Любовь, похожая на стон

Рыбников добивался Ларионову десять лет

 
19 февраля одной из красивейших женщин советского кино Алле Ларионовой исполнилось бы 80 лет. К сожалению, актрисы давно нет в живых, еще раньше ушел из жизни ее легендарный муж Николай Рыбников. Но эта пара навсегда останется в истории не только благодаря громким киноролям. Пера Шекспира достойна история их любви, где было все: ревность, интриги, взаимное прощение и, конечно, страсть.
Когда Ларионова уезжала на длительные съемки, Николай Рыбников любил играть в шахматы со своим другом Олегом Чертовым. Однажды раздался междугородный звонок. Звонила Алла из Киева и сообщила, что возвращается завтра, просила встретить. Игра продолжилась.

«Знаешь, Олег, – вдруг сказал Николай, – я так люблю Алку! Я так ее люблю! Я не могу без нее. Я, пожалуй, полечу в Киев». «Какой Киев? – удивился друг. – Она же завтра будет в Москве».

Но актер уже звонил во «Внуково».

И вскоре они мчались на «Волге» в аэропорт, а в два часа ночи Рыбников встретил жену… на пороге киевской гостиницы.

«Хочешь, я отдам тебе Алку?»

Он не раз появлялся внезапно. Срывался с места – уезжал «к своей Алле». И годы не стирали эту страсть. Видимо, памятна была вся предыстория их отношений, видимо, ярко помнил Рыбников, как целое десятилетие добивался ее руки и однажды едва не покончил с собой.

Познакомились будущие супруги во ВГИКе. Алла – первая красавица курса – совершенно не обращала на Николая внимания. Зато дружила с однокурсником Вадимом Захарченко, который стал ее партнером на уроках танца и в пантомиме. На свою беду Рыбников жил с Захарченко в одной комнате общежития, и эта дружба проходила на его глазах. Все знали, как он мучается, переживая свою боль, пока однажды не прогремело на весь институт: Рыбников пытался покончить с собой – его чуть ли не вынули из петли…

Захарченко не нашел ничего лучшего, как предложить: «Хочешь, я отдам тебе Алку?» И это «великодушие» счастливого соперника еще больше возмутило Рыбникова: с Вадимом с тех пор он не общался…

После окончания института дипломированные кинематографисты разлетелись по стране. Рыбников был распределен на Одесскую киностудию. Алла снималась в других городах. Но где бы она ни была, всюду находила телеграммы от Николая: «Люблю. Целую. Пью за твое здоровье».

Эпизод к фильму «Анна на шее», где Аня (Ларионова) и Артынов (Михаил Жаров) катаются на лодке, снимали в Подмосковье. А уже наступили холода, и актеры время от времени грелись на берегу, набросив на себя теплые вещи. Вдруг Жаров заметил на другой стороне реки мужчину в легком светлом плаще и указал на него Алле. «Господи, это же Коля!» – воскликнула она. Это действительно был Рыбников. Он приехал откуда-то издалека, чтобы даже не повидаться с Аллой, а только взглянуть на нее.

Ребенок спас жизнь

Вскоре Николай Рыбников стал любимым актером миллионов кинозрителей, поскольку на экраны вышел фильм «Весна на Заречной улице»: женщины просто сходили с ума по сталевару Саше Савченко – писали письма, искали встречи. Он же хранил верность той, к которой, говоря словами Константина Симонова, «пожизненно себя приговорил».

В 1956 году Рыбников снимался в фильме «Высота». Все шло нормально, без всяких происшествий, как вдруг к помощнику режиссера Эмме Дукельской прибежали встревоженные актеры: «С Рыбниковым что-то творится! С утра заперся в своем номере, пьет, на стук не отзывается, никого к себе не пускает…» Ребята догадывались, что это с ним из-за Ларионовой: видимо, дурные вести донеслись из Минска, где она в то время снималась.

…В Минске события развивались своим чередом. Партнером Ларионовой по фильму «Полесская легенда» был знаменитый с довоенных времен актер Иван Переверзев, который влюбился в Аллу, дело шло к свадьбе. Мало того, артисты ждали ребенка.

И тут Переверзева срочно вызвали в Москву. Туманно объяснив причину отъезда, он отбыл в столицу. А вскоре туман рассеялся, поскольку Ларионова узнала, что за дела у Переверзева были в Москве. Он уехал… забирать жену из роддома. Таким вероломством Ларионова была сражена. Возникла мысль о самоубийстве, но на самом краю пропасти ее остановил будущий ребенок. Помогли и друзья – послали телеграмму Рыбникову с просьбой приехать. И он бросился в Минск. Уже на следующий день, 31 декабря, на минском вокзале его встречали подруги актрисы. Потом все вместе отметили Новый год. И Рыбников снова сделал Ларионовой предложение, которое на этот раз она приняла.

Гагарин пошутил

С Переверзевым Николай имел разговор, в котором расставил все акценты. Отныне Алла его жена, сказал он, ребенок будет их общим ребенком и, разумеется, носить фамилию Рыбников. А жене сказал: «Я однолюб и кроме тебя для меня никого не существует».

И все же Алла мучительно долго отходила от удара, нанесенного ей Переверзевым, не могла изгнать обиду из сердца. Николаю тяжело было это наблюдать. Но он терпел. Главное, они были вместе. А вскоре (в феврале 1957 года) у них родилась дочь Алена, которая навсегда скрепила этот союз, но спустя три года Ларионова снова ждала ребенка. Подруги хватались за голову: «Не время рожать! Пока ты на волне успеха, нужно сниматься, а так ты засядешь дома, потеряешь форму, слетишь с орбиты» – «Коля хочет ребенка», – был ответ.

Правда, ревновал он не меньше, чем прежде. Как-то в ресторане супруги сидели в компании космонавтов. Все, конечно, выпили. Юрий Гагарин смотрел на Ларионову, смотрел и вдруг сказал: «Николай, отдай мне Алку». Шутка вызвала смех. Но не у Рыбникова, который не различал чинов в таких случаях. Алла поспешила увезти мужа домой – от греха подальше.

В последние годы жизни Николай Рыбников не снимался в кино – по нелепому стечению обстоятельств его просто не приглашали. Но он не особенно жалел: много времени проводил на даче, любил готовить. Летом 1990 года он законсервировал помидоры по своему фирменному рецепту. Открыть их предполагалось осенью – на 60-летний юбилей актера. Однако он не дожил до него полтора месяца; помидоры открыли на поминках. Алла Ларионова пережила своего мужа на десять лет. Но тоже, как и супруг, ушла из жизни во сне. Говорят, такая легкая смерть посылается только праведникам.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Евгений Ткачук откроет «Смешной фестиваль»

    «Смешной фестиваль» пройдет с 1 по 9 апреля в Петербурге. В программе – уличные шоу-программы, театральные постановки, лекции, мастер-классы, кинопоказы и благотворительные акции. Артисты клоун-мим-театра «МимИГРАнты», они же организаторы, обещают «запустить волну общегородского хохота» и  устроить «настоящий фейерверк радостных эмоций на весь Заячий остров». ...
  • Матери и дети на сцене театра «Сфера»

    «Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка. Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. ...
  • В Железноводске откроют Музей памяти Сергея Пускепалиса

    15 апреля состоится открытие музея памяти Сергея Пускепалиса в Железноводском Дворце культуры.   Экспонатами  музея станут личные вещи актера, а также его награды, кубки и многое другое.   «Всю коллекцию нам удалось собрать благодаря вдове Сергея. ...
  • В Москве покажут фильмы, представленные в Каннах

    В московском кинотеатре «Художественный» представят премьеры двух фильмов-участников Каннского кинофестиваля. Зрители увидят их 9 и 10 апреля.   9 апреля совместно впервые покажут драму корейского режиссера Дави Чоу «Возвращение в Сеул». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
  • Полина Райкина: «То, что сейчас называется нравственностью, ею совсем не является»

    Широта ее сценических возможностей весьма велика. Это и лицемерная Феклуша в «Грозе», и несчастная мама в пьесе «Это все она», и папаша в «Елизавете Бам»… «Театрал» поговорил с Полиной Райкиной о современном театре и ее видении себя самой. ...
  • «Бег». Дистанция – бесконечность

    Новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб легендарного и вечно современного булгаковского «Бега» представили зрителям авторы нового спектакля «Ленкома Марка Захарова». Режиссер Александр Лазарев и команда создателей постановки современными театральными средствами рассказали о тех, кто бежал от трагических событий времени на чужбину, в пустоту одиночества. ...
Читайте также