии можно позавидовать. Ему не нравится, как он сам говорит, «открывать одной отмычкой все двери». В день своего юбилея Фокину «главное доказать, что он живой как режиссёр», поэтому 28 февраля он отмечает премьерой «Честная женщина».  

Эра Зиганшина, актриса Александринского театра

– Десять лет назад я пришла в Александринский театр по приглашению Фокина на роль бабушки в спектакле «Литургия Zero». Должна заметить, что в Александринке очень необычный зал, не потому что он большой – большой зал был и в театре «Балтийский дом», где я работала. Но здесь я столкнулась с объёмом, с огромным пространством, с высотой – и была озадачена, как бы сделать так, чтобы меня хотя бы было слышно везде. Актёр, который многие годы здесь работает, таким вопросом уже не задаётся, а у меня была проблема. Валерий Владимирович это видел и всё понимал. Он вообще очень чуткий, отзывчивый человек. Я ни разу не пожалела, что откликнулась на его приглашение. Он ко мне очень хорошо относится, а это для артиста важно.

Последний год был очень тяжёлый, опасный, и после сложного для театра периода юбилей Валерия Владимировича я рассматриваю как символ того, что это напряжённое время заканчивается, мы возвращаемся к нормальной жизни. Его юбилей, как переломная веха – можно радоваться, строить планы и творить. Фокин как человек очень энергичный и молодой, несмотря на дату, встречает 75-летие премьерой. Я желаю ему успеха не только в «Честной женщине», но и во всех будущих спектаклях, которых должно быть много, потому что он режиссер неутомимый и талантливый.

Вера Воронкова, актриса Театра им. Пушкина

– С Валерием Владимировичем я познакомилась, когда попала в созданные им Мастерские Центра им. Мейерхольда. В начале 90-х там была лаборатория, где молодым режиссёрам можно было искать, пробовать, экспериментировать – и таким образом реализовываться. Тогда этим мало кто занимался. Фокин был первопроходцем. Он понимал, что театру нужны новые формы, что ему нужно развиваться. Он воспитал многих, известных сегодня режиссёров, за что ему отдельное спасибо.

В лаборатории ЦИМа я много работала, и Валерий Владимирович занял меня в своём спектакле «Арто и его двойник», где было много необычных, новаторских идей. Представление происходило на нескольких площадках, но Фокин выстраивал свою полифонию так, что каждое из действий имело самостоятельное звучание. Это был спектакль-кабаре. Он шёл в кафе, где за столиками сидела публика. Мы играли и между столиками, и на сцене. На одной из площадок работала пластическая группа, на другой потрясающе пела девушка. У моей героини было два возлюбленных. Их играли Виктор Гвоздицкий и Игорь Костолевский, потом в силу занятости Игорь ушёл, и его место занял Евгений Князев. Ничего подобного я не играла ни до, ни после. Мы возили «Арто и его двойник» в Польшу, к Ежи Гротовскому, а он показывал нам свои спектакли.

Валерий Владимирович не только занимается театром, он ему служит. Я радуюсь, когда встречаю его имя в номинациях театральных премий. Хочу пожелать, чтобы ему всегда было интересно жить и работать.

Наталия Вдовина, актриса театра «Сатирикон»

– Мне повезло, потому что я принимала участие в одном из самых лучших спектаклей Валерия Фокина «Превращение». Репетиции были потрясающие. Мы сразу подключились к интереснейшему материалу, к той форме, которую нам предложил режиссёр. Каждый из нас внёс свою лепту. Мы были сотворцами. Со стороны Валерия Владимировича была высокая степень доверия к артистам. Никакого диктата. Он с математической точностью всё выверил, обозначил пространство – маленькую комнату-коробку, в которой пол опускался и образовывал подвал. Вообще спектакль был уникален своей конструкцией.  

Фокин не из тех режиссёров, которые указывают актёру, как надо играть. Он уточняет вектор, определяет направление и, говоря «да» или «нет», ведёт тебя по неизвестной пока дороге. Несмотря на жёсткую форму, мы были свободны. В спектакле чувствовалось дыхание, и воздуха в нём было много.

Мы объездили с «Превращением» полмира, и Валерий Владимирович всегда был с нами. Куда бы мы ни приезжали, все билеты были проданы. Встречали нас тепло и восторженно. На одном из показов был британский актёр Рэйф Файнс. Ему очень понравилось. Я недаром говорю, что «Превращение» было бриллиантом в репертуаре нашего театра. Может быть, это нескромно, но, если бы я увидела его как зритель, то пришла бы в восторг от работы Фокина. Поздравляю его с юбилеем, желаю ему вдохновения и очень хочу, чтобы однажды он еще поставил в «Сатириконе».  Я с большим нетерпением такого момента буду ждать.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дмитрий Сумин: «В душе я клоун, поэтому трагифарс – мое все»

    Молодой артист МХТ имени Чехова Дмитрий Сумин стремительно и успешно ввелся в комедию Михаила Рахлина «Веселые времена». Сыграл вальяжного французского графа, которого «перевоспитывает» любовь советской девушки. ...
  • Антон Яковлев: «На таких идеалистах держится мир»

    В репертуаре Театра сатиры появился спектакль «Лес», который сразу привлек внимание зрителей. Во-первых, режиссер Антон Яковлев, обладатель престижных наград, среди которых почетное место занимает премия «Звезда Театрала». ...
  • Денис Суханов отмечает 50-летие

    Сегодня, 6 апреля, свой 50-й день рождения отмечает ведущий актер театра «Сатирикон» Денис Суханов. «Высокоодаренный артист с врожденным профессионализмом, абсолютно настроенный на работу, артист вертикального взлёта, – говорит худрук «Сатирикона» Константин Райкин. ...
  • Авангард Леонтьев: «Книги Олеши – упоительное чтение»

    У Авангарда Леонтьева в спектакле Сергея Женовача «Заговор чувств» роль небольшая, но важная. Его персонажа зовут Соломон Шапиро, это работник треста пищевой промышленности, правая рука главного героя пьесы Андрея Бабичева. ...
Читайте также