«Духовная оккупация»

В Театре Моссовета Юрий Еремин поставил спектакль «Странник»

 

27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского.

В режиссерской карьере Еремина это уже второе обращение к одной из самых «загадочных» пьес Горького. Впервые он поставил ее в 1981-м в Театре Армии и название менять не стал. Тогда спектакль «Старик» имел большой успех и вошел в золотой фонд театрального искусства 1980-х. Спустя 40 лет забытая пьеса о «духовной оккупации» переехала в Театр Моссовета.

Сам автор говорил о «Старике» так: «Я старался указать, как отвратителен человек, влюблённый в своё страдание, считающий, что оно даёт ему право мести за всё то, что ему пришлось перенести». Юрий Еремин не стремился провести четкие параллели с современностью, но акценты расставил так, что зритель понимает – речь идет о манипуляции сознанием как тревожной тенденции современного мира.

За сценографию и костюмы, кстати, отвечал сам режиссер. Из декораций на первый план он выносит пни. На них герои словно пытаются построить новую, счастливую жизнь, но «корнями» неизбежно уходят в прошлое, от которого им не спрятаться, которое их преследует и добивает. Вырубленные деревья можно рассматривать и как предвестников скорой смерти, как образ скоротечности жизни и приближения конца. Ведь убивает Мастакова именно прошлое, которое встает перед ним, как не выкорчеванный из земли пень.


Пьеса Горького напоминает, что в мире сегодня действует культура отмены (англ. cancel culture). Когда за темные дела прошлого оскорбленные «отменяют» людей вне зависимости от их нынешних заслуг. Так и Странник (Виктор Сухоруков) угрожает Мастакову расплатой. Ведь деятельный и честный Мастаков, который строит училище, растит падчерицу и пасынка, на самом деле – беглый каторжник, о чем никто, кроме Странника, не знает.

Мастаков заметно нервничает при разговоре со Странником – резко и гулко стучит по столу, требует немедля переходить к делу. А Странник… Он просто издевательски затягивает беседу, упиваясь страданиями и напряженностью оппонента. Ему вскоре предложат и кругленькую сумму за молчание, за то, чтобы уехал и безбедно жил себе подальше. Но нет, Страннику, в отличие от его спутницы (Татьяна Храмова), нужны не деньги, а власть над Мастаковым.

Про власть над человеком рассуждают еще Яков (Олег Отс) и Павел (Алексей Трофимов). Они в шутку говорят Татьяне (Анна Михайловская), что знают ее секрет. Заставляет девушку понервничать, пока не признаются, что никаких «компроматов» на неё не имеют, а лишь решили поманипулировать, рассчитывая на то, что у каждого есть свои скелеты в шкафу.

Что же касается Мастакова, то он «отменяет» сам себя. Стреляется из ружья, не в силах выдержать психологического давления. Странник со спутницей негодуют. Он – потому что не сумел помучить Мастакова вдоволь. Она – потому что Странник обещал ей золотые горы, а денег, когда предлагали, не взял.

Юрий Еремин меняет финал пьесы. Если в оригинале Странник с Девицей трусливо сбегают, чтобы их не побили, то в спектакле Странник напоследок убивает свою спутницу и уходит один. А почему убивает? Потому что испугался своего же «оружия». Ведь ее упреки – тоже способ доминировать и манипулировать. Прежде она была молчаливой, а теперь разговорилась. Странник не хочет больше страдать сам, потому что достаточно натерпелся, и теперь пришла очередь других, да и жить ему осталось, по его словам, недолго. А проводить остаток жизни под аккомпанемент упреков он точно не собирался.


Подробно прорабатывать характеры, остро демонстрировать психологические конфликты – это вообще в духе Юрия Еремина. Странник – поборник теории «очищения через страдания» Достоевского. Режиссер исследует характер героя озлобленного и обиженного, уверенного, что он имеет право судить других, потому что однажды был осужден сам. Но насколько это верно и справедливо – решать зрителю.


  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Премьеру балета «Чайка» посмотрели студенты журфака

    О премьере балета «Чайка», которая состоялась 1 июля на Новой сцене Большого, на сайте «Театрал» уже была опубликована рецензия нашего музыкального обозревателя, но в рамках рубрики «Журфак «Театрала» мы публикуем сегодня два текста начинающих авторов – наших студентов-стажеров, которые тоже посмотрели новую постановку Александра Молочникова. ...
  • Холодно: эссе о спектакле «Наш класс» Театра Вахтангова

    Театр Вахтангова совместно с Московским региональным отделением Союза журналистов провел конкурс «Вектор-театр», в котором принимали участие студенты факультетов журналистики. После отборочного тура 15 студентов получили возможность посещать спектакли, а затем писали об этом отзывы или эссе. ...
  • «Хроники раздолбая» в Театральной школе Табакова

    Участники проекта «Журфак Театрала» – о новом спектакле в Театральной школе Олега Табакова по книге Павла Санаева «Хроники раздолбая». Это история о молодом человеке, который впервые почувствовал себя взрослым и в день рождения отправился в поездку, подаренную родителями – в Ригу. ...
  • Александр Олешко: «Жизнь, как в сказке»

    В афише Театра Вахтангова, в череде премьер юбилейного сезона, недавно появилась "Сказка о царе Салтане". Спектакль стал еще одной частью цикла сказок с оркестром, которые театр создаёт для юных зрителей. Александр Олешко читает А. ...
Читайте также