Режиссер Гульназ Балпеисова: «Мне хотелось создать оду красоте»

В Театре Вахтангова состоялась премьера спектакля «Саломея»

 

Ученица Римаса Туминаса Гульназ Балпеисова поставила на вахтанговской сцене свой четвертый спектакль – «Саломею» по пьесе Оскара Уайльда, известного эстета и ценителя красоты. Он усмотрел её и в библейской легенде об иудейской царевне – той самой, которая в награду за танец семи покрывал получила голову пророка Иоанна на серебряном блюде. 

«Мне хотелось создать оду красоте, показать, что красота может быть как в добре, так и в зле, – говорит режиссер. – Есть в настоящий момент некая «потеря века»: мне кажется, мы не осознаем, в каком красивом времени и пространстве живем. И главные герои «Саломеи» не осознают, до какой степени они красивы, не понимают, в каком пространстве находятся. Они растрачивают красоту, свои эмоции и чувства. Тратят без разбора, не ценят. Оскар Уайльд говорил, что все мы – в сточной канаве, но кто-то из нас смотрит на звезды», – добавляет Балпеисова. 

Мужчины сходили по ней сума. К ее ногам бросали жизни. Ради одного взгляда или поворота головы. Но Саломея (Мария Бердинских) захотела того, кто не мог ей принадлежать, – пророка Иоканаана (Денис Бондаренко).

«Здесь нет ни одного свободного человека. Все заложники своих убеждений и верований. Иоканаан тоже заложник своей веры. Он встречается с невозможностью любви, и это его ломает, – говорит Денис Бондаренко. – После встречи с Саломеей он ощущает в себе трепет и на мгновение думает, что мирская любовь все-таки возможна. Но ангел смерти сразу предупреждает, что любовь плотская – не для него. И с тех пор он старается погасить страсть, вернуться в русло веры».

Говоря об актерском составе, Гульназ Балпеисова уточняет, что «сначала была выбрана Мария Бердинских, а потом – пьеса». Для постановки был определен «поэтически складный» перевод пьесы Екатерины Андреевой и Константина Бальмота, у которого «слова не трогательные, а трогающие». По словам актера Максима Севриновского, который играет царя Ирода, это очень изящный, ироничный и красивый текст.   

«Я прочитал пьесу задолго до постановки, а потом ехал в машине, включил аудиокнигу и  всю дорогу смеялся. Я понимаю, что к концу выходит трагедия. Но как они общаются, каким ироничным языком написана пьеса – это не похоже на античную трагедию. Каждое слово близко к репризе», – говорит артист.       

В пьесе Уайльд проводит параллель между Саломеей и луной, которой отводил главное место в своём тексте и настаивал, что она обязательно должна присутствовать на сцене.

«Мы очень долго придумывали тему луны, – говорит Гульназ Балпеисова. – Луна как шутка, луна как меч, луна как безумие. У нас их три. Настоящая, которая зальет пространство, она скрывается. Кому-то видна, кому-то – нет. Да, это действующее лицо в лице Саломеи, которая сводит всех с ума, в лице Ирода. Есть люди-луны, которые странным образом воздействуют на других. В этом есть и шутка, и метафора», – рассказывает режиссер.

«Саломея» завершает цикл «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях». Это спектакли четырех учеников Римаса Туминаса по драматургии стран, оказавших наибольшее влияние на формирование режиссерского стиля Евгения Вахтангова.   

«Ничего не меняется с библейских времен, события которых отражены в пьесе «Саломея» – она должна быть в тайнике у каждого человека, читает ли он ее на ночь или внимательно изучает в течение всей жизни. Каждое слово здесь несет смысл и судьбоносную роль для тех, кто дерзает любить, грешить или совершать преступления, наслаждаться властью, допускать недозволенное или тонуть в распущенности. Оскар Уайльд говорил: я жил не по средствам и умер не по средствам. По средствам ли существуют все эти люди? Я думаю, пока идет спектакль, мы будем пытаться получить ответы от самих себя, прежде всего», – поделилась Ольга Тумайкина.  

Добавим, в рамках проекта «Театральные параллели», посвященного 100-летию Театра Вахтангова, уже были представлены спектакли «Легенда о Хромоножке» Владимира Бельдияна, «Войцек» Хуго Эрикссена и «Дурочка» Анатолия Шульева.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ахеджакова прокомментировала скандал вокруг «Современника»

    Лия Ахеджакова связывает скандал вокруг премьеры «Первый хлеб» с недоброжелателями Виктора Рыжакова, с теми, кто не хотел бы видеть его художественным руководителем «Современника». Об этом народная артистка заявила в комментарии РБК. ...
  • «театр post» покажет новый спектакль по пьесе Пряжко

    «театр post» представит новый спектакль Дмитрия Волкострелова – «Ленточки» по пьесе Павла Пряжко. Премьерный показ пройдет 14 августа в петербургском арт-пространстве «Патефон».  «Ленточки» осмысляют события 2020 года – в мире вообще и в частности в Беларуси, на родине автора, где после президентских выборов развернулось протестное движение. ...
  • Метрополитен-опера запретила вход детям до 12 лет

    Метрополитен-опера объявила, что детям в возрасте до 12 лет, вакцинация которых в настоящее время не предусмотрена, будет запрещено посещение театра, независимо от того, привиты сопровождающие их взрослые или нет. Руководство Мет подчеркивает, что они тесно сотрудничают с экспертами в области здравоохранения, чтобы снизить риски и к открытию сезона создать безопасное пространство для всех. ...
  • Премьеры в Пермском Театре-Театре выпустят Григорьян и Квятковский

    Пермский Театр-Театр объявил планы на новый, 95-й сезон, среди них – премьеры Бориса Мильграма, Филиппа Григорьяна и Юрия Квятковского.  Мюзикл «Три товарища» в постановке Бориса Мильграма станет первой премьерой юбилейного сезона. ...
Читайте также