«Духовная оккупация»

В Театре Моссовета Юрий Еремин поставил спектакль «Странник»

 

27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского.

В режиссерской карьере Еремина это уже второе обращение к одной из самых «загадочных» пьес Горького. Впервые он поставил ее в 1981-м в Театре Армии и название менять не стал. Тогда спектакль «Старик» имел большой успех и вошел в золотой фонд театрального искусства 1980-х. Спустя 40 лет забытая пьеса о «духовной оккупации» переехала в Театр Моссовета.

Сам автор говорил о «Старике» так: «Я старался указать, как отвратителен человек, влюблённый в своё страдание, считающий, что оно даёт ему право мести за всё то, что ему пришлось перенести». Юрий Еремин не стремился провести четкие параллели с современностью, но акценты расставил так, что зритель понимает – речь идет о манипуляции сознанием как тревожной тенденции современного мира.

За сценографию и костюмы, кстати, отвечал сам режиссер. Из декораций на первый план он выносит пни. На них герои словно пытаются построить новую, счастливую жизнь, но «корнями» неизбежно уходят в прошлое, от которого им не спрятаться, которое их преследует и добивает. Вырубленные деревья можно рассматривать и как предвестников скорой смерти, как образ скоротечности жизни и приближения конца. Ведь убивает Мастакова именно прошлое, которое встает перед ним, как не выкорчеванный из земли пень.


Пьеса Горького напоминает, что в мире сегодня действует культура отмены (англ. cancel culture). Когда за темные дела прошлого оскорбленные «отменяют» людей вне зависимости от их нынешних заслуг. Так и Странник (Виктор Сухоруков) угрожает Мастакову расплатой. Ведь деятельный и честный Мастаков, который строит училище, растит падчерицу и пасынка, на самом деле – беглый каторжник, о чем никто, кроме Странника, не знает.

Мастаков заметно нервничает при разговоре со Странником – резко и гулко стучит по столу, требует немедля переходить к делу. А Странник… Он просто издевательски затягивает беседу, упиваясь страданиями и напряженностью оппонента. Ему вскоре предложат и кругленькую сумму за молчание, за то, чтобы уехал и безбедно жил себе подальше. Но нет, Страннику, в отличие от его спутницы (Татьяна Храмова), нужны не деньги, а власть над Мастаковым.

Про власть над человеком рассуждают еще Яков (Олег Отс) и Павел (Алексей Трофимов). Они в шутку говорят Татьяне (Анна Михайловская), что знают ее секрет. Заставляет девушку понервничать, пока не признаются, что никаких «компроматов» на неё не имеют, а лишь решили поманипулировать, рассчитывая на то, что у каждого есть свои скелеты в шкафу.

Что же касается Мастакова, то он «отменяет» сам себя. Стреляется из ружья, не в силах выдержать психологического давления. Странник со спутницей негодуют. Он – потому что не сумел помучить Мастакова вдоволь. Она – потому что Странник обещал ей золотые горы, а денег, когда предлагали, не взял.

Юрий Еремин меняет финал пьесы. Если в оригинале Странник с Девицей трусливо сбегают, чтобы их не побили, то в спектакле Странник напоследок убивает свою спутницу и уходит один. А почему убивает? Потому что испугался своего же «оружия». Ведь ее упреки – тоже способ доминировать и манипулировать. Прежде она была молчаливой, а теперь разговорилась. Странник не хочет больше страдать сам, потому что достаточно натерпелся, и теперь пришла очередь других, да и жить ему осталось, по его словам, недолго. А проводить остаток жизни под аккомпанемент упреков он точно не собирался.


Подробно прорабатывать характеры, остро демонстрировать психологические конфликты – это вообще в духе Юрия Еремина. Странник – поборник теории «очищения через страдания» Достоевского. Режиссер исследует характер героя озлобленного и обиженного, уверенного, что он имеет право судить других, потому что однажды был осужден сам. Но насколько это верно и справедливо – решать зрителю.


  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Егор Перегудов: «Типаж важен в кино. В театре необходима энергия»

    В проекте «Журфак Театрала» – разговор с главным режиссером РАМТа Егором Перегудовым о его спектакле «Ромео и Джульетта». – Герои говорили стихами, присутствовала высокая лексика. Хотя само действие происходило в подземном переходе. ...
  • Поэтическое кафе «Луч»: миру – мир!

    В Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова в очередной раз прогремел спектакль «Поэтическое кафе "Луч"»: со стиляжными костюмами, небольшим оркестром, громкими микрофонами и поэзией периода «оттепели». ...
  • Сценический романс

    В основу премьерной постановки «Гроза прошла» легла одноименная пьеса Дмитрия Мережковского, созданная им в возрасте 25 лет. Как замечает Андрей Максимов: «С одной стороны пьеса написана гением, а с другой – молодым человеком». ...
  • Водоворот времени

    Журнал "Театрал" продолжает творческий проект "Журфак Театрала", который уже третий год проводится совместно с факультетом журналистики МГУ. В рамках этого проекта студенты спецсеминара "Теория и практика театральной журналистики", которым руководит доцент факультета Тамара Якова, посещают театральные поставновки, встречаются с актерами, режисерами и драматургами, обсуждают спектакли и проблемы театральной жизни, а результатом этих встреч становятся публикации в журнале и на сайте "Театрала". ...
Читайте также