Евгений Князев: «Наша жизнь была полноценной»

 

Ректор Театрального института им. Щукина рассказал «Театралу» об итогах пандемийного учебного года и планах на следующий. А также про завершившийся театральный сезон и премьеру «Войны и мира».
 
- Евгений Владимирович, вы говорили, что дистанционное обучение для студентов театральных вузов невозможно. В связи с этим вопрос: как оцениваете итоги прошедшего учебного года (2020-2021), когда зимой все вынуждены были перейти в онлайн-формат?

- Нет, нет, нет, у нас не было такого, чтобы мы переходили на дистанционный формат зимой. Студенты учились в режиме реального времени, но ряд педагогов, которые опасались за свое здоровье, работали в режиме онлайн. Например, наш замечательный преподаватель по истории изобразительного искусства Галина Авраамовна Загянская. Она читала студентам лекции из дома, пока те сидели в аудитории. Это самый большой курс из всей учебной программы, который велся в режиме онлайн. Все остальные предметы преподавались офлайн, когда студенты занимались с педагогом в режиме реального времени.
 
Мы отправили часть занятий в онлайн вот уже сейчас, с начала мая, когда появились рекомендации тех, у кого опасный возраст, кто не привился, перевести в удаленный режим. Даже некоторые защиты магистерских диссертаций проходили в «онлайне». Я и сам несколько раз принимал в этом участие - вполне комфортно. А вот занятия по мастерству, движению, вокалу - это в режиме онлайн проводить нельзя. Можно делать эксперименты, но учить - нет.
 
- На ваш взгляд, удалось выполнить учебный план в полном объёме?

- Нам - да. Мы, когда проводили сейчас завершающий ученый совет, как раз и сказали, что несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись в этом году, нам удалось выполнить весь учебный план. Все кафедры актерского мастерства всё показали. Да, не пускали много зрителей, но ребята были на сцене, а педагоги сидели в зрительном зале. Мы лекции читали, экзамены принимали - художественное чтение, например, в режиме онлайн. Сыграли большое количество спектаклей - очень много постановок. Ездили на фестивали: «Сцена-Молодость-Крым», «Будущее театральной России» в Ярославле, «Большие гастроли» в Элисте и в Нальчике. Наша жизнь была вполне полноценной, мы все выполнили.
 
- Как проходила подготовка дипломных спектаклей?  
- Мы выпустили все дипломные спектакли, не отменили ни одного.
 
- Коронавирус внес в их подготовку какие-то коррективы?

- Ну, а как же. И положительные, и отрицательные. Отрицательные - это жизнь с ощущением опасности. Вот, например, у нас замечательный педагог Андрей Борисович Дрознин - уникальный педагог, заведующий кафедрой сценического движения. Ему уже за 80 лет, он полон сил, но я сам не хочу, чтобы он рисковал и приходил на занятия. Поэтому иногда, когда его ученики занимаются офлайн, он подключается к ним по Зуму, смотрит за их занятием из дома и что-то корректирует. Это та положительная сторона, которую можно будет использовать даже если не будет ситуации, связанной с пандемией. Вот уехал педагог по какой-то причине - гастроли у него или что-то ещё, а ему нужно быть со студентами - он подключится по Зуму и будет с ними.
 
- Есть еще какой-то опыт пандемии, который вы планируете использовать в будущем?

- Да! При поступлении мы не станем отборочные туры проводить в режиме офлайн. Абитуриенты будут присылать нам видео-визитки так же, как это спонтанно получилось в прошлом году. Мы увидели в этом положительный опыт. И главное - это дает возможность большему количеству людей принять участие в отборочных испытаниях, потому что не каждый молодой человек может приехать на них с другого конца страны, а визитку свою прислать может каждый. И, если абитуриент проходит первый тур, то мы даем ему задание, которое он нам также должен записать и прислать. И только после второго раза тех, кто нам понравится, мы вызовем к нам, чтобы мы на них посмотреть.
 
- В этом году вступительные экзамены проходят по такому же сценарию?
- Да, так, как я вам сказал. Сначала нам присылали визитки, а сейчас все вторые и третьи конкурсные туры мы проводим в режиме оффлайн.
 
- Как планируете начать учебный год? Будет это дистанционный, офлайн или гибридный формат?

- Я жду, как будет ситуация развиваться пандемическая, какие будут требования. Планирую начинать реально, а как оно сложится, что будет в мире и в России твориться - не знаю.
 
- И никто из нас не знает.
- Поэтому я буду планировать, что 31 числа мы собираемся всем институтом и начинаем учебный год.
 
- И в завершении нашей беседы хотела узнать ваши впечатления от театрального сезона, который тоже вот-вот завершится. Как бы вы его оценили?

- Мне трудно оценить сезон в целом, так как наш театр за весь сезон сыграл 1021 спектакль. Невероятная для театра цифра. А я являюсь частью театра, поэтому принимаю участие в спектаклях, количество которых доходит до 12, 13, 14. Фактически, я играю через день. А ещё у меня есть училище. Поэтому, к сожалению и к своему стыду, очень мало ходил на спектакли в этом году и оценивать не могу. Но сезон Театра Вахтангова для меня уникальный, потому что мы выпустили 16 премьер! Такого я не припомню за всю свою долгую театральную жизнь.
 
- Театр Вахтангова с размахом готовится к своему 100-летию.

- Да, сейчас у нас идет репетиция спектакля «Война и мир», премьера которого должна состояться к нашему юбилею.
 
- Вы будете задействованы в этом спектакле?
- Надеюсь, что да.
 
- Расскажите, как проходит подготовка. Может какие-то секреты будущего спектакля раскроете?

- Там нет секретов никаких, идут репетиции, поиски. Готовятся несколько составов. Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис. И новый композитор замечательный Гиедрюс Пускунигис, потому что, к сожалению, ушел Фаустас Латенас… Я вижу, что очень хорошо репетируют наши молодые артисты, меня это радует, потому что это непосредственно связано с нашим институтом.
 
- Как раз хотела спросить, есть ли среди молодых участников ваши студенты?
- Фактически там только наши студенты и есть.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Худруки московских театров – к 60-летию Юрия Бутусова

    Спектакли Бутусова вызывают потрясение у зрителей и зависть у коллег. Артисты же, попавшие в число своих, подтвердят: он дает почувствовать себя свободным. «С ним никогда не знаешь, что будет завтра, всё может поменяться в одну секунду, и это прекрасно». ...
  • «Не может быть спасения обманом»

    «Сатирикон» показал первую премьеру сезона – «Это все она» в постановке Елены Бутенко-Райкиной. Спектакль по пьесе Андрея Иванова – это дипломная работа выпускников Высшей школы сценических искусств, которая «перебралась» в репертуар. ...
  • Нияз Игламов: «В некоторых городах театр – главное градообразующее предприятие»

    Председатель жюри Международного фестиваля камерных театральных форм «Островский FEST» – о самом проблемном для театров регионе, Центральном федеральном округе, об умении говорить с местными властями и о главных критериях оценки фестивалей. ...
  • «Во всём виновата цивилизация»

    В «Школе драматического искусства» Игорь Яцко и Мария Зайкова поставили спектакль «Сага века: битва за любовь» по одноимённому пуантилистскому роману шведской феминистки Эббы Витт-Браттстрём. Артисты играют мужа и жену, которые вместе 30 лет и за это время до смерти надоели друг другу. ...
Читайте также