Библиотека искусств делится секретами миллионерши Ворониной

 
Готовясь к 100-летнему юбилею, Российская государственная библиотека искусств открыла виртуальный проект «Раритеты», рассказывающий об уникальных материалах из своих фондов.

У миллионерши Анны Васильевны Ворониной было хобби. Более 40 лет она заполняла листы своего альбома переводными картинками. За десятилетия на 400 страниц она перевела более 3,5 тысяч картинок, приобретенных не только в России, но и присланных из разных стран Европы, Америки. Воронина тщательно компоновала их на альбомных листах, составляя причудливые композиции. После ее смерти в 1905 году альбом сохранили наследники, и в 1970-е годы он поступил в фонды библиотеки.

Сегодня – уникальный альбом «Декалькомания» является жемчужиной в собрании РГБИ. Подобной коллекции по разнообразию и наполнению не имеет ни одно отечественное хранилище.

Детское, на наш сегодняшний взгляд, увлечение богатой женщины, было модным в конце XIX века. Слово «декалькомания» происходит от английского «декаль» (англ. decal), - «переводная картинка». Декаль в середине XVIII века изобрел французский гравер Симон Франсуа Равене, который придумал новый метод переноса изображения на поверхность керамических изделий.

В 1840 году известный скульптор А.И.Теребенёв  получил «привилегию» в России на способ нанесения рисунков для украшения посуды фабричного производства, что составило конкуренцию дорогой ручной росписи. Картинку с бумаги сводили на тарелку или чашку и закрепляли прозрачной глазурью
К 1870-м годам декали вошли в моду, их использовали для дизайнерских целей, оформления различных предметов. Мода получила название «декалькомания», и в последней четверти XIX века широко распространилась во многих странах. 

Не отставала от мировых модных тенденций и московская миллионерша. Через столетия альбом, сделанный собственными руками, стал энциклопедией культуры, быта, художественного вкуса конца XIX века, наглядным примером оформления, стилизации предметов интерьера, аксессуаров. Для искусствоведов, сценографов, художников – это новый источник деталей быта того времени.

Познакомиться с виртуальным проектом «Раритеты» можно по ссылке.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также