«Духовная оккупация»

В Театре Моссовета Юрий Еремин поставил спектакль «Странник»

 


27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского.

В режиссерской карьере Еремина это уже второе обращение к одной из самых «загадочных» пьес Горького. Впервые он поставил ее в 1981-м в Театре Армии и название менять не стал. Тогда спектакль «Старик» имел большой успех и вошел в золотой фонд театрального искусства 1980-х. Спустя 40 лет забытая пьеса о «духовной оккупации» переехала в Театр Моссовета.

Сам автор говорил о «Старике» так: «Я старался указать, как отвратителен человек, влюблённый в своё страдание, считающий, что оно даёт ему право мести за всё то, что ему пришлось перенести». Юрий Еремин не стремился провести четкие параллели с современностью, но акценты расставил так, что зритель понимает – речь идет о манипуляции сознанием как тревожной тенденции современного мира.

За сценографию и костюмы, кстати, отвечал сам режиссер. Из декораций на первый план он выносит пни. На них герои словно пытаются построить новую, счастливую жизнь, но «корнями» неизбежно уходят в прошлое, от которого им не спрятаться, которое их преследует и добивает. Вырубленные деревья можно рассматривать и как предвестников скорой смерти, как образ скоротечности жизни и приближения конца. Ведь убивает Мастакова именно прошлое, которое встает перед ним, как не выкорчеванный из земли пень.


Пьеса Горького напоминает, что в мире сегодня действует культура отмены (англ. cancel culture). Когда за темные дела прошлого оскорбленные «отменяют» людей вне зависимости от их нынешних заслуг. Так и Странник (Виктор Сухоруков) угрожает Мастакову расплатой. Ведь деятельный и честный Мастаков, который строит училище, растит падчерицу и пасынка, на самом деле – беглый каторжник, о чем никто, кроме Странника, не знает.

Мастаков заметно нервничает при разговоре со Странником – резко и гулко стучит по столу, требует немедля переходить к делу. А Странник… Он просто издевательски затягивает беседу, упиваясь страданиями и напряженностью оппонента. Ему вскоре предложат и кругленькую сумму за молчание, за то, чтобы уехал и безбедно жил себе подальше. Но нет, Страннику, в отличие от его спутницы (Татьяна Храмова), нужны не деньги, а власть над Мастаковым.

Про власть над человеком рассуждают еще Яков (Олег Отс) и Павел (Алексей Трофимов). Они в шутку говорят Татьяне (Анна Михайловская), что знают ее секрет. Заставляет девушку понервничать, пока не признаются, что никаких «компроматов» на неё не имеют, а лишь решили поманипулировать, рассчитывая на то, что у каждого есть свои скелеты в шкафу.

Что же касается Мастакова, то он «отменяет» сам себя. Стреляется из ружья, не в силах выдержать психологического давления. Странник со спутницей негодуют. Он – потому что не сумел помучить Мастакова вдоволь. Она – потому что Странник обещал ей золотые горы, а денег, когда предлагали, не взял.

Юрий Еремин меняет финал пьесы. Если в оригинале Странник с Девицей трусливо сбегают, чтобы их не побили, то в спектакле Странник напоследок убивает свою спутницу и уходит один. А почему убивает? Потому что испугался своего же «оружия». Ведь ее упреки – тоже способ доминировать и манипулировать. Прежде она была молчаливой, а теперь разговорилась. Странник не хочет больше страдать сам, потому что достаточно натерпелся, и теперь пришла очередь других, да и жить ему осталось, по его словам, недолго. А проводить остаток жизни под аккомпанемент упреков он точно не собирался.


Подробно прорабатывать характеры, остро демонстрировать психологические конфликты – это вообще в духе Юрия Еремина. Странник – поборник теории «очищения через страдания» Достоевского. Режиссер исследует характер героя озлобленного и обиженного, уверенного, что он имеет право судить других, потому что однажды был осужден сам. Но насколько это верно и справедливо – решать зрителю.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Музей МХАТ впервые проведет ночную экскурсию по особняку Станиславского

    В рамках «Ночи музеев», которая пройдет с 21 по 22 мая, в Музее МХАТ пройдет бесплатная вечерняя экскурсия «Тайны ночного особняка» по Дому-музею Станиславского в Леонтьевском переулке.   «Ранее посетителям не удавалось побродить по темным комнатам и залам этого старинного особняка, но в рамках акции «Ночь в музее» каждому представится возможность узнать истории о владельцах особняка, о его соседях и бывавших тут гостях, увидеть оживающий реквизит театральных постановок Московского Художественного театра,» – говорится в соцсетях музея. ...
  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». Обсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
  • В «Сатирикон» вернется бутусовская «Чайка»

    Театр «Сатирикон» объявил, что спектакль Юрия Бутусова «Чайка» возвращается на столичные подмостки после долгого перерыва. 1 июля его сыграют на основной сцене Театра Вахтангова.   «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской «Чайки» – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. ...
  • В «Сфере» готовят премьеру для детей

    28 и 29 мая в театре «Сфера» состоятся премьерные показы детского спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Главную роль в премьере исполнит Дмитрий Триумфов. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также