Плата за выбор

Валерий Фокин отметил юбилей премьерой

 

Валерий Фокин – человек, который всегда и прежде всего рассчитывает на самого себя, с ранних лет усвоив, что «везет тому, кто везет»... Он не боится брать ответственность и круто менять судьбу, уходить в неизвестность и самому определять «предлагаемые обстоятельства». На юбилеи принято ждать подарков и поздравлений. А он в который раз к круглой дате приурочивает свою премьеру, предлагая тем самым не сосредотачиваться на дифирамбах давно сделанному, но оценить живое и сегодняшнее высказывание юбиляра. Единственно, подарок хочется разделить с любимыми людьми. К своему 65-летию Валерий Фокин показал спектакль «Вечер с Достоевским» с любимым артистом Константином Райкиным. К 75-летию выбрал для постановки пьесу сына – Кирилла Фокина.

«Честная женщина» – вторая совместная работа драматурга Кирилла Фокина и режиссера Валерия Фокина на Новой сцене Александринки. Уже пятый год идет спектакль «Сегодня.2016». «Честную женщину» вполне можно назвать второй частью дилогии и продолжением темы «спасателя». В «Сегодня.2016» человечество от планов инопланетян спасал психолог Владимир Огнев (Петр Семак), вокруг которого суетились мультяшные Барак Обама, Ангела Меркель, Пан Ги Мун и Владимир Путин. В «Честной женщине» организатор и вдохновитель миротворческого процесса – Мадам (Марина Игнатова) спасает от нехватки воды жителей одной отдельной ближневосточной страны.

В «Сегодня...» летали дроны, охраняя встречу на высшем уровне, а зрители оказывались в своего рода подводной лодке, наблюдая за разворачивающимся за надежным ограждением межгалактическим действием. В «Честной женщине» действие разворачивается в токийском аэропорту – в нейтральной зоне установлен стол переговоров. Охрана, рамки, суета журналистов CNN. По приглашению Мадам для обсуждения совместного заявления собрались: советник кровожадного диктатора Зияд Анссем Ансари (Игорь Мосюк); глава оппозиции Хирши Али (Анна Блинова создает восточный вариант Греты Тунберг); представитель США Колин (Александр Лушин), представитель России Андрей (Виктор Шуралев), наконец, мини-Илон Маск Себ Сайкс (Андрей Матюков) с амбициозным проектом «Надежда-2» добычи пресной воды прямо из воздуха.

Без воды умирают люди в количестве куда большем, чем их убивает диктатор и чем их гибнет в столкновениях оппозиции с режимом. Новые технологии Сэма Сайкса смогут создать – прямо по Маяковскому – «здесь будет город-сад». Дело за малым: политическим противникам оставить амбиции, кураторам поддержать их решимость, а создателю проекта расширить возможности инвестиций в него. И всем подписать мирное соглашение.

Но по мере разворачивания действия становится понятно, что проект практически для всех участников отнюдь не является «делом жизни». У Сайкса есть приоритетный контракт с NASA, и он не может позволить себе разозлить Америку. Ближневосточный диктатор интересуется проектом постольку, поскольку это поможет ему ослабить санкции и усмирить оппозицию. Для Хирши Али эта встреча – возможность пиара собственной партии и обличений преступного режима ее страны... Представители Америки и России– профессиональные дипломаты, которые держат ухо на телефоне и ждут указаний «сверху»: прикажут – провалят проект, прикажут – поддержат.

Высокая политика не предполагает учитывать такие странные материи, как «сострадание» или «забота о людях». «Им не повезло – родились в неправильном месте», – констатирует представитель России в ответ на сетования о страданиях народа в условиях религиозной диктатуры, а представитель Америки кивает в знак солидарности.

«Честной женщине» Мадам, ранее высокопоставленной сотруднице российского МИДа, неоткуда и не от кого ждать помощи. Как Огневу в «Сегодня», бороться ей приходится исключительно на свой страх и риск. Среди карикатурных фигур Мадам — лицо и живое, и страдающее, именно к ней приковано внимание зрительного зала, который (положа руку на сердце) не слишком озабочен проблемами водоснабжения далекой восточной страны.

В перерыве между переговорами, сняв парик, Мадам может позволить себе расслабиться. На большом экране мы видим ее лицо, которое сейчас «не надо держать». Ползут вниз уголки губ, искажаются мышцы. Больная раком в четвертой стадии, глотающая горстями обезболивающие таблетки, Мадам упорно идет к цели: «сделать мир чуточку лучше» (не могу жить иначе, объясняет она нам и прежде всего самой себе). Прекрасная актриса Большого Драматического театра, Марина Игнатова не раз играла женщин-политиков. Незабываема ее Елизавета из «Марии Стюарт» Темура Чхеидзе – умная, гордая, навсегда и бесповоротно виноватая в смерти сестры. В ее Мадам также живет вина – за несложившуюся семейную жизнь, за сына-наркомана, за мужа, годами ждущего ее зова «вернись!» Что делать, если боль Ближнего Востока ей понятнее и дороже, чем две мужские фигуры за стеклом? «Землю в Гренаде крестьянам отдать» – мечта идеалиста, для которого далекие и неизвестные дороже и ближе слишком знакомых. Да и помогать мужьям и детям – только их портить...

Любая дорога борьбы неизбежно уводит от близких. И не так важно, куда ведет дорога, выстланная «добрыми намерениями». Важно, что чем дальше по ней идешь, тем труднее вернуться.

Валерий Фокин хорошо знает императив долга, зов предназначения, зуд реформаторских улучшений существующей действительности и предлагаемых обстоятельств. Знает, что, идя по паркету, ты никогда не встретишься с судьбой. Юношеский идеализм «честной женщины» ему хорошо знаком. Но, пройдя большую часть поля жизни, он знает и другое – цену компромисса, без которого невозможно никакое дело, вкус потерь и расплаты за выбор. Может, лучшие сцены спектакля – именно моменты тишины, когда и актриса, и режиссер, глядя со стороны на героиню, сомневаются: а правильный ли выбран ею путь?

В финале, в очередной раз вернувшись буквально с того света, героиня просит купить ей билет в Каир: религиозные фанатики захватили заложников. И ее долг быть там. Зв учит голос Анны Герман из далеких 70-х: «Светит незнакомая звезда»...

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Андрей Слепухин: «Научиться быть свободным – вот с чего нужно начать»

    В ТЮЗе им. Брянцева – премьера: актер и режиссер Андрей Слепухин выпустил спектакль «Дай найти слова», основанный на документальной переписке между двумя поэтами 20 века – Ингеборг Бахман и Паулем Целаном. Бахман – обладатель Бременской литературной премии, премии Георга Бюхнера и Большой государственной премии Австрии по литературе. ...
  • В Театре Ленсовета стартует социальный проект

    В Театре имени Ленсовета запускают социальный проект «Дневной спектакль», рассчитанный на зрителей из отдаленных от центра районов и пригородов Санкт-Петербурга. Эта акция подхватит традицию, ранее уже существовавшую в театре. ...
  • Плата за выбор

    Валерий Фокин – человек, который всегда и прежде всего рассчитывает на самого себя, с ранних лет усвоив, что «везет тому, кто везет»... Он не боится брать ответственность и круто менять судьбу, уходить в неизвестность и самому определять «предлагаемые обстоятельства». ...
  • «Балтийский дом» отмечает 30-летие

    В 2021 году петербургский театр-фестиваль «Балтийский дом» отметит 30-летие чередой премьер и двумя фестивалями.    «В настоящее время идет работа над премьерой «Одиссеи» по Гомеру. Это визуальный спектакль, в нем много путешествий. ...
Читайте также