Свободное дыхание театра Семёна Спивака

Вышла в свет книга о худруке Молодежного театра на Фонтанке

 

Молодежный театр на Фонтанке, в прошлом сезоне лишившийся из-за пандемии празднования трех значимых дат – 40-летия театра и 70-летия художественного руководителя Семена Спивака, 30 лет возглавляющего коллектив, в 2021 году начинает наверстывать упущенное. Так, в рамках проведения  XVI Санкт-Петербургского  международного салона петербуржцам и гостям города в мае будет представлена новая книга театроведа Натальи Старосельской «Вертикаль Семёна Спивака», рассказывающая о творческом пути режиссера, легендарных спектаклях Молодежного и его новых постановках.
 
Первая презентация книги, выпущенной издательством «Балтийские сезоны» в самом конце 2020-го года, прошла 18 января – в день рождения Молодежного театра – в ограниченном из-за пандемии кругу его друзей и петербургских журналистов.
 
Книга Натальи Старосельская прослеживает творческий путь Спивака от его первых постановок до последних премьер. Изучая художественный метод режиссера, Наталья Старосельская увидела в нем преемника Георгия Товстоногова, по сию пору остающегося профессиональным ориентиром для художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке. Само название книги – «Вертикаль Семёна Спивака» говорит о непрекращающемся творческом росте режиссера, его устремленности в профессиональное «небо».
 
Решающие шаги на пути к определению своей миссии в театре были сделаны Спиваком на этапе от первой режиссерской работы героя – спектакля 1974 года «Старая Верона» в театре-клубе «Суббота», до перевернувшей театральный Ленинград постановки 1982 года «Дорогая Елена Сергеевна» в театре им. Ленинского комсомола (ныне – театр-фестиваль «Балтийский дом»). С приходом Спивака в Молодежный последний спектакль вошел в репертуар театра на Фонтанке, стал его легендой, а творческая миссия режиссера получила окончательную и бесповоротную формулировку: строительство театра для людей.

Семен Яковлевич так говорит о деле, которому служит: «Я получаю огромное удовольствие от того, чем занимаюсь, что люблю. Без любви не складывается ни один спектакль. Я пробовал быть жестче, командовать в театре, но у меня не получилось. И я понял, что мой путь - это поиски общего языка со зрителями и артистами, любовь, ее перипетии, исследование отношений между мужчиной и женщиной. В наше время людям не хватает именно любви и добра, и у нас много спектаклей на эту тему».
 
Не допуская упрощения вкусов и снижения требовательности современных зрителей, оставаясь свободным от сторонних оценок и мнений, Семен Спивак на протяжении нескольких десятков лет создает свой особый, авторский театр, высокая оценка которого дана в книге Старосельской. Заставляя зрителя на короткий срок воспарить в театре над жизнью, Спивак напоминает ему о вечных ценностях…
 
«Я очень неравнодушен к Молодежному театру, к труппе Спивака. Давно их ярый поклонник. Здесь всегда были переаншлаги: я сам - свидетель. Зрители уходят из театра с надеждой, светлыми мыслями. Не травмированные, не потерянные… У Спивака и спектакли светлые – о любви, вере, надежде. Он идет своим путем, окружая себя своими учениками, единомышленниками, создавая унивальную труппу», - сказал на презентации книги председатель Санкт-Петербургского отделения СТД РФ Сергей Паршин.
 
«Семен Яковлевич является тем Мастером, который следит за судьбой своих учеников. И очень щедро помогает им, когда есть необходимость и возможность», - подчеркнул один из первых выпускников мастерской Спивака – Сергей Морозов, худрук  театра «На Литейном».
 
Также Молодежный театр в свой 41-й день рождения представил зрителям новую трехчасовую концертную программу «Это было недавно», объединившую в себе спектакли, ушедшие из репертуара театра, но оставшиеся в памяти зрителей (режиссер программы - Н. Архипова). Отрывки и музыкальные номера из постановок «Звучала музыка в саду…» Ефима Падве (1984), «Двенадцатая ночь» Владимира Туманова (1998), «Отелло»  Семена Спивака и Алексея Утеганова, «Зимняя сказка» испанского режиссера Магуи Мира заставили публику грустить и смеяться. А выступившая в роли ведущей вечера актриса Регина Щукина обернулась сталкером, сопроводившим гостей торжества в далеко не забытое прошлое…
 
Преодолевая времена вынужденного дефицита зрителей и надеясь на благоприятное изменение ситуации, Молодежный театр уже сегодня строит обнадеживающие планы на будущее. Впереди – не только широкая презентация книги Старосельской, но и майская премьера булгаковской «Кабалы святош». Эта знаковая постановка завершит булгаковский триптих Семена Спивака на сцене театра. А в самое ближайшее время, в ночь с 27 на 28 марта, Молодежный покажет эксклюзивный концерт молодых артистов и проведет в честь Международного дня театра забавную акцию «Театр начинается с вешалки».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Худруки московских театров – к 60-летию Юрия Бутусова

    Спектакли Бутусова вызывают потрясение у зрителей и зависть у коллег. Артисты же, попавшие в число своих, подтвердят: он дает почувствовать себя свободным. «С ним никогда не знаешь, что будет завтра, всё может поменяться в одну секунду, и это прекрасно». ...
  • «Не может быть спасения обманом»

    «Сатирикон» показал первую премьеру сезона – «Это все она» в постановке Елены Бутенко-Райкиной. Спектакль по пьесе Андрея Иванова – это дипломная работа выпускников Высшей школы сценических искусств, которая «перебралась» в репертуар. ...
  • Нияз Игламов: «В некоторых городах театр – главное градообразующее предприятие»

    Председатель жюри Международного фестиваля камерных театральных форм «Островский FEST» – о самом проблемном для театров регионе, Центральном федеральном округе, об умении говорить с местными властями и о главных критериях оценки фестивалей. ...
  • «Во всём виновата цивилизация»

    В «Школе драматического искусства» Игорь Яцко и Мария Зайкова поставили спектакль «Сага века: битва за любовь» по одноимённому пуантилистскому роману шведской феминистки Эббы Витт-Браттстрём. Артисты играют мужа и жену, которые вместе 30 лет и за это время до смерти надоели друг другу. ...
Читайте также