Сергей Ястржембский: «Все проблемы зверей происходят от проблем в головах у людей»

 


В субботу, 24 апреля, на Московском международном кинофестивале в программе «Свободная мысль» состоится премьера новой документальной картины Сергея Ястржембского «Надежды выстрел». Незадолго до премьеры «Театрал» побеседовал с автором картины. 
 
 - Сергей Владимирович, в самом названии вашего нового фильма заключен парадокс…
- Сам фильм тоже парадоксальный с точки зрения месседжа, обращенного к зрителю. Он состоит в том, что в современных условиях без рациональной природосберегающей охоты у дикой природы и ее обитателей нет будущего. Эта картина - завершение определенного цикла в работе нашей студии «Ястребфильм». Мы очень много времени уделяли этнографическим фильмам, и сняли их больше шестидесяти. А последние три фильма связаны с природоохранной проблематикой. Мы начали с фильма «Кровавые бивни», который был посвящен теме уничтожения слонов, прежде всего, в Африке, а также в Азии, для насыщения нелегального рынка слоновой костью в Китае.

- Этот фильм, насколько я знаю, даже входил в длинный список на «Оскар».
- Да, он, вообще, получился достаточно успешным и собрал много наград. В частности, «Золотого Орла» в России и награду в номинации «Лучший документальный фильм» на VII Нью-Йоркском кинофестивале. Затем был фильм «Тигры и люди», который был посвящен проблемам защиты амурского тигра в России и о популяции этого тигра во всем мире.
Над нашим третьим фильмом, «Надежды выстрел», мы работали три с половиной года, снимали его в пятнадцати странах. Все средства, которые были собраны на этот фильм, были собраны охотниками, хотя фильм сделан не для охотничьей аудитории, а наоборот для тех, кто не любит, не понимает и даже ненавидит охоту. Мы хотели привлечь внимание людей к тому, что им неизвестно. Но, судя по первым откликам, он и для многих охотников стал тоже фильмом-откровением.

- То есть картина получилась для широкой аудитории, несмотря на специфическую тематику и вы уверены, что картину стоит смотреть даже зоозащитникам?
- В этом фильме, посвященном природсберегающей охоте нет ни одного выстрела, хотя он и называется «Надежды выстрел», нет ни одного убитого животного, нет ни одной капли крови. Поэтому с эмоциональной точки зрения, он не может никого травмировать. Весь фильм пронизан идеей природосберегающей охоты, которая направлена на регулирование численности дикого зверя в интересах сохранения этих популяций. И как бы это пафосно ни звучало, - в интересах уменьшения многовекового конфликта между человеком и дикой природой.

- Вы рассчитываете, что фильм сможет принести и практическую пользу?
- Прежде всего, картина, конечно, имеет просветительское и информационное значение. В картине очень много примеров того, как в разных странах мира модель взаимоотношений между обществом с одной стороны и дикой природой и ее обитателями с другой стороны уже отработана и приносит выдающиеся результаты. Прежде всего, это относится к северо-американской модели сохранения дикой природы. США и Канада находятся далеко впереди по части сохранения дикой природы.
Есть в фильме немало примеров того, как в разных странах мира сохраняют популяции диких животных. Конечно же, эти примеры являются фактически инструкцией, подсказкой для тех, кто готов пройти тот же путь и в других странах. В картине подробно рассказано, о том, как в Таджикистане уже в постсоветское время сохранили популяцию редкого горного животного — мархура. К сожалению, на постсоветском пространстве, только в Таджикистане применяются самые передовые практики в этой области.

Очень много мы в картине рассказываем о дичеразведении, которое является мотором всей системы природосберегающей охоты в таких странах, как, например, Южно-Африканская республика либо Намибия. Это очень яркие примеры того, как буквально за пару десятилетий добивались удивительных результатов по увеличению численности диких животных. Ярчайший пример – это ЮАР! Лет 20 назад - до того, как они перешли на систему дичеразведения, - совокупное количество всех диких животных у них было около полмиллиона особей. Сегодня их насчитывается 22 миллиона, при том что практически круглый год там ведутся охоты. Само сопоставление — полмиллиона и 22 миллиона говорит - просто кричит - в пользу этой системы природоохранной охоты.

- А российские реалии в картине затронуты?
- В фильме много говорится и о России, в том числе, о противниках так называемых вольеров, которые недавно были разрешены в Российской Федерации. Подробно объясняется, что такое вольерная охота, какую пользу она принесла в мире. Собственно говоря, мы ведем полемику с теми силами, которые в штыки восприняли, в том числе в Государственной Думе, эти нововведения. И мы показываем в чем неправы те люди, которые пытались помешать принятию законов разрешающих вольерную охоту.

- Ваша кинокомпания параллельно с этой картиной работала над какими-то другими проектами?
- Раньше у нас была такая система, когда мы три сезона вели программу на телеканале «Россия» - «Магия приключений» - тогда мы делали по несколько фильмов параллельно, но потом отошли от этой модели и последние три фильма мы снимали один за другим с небольшим перерывом. Компания сейчас перешла на длинный метр.
- В кинодокументалистике существуют разные направления, к какому относятся ваши работы?
- Раньше было такое направление — научно-популярные фильмы, и часть картин у нас снята в таком ключе, а часть фильмов — чисто журналистские расследования. «Кровавые бивни» – это как раз пример журналистского расследования проблемы: откуда, почему, где корни браконьерства и такого массового уничтожения слонов, кто заказчик, кто стоит за всеми этими ужасами. Были у нас и биографические фильмы - «Волкодав», например, - это история одного охотника, который всю жизнь посвятил борьбе с волками.

- Что для вас является первым толчком к началу работы над фильмом?
- Подавляющее большинство фильмов продиктованы моими пристрастиями, моими интересами, моей любовью к путешествиям. Вся этнографическая серия связана, прежде всего, с этим. Что касается последних трех фильмов, то у них разная история возникновения. Первый фильм, «Кровавые бивни» - это фильм, который я захотел снять, увидев, какой кошмар происходит в Африке со слонами, как их уничтожают. Настолько меня захлестнуло возмущение, что возникло желание снять этот фильм, чтоб  поучаствовать в борьбе, которая как раз в те годы разворачивалась. Чтобы китайские власти приняли какие-то меры по обузданию нелегального рынка слоновой кости. И мы этого добились!  Я безусловно не говорю, что это исключительно заслуга нашего фильма, но, надеюсь, что какую-то положительную роль мы в этом сыграли.
Что касается картины «Тигры и люди», то мне предложил ее снять Центр амурского тигра, который ведет работу по сохранению этой популяции.
А новый фильм, честно говоря, давно у меня созревал. Особенно на фоне постоянных нападок на охотников, которые происходят во многих странах мира, включая Россию. Давно возник замысел — показать, что такое современная охота, как она правильно должна быть организована, какие экономические, социальные, финансовые последствия оказывает охота, в благотворном смысле слова, на современное общество. Потому что широкая публика об этом не знает. И я, в общем-то, давно подбирал материал к этому фильму.

- Вы не сталкивались с мнением, что охота — увлечение для элиты, а в жизни обычных людей она никакой роли не играет?
-  Да, есть такая точка зрения, но она не доминирует. В антиохотничьем движении доминируют другие, более радикальные группы. Но есть и такая точка зрения. Но это опровергается статистикой, потому что у нас в России охотничьи билеты имеют больше 4 миллионов человек. И это, разумеется, далеко не только элита. Основная масса — как раз «простой охотник», человек, живущий в деревне или в маленьком городе, который отнюдь не увлекается африканскими сафари, а охотится ради удовольствия и ради мяса, что очень тоже важно.

- Есть в планах какая-то следующая масштабная тема для фильма?
- Да, есть. Более того, материал уже отснят, он снимался на протяжении десятка лет. Будет один большой фильм, и потом, наверное, еще серия картин, посвященных современному шаманизму. Мы снимали во многих странах мира и в России - в Якутии, Хакассии, Иркутской области, Бурятии, Амурской области. Венцом этого материала является интервью и съемки в Якутии о якутском шаманизме и его современных представителях.

По сути шаманизм – это философское или, если хотите, религиозное течение, которое тоже тесно связанно с природой. Это как раз проявление дикой природы в человеческом сознании.

- Можно сказать, что от изучения проблем природы вы снова возвращаетесь к этнографии и изучению проблем человеческих?
- Ну, во-первых, все проблемы зверей происходят от проблем в головах людей, поэтому я от людей никуда не уходил в нашей работе. Мы не снимаем контент в стилистике канала Animal Planet, который посвящен жизни животных, мне это неинтересно. Мне интересно не просто рассказывать о том, как рождаются и развиваются волчата, и во что они превращаются, условно говоря. Мне интересно показывать, в чем, например, опасность нерегулируемого роста популяции волка для России, где их насчитывается 60 тысяч и какой ущерб это наносит хозяйству, экономике, людям, и как мы должны на это отвечать. Поэтому меня интересует природа там, где она сталкивается с человеком, а человек сталкивается с дикой природой.

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В Театре Моссовета пройдет дискуссия с Павлом Рудневым

    22 мая в Театре им. Моссовета состоится дискуссия с театроведом, одним из самых крупных специалистов по современной драме Павлом Рудневым. Тема – премьерный спектакль «Человек в закрытой комнате». rn rnОбсуждение начнется по окончании спектакля, который играют на сцене «Под крышей», и будет доступно для зрителей, пришедших посмотреть постановку. ...
  • В «Сатирикон» вернется бутусовская «Чайка»

    Театр «Сатирикон» объявил, что спектакль Юрия Бутусова «Чайка» возвращается на столичные подмостки после долгого перерыва. 1 июля его сыграют на основной сцене Театра Вахтангова.   «Смысл жизни для людей, населяющих вымышленный мир чеховской «Чайки» – Театр, который больше жизни, больше любви, который замещает все, принося боль, одиночество, уничтожая и калеча души. ...
  • В «Сфере» готовят премьеру для детей

    28 и 29 мая в театре «Сфера» состоятся премьерные показы детского спектакля «Незнайка и его друзья» в постановке главного режиссера театра Александра Коршунова. Главную роль в премьере исполнит Дмитрий Триумфов. ...
  • «Ночь в музее» соединит поэзию Москвы и песни о Москве

    В рамках акции «Ночь в музее» 21 мая, с 20:00 до 22:00, в Музее Москвы пройдет поэтический вечер в постановке Марины Брусникиной «Поэзия Москвы и песни о Москве». Новое поколение Мастерской Брусникина исполнит стихи московских поэтов-современников, в том числе Дмитрия Воденникова, Федора Сваровского, Глеба Шульпякова, Андрея Родионова, Сергея Гандлевского, Веры Павловой, – и песни о Москве, написанные с довоенных до наших дней. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • 20 фильмов о Великой отечественной войне

    «Театрал»  ко Дню победы составил список из двадцати лучших отечественных фильмов о Великой отечественной войне. «А зори здесь тихие» (1972). Режиссер Станислав Ростоцкий. Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. ...
Читайте также