Марина Брусникина:«"Дни Савелия" – это совершенно уличная история»

 

«Дни Савелия» – литературный дебют актёра СТИ Григория Служителя, за который он в прошлом году получил первое место Московской Арт-премии. К началу нового сезона на уличной площадке РАМТа «Театральный двор» появится первая постановка по роману.  Как это будет, «Театралу» рассказала режиссёр Марина Брусникина.

– Марина Станиславовна, почему Вы решили ставить «Дни Савелия» в РАМТе?

– Это инициатива театрального актёра Вити Панченко. Он прочитал это произведение, и оно ему бесконечно понравилось. Желание Вити, его инициатива пробили дорогу этой постановке в РАМТе вопреки всем планам столетия театра. На каком-то этапе было непонятно, как мы туда поместимся, но в результате осенью готовим премьеру.

– Ваше знакомство с книгой Григория Служителя произошло в связи с присуждением книги первого места на Московской Арт-премии?

– Нет, я этот роман прочитала раньше, чем он получил Арт-премию. Когда книге присудили литературное первенство, мы с Виктором Панченко уже вовсю вели переговоры по поводу постановки. Я очень рада, что Служитель получил премию. Просто так совпало.

– Главный герой романа – кот. Как это передаётся в постановке?

– Но книга не про кота, а про живых существ. Я как раз сегодня на репетиции вспомнила поговорку стариков МХАТа, что такое система Станиславского: «От существа к существу, о существе и по существу». Это абсолютно наша история. Не важно, кот это или человек – это живое существо. Григорию Служителю удалось написать совершенно изумительную историю о Москве, о жизни глазами кота – но это настолько про нас, про ускользающую жизнь. Главный герой книги кот, потому что он может много видеть и много успеть. Это удивительное сочетание смыслов.

– Как Вы обычно выбираете материал для постановок?

– Тема должна попасть не горизонтальная, а вертикальная. Она должна зацепить меня. Книга Служителя понравилась мне, потому что что она про ускользающую жизнь, про Бытие, закономерность прохождения жизни по местам, по людям и закольцованность этого: не ты первый – не ты последний. Это совершенно удивительная история.

– Как случился выбор уличной площадки для «Дней Савелия»?

– В случае с «Днями Савелия» было непонятно, как нам поместиться в театр, когда у него много своих планов. И вдруг Витя говорит: «В РАМТе есть же летний двор». Там уже был опыт с «Зобеидой» (режиссёр Олег Долин — «Т»), а «Дни Савелия» – это тоже совершенно уличная история. И когда я пришла посмотреть площадку, то увидела, что там не один, а несколько дворов.

– То есть это будет спектакль-бродилка?

– Отчасти да. Зритель не будет всё время ходить, но три раза у нас локация точно будет меняться. Планируются переходы из одного места в другое.

У нас есть замечательная художница Ира Корина, которая очень много занимается уличным пространством, инсталляциями, выставками. В РАМТе есть два уникальных двора. Плюс у театра ещё столько замечательных пространств, которые трогать нельзя, но всё равно куда-то мы зайдём. Задача – эти небольшие пространства превратить в огромный город за счёт смены местоположений, за счёт художественных деталей и решений. Этим и занимается Ира.

– Роман Григория Служителя очень музыкален. Каких музыкальных открытий ждать от спектакля?

– У нас будет Бах и ещё несколько композиторов.

– Как Вы выбрали актёров для спектакля?

– В актёрском составе такое количество любимых артистов, родных и близких. Хотелось взять только нашу команду, которая сложилась на постановках «Лада, или Радость», «Кот стыда» (спектакли Марины Брусникиной в РАМТе — «Т»). Но есть у нас и новые люди. Надо учитывать, что премьера-то в театре не единственная, поэтому мы буквально выдёргивали людей: «Как он будет играть, если у него ещё в день три репетиции?» – «Нет, я буду!» – «Нет, он сможет!» – «Ну, хорошо! Если не сможет, возьмём состав – но пока дайте нам этого артиста!». Вот в такой суматохе это всё организовывалось. Огромное спасибо Алексею Владимировичу Бородину, который шёл нам на встречу и дал собрать ту команду, которую хотелось собрать. И вообще, конечно, РАМТ – удивительный театр. Они все так заботятся об идее и так помогают друг другу!

– Григорий Служитель сам актёр. Почему он не занят в постановке собственного романа? Участвует ли он как-то в работе над спектаклем?

– Нет, он никак не контролирует нас. Григорий был на репетиции, мы познакомились, замечательно поговорили, и он дал нам полную свободу. Надеюсь , что не подведём. Почему он не играет в спектакле? Ну, потому что тут команда РАМТа, хотя была идея занять в одном эпизоде Григория в качестве «приглашённой звезды». Но, если серьезно, то Григорий, конечно же, замечательный писатель. В данной истории это главное.

– Почему современные тексты кажутся Вам привлекательнее классических?

– Классической литературой я, как правило, занимаюсь со студентами с огромным удовольствием. Шекспир, Пушкин, Чехов – всё это очень интересно и прекрасно, но в театре есть возможность открывать современную литературу. Это происходит сейчас, и ты открываешь новые имена, новые взгляды, новые темы… И театр даёт замечательную возможность это делать. А где ещё? Я бесконечно люблю Чехова, но не понимаю, зачем всё время ставить только Чехова, когда есть много других авторов?

– Для сегодняшнего зрителя современный материал интереснее Чехова?

– Почему? По-разному. Просто современных многие не знают. Интересно открывать для зрителей, о чём думают и что пишут их современники. Если брать мою последнюю премьеру в театре «Практика» – «В кольцах» по повести Евгении Некрасовой «Несчастливая Москва» – кто ещё мог бы так написать, как не наш современник, кто ещё мог бы так рассказать о Москве и о той ситуации, в которую мы все могли бы попасть? И буквально через три года описанное в книге становится явью – приходит пандемия. Я просто не знаю, какое ещё живое искусство, кроме театра, может так же быстро откликаться на реальность? Интерпретировать классические тексты можно до бесконечности, но ведь есть же здесь и сейчас происходящие события, мысли, витающие в воздухе, ощущения, взгляды людей.

– Весной Вы выпустили «В кольцах», сейчас работаете над «Днями Савелия». В основе обоих – тема Москвы. Это случайность или повышенный интерес к столице?

– Конечно, это случайность. К тому же, «Дни Савелия» я ставить не планировала. Просто так сошлись обстоятельства, чему я бесконечно рада – я очень-очень люблю и РАМТ, и его актёров, и директора Софью Михайловну Апфельбаум, преклоняюсь перед Алексеем Владимировичем Бородиным – коллектив там потрясающий и очень творческий.

– Вы служите в МХТ уже более 40 лет и почти столько же преподаёте. Как театр изменился за это время?

– Конечно, театр очень изменился, потому что это очень живое искусство. Я училась у Олега Николаевича Ефремова. Наши педагоги были актёрами «Современника»: Андрей Васильевич Мягков, Алла Борисовна Покровская. Они нас всегда настраивали против заезженного представления о театре как о консервной банке. Они нас учили, что театр не может существовать без современной драматургии. Не может быть художника, который не слышит своего времени. Все перемены, происходящие в жизни, отражаются в театре. Важно слышать и видеть, что происходит вокруг. Но понятно, что с возрастом все начинают держаться за своё представление о времени. В этом смысле я себя воспитываю, заставляю себя прислушиваться к мнению молодых ребят, с которыми работаю. Это такое счастье, что вокруг меня собралась молодая команда, все наши выпускники. Это Юра Квятковский, Сергей Щедрин, Алексей Розин, Серёжа Карабань, Настя Великородная, которые сейчас тоже идут в педагогику. Их знания, их чувство и понимание современности очень важно. Молодые делают театр и бросают вызов старшему поколению, и мы должны с этим считаться.

– Как, на ваш взгляд, изменила театр пандемия?

– Пандемия изменила жизнь нас всех. Период самоизоляции был у меня невероятно активным. Я думала: «Боже мой! Откуда у меня столько сил, столько энергии?!» Мы на коленке делали такие интересные проекты! Нельзя закрыть глаза на пандемию – не учитывать количество проблем, связанных со здоровьем, с болезнями, с людьми, с уходами… И эта проблема не решается – она бесконечна.

– Какими проектами Вы занимались во время пандемии?

– «Практика» каждый день изобретала разные активности. Мы проводили анкетирование всех наших друзей: актёров, драматургов, режиссёров, поэтов и зрителей – что читать, что смотреть? Два раза в неделю мы выкладывали материал для рубрики «Ещё не поздно узнать о…», где говорили о современной музыке, драматургии, поэзии. В другую рубрику каждую неделю выкладывали безумство, связанное с академической музыкой. Делали онлайн-спектакли и обсуждали их с нашими зрителями. У нас была рубрика «Практика литературы», в которой мы полностью прочитали роман «След в след» известного современного писателя Владимира Шарова. В проекте «Практика сотворчества» мы предложили зрителям выбрать три пьесы, трёх режиссёров и актёров на роли: кто будет Солёным, кто Машей и т. д. Звёздные артисты проходили кастинг для зрителей. Так мы поставили «Три сестры. Финал» (режиссёр Михаил Рахлин), «Гамлет. Начало» (режиссёр Талгат Баталов) и «Урожай» по пьесе Павла Пряжко (режиссёр Никита Бетехтин — «Т»). Эти проекты мы сделали и показали на сайте.

– Получается, «Практика» не потеряла своей аудитории во время самоизоляции?

– Даже наоборот. Скорее приобрела. И все проекты проходили на энтузиазме. Никто не отказывал.

– Но без реальной жизни всё-таки неинтересно.

– Да, без реальной жизни всё-таки никуда. За этот сезон в «Практике» мы выпустили четыре премьеры: проект Дмитрия Волкострелова, Ксении Перетрухиной и девяти молодых режиссёров Мастерской Брусникина «Lorem Ipsum» – это девять сюжетов, состоящие из текстов, написанных компьютерным разумом; мои спектакли «В кольцах» по повести Евгении Некрасовой «Несчастливая Москва» и «Поле» по Чингизу Айтматову; постановку пьесы Ника Пэйна «Созвездия» мастерской Олега Кудряшова. Пятой премьерой станет «ЧПР» Мастерской Брусникина — документальный спектакль про людей исчезающих профессий. Все эти спектакли покажут на фестивале премьер в Музее Москвы с 13 по 31 июля.

– Как Вы успеваете совмещать службу в трёх театрах с преподавательской деятельностью?

– С трудом. Главный интерес для меня, конечно, представляет театр «Практика». Сейчас он в кризисной ситуации – мы закрываемся на капремонт. Замечательно, что есть место, куда мы можем переехать. В Музее Москвы для нас ремонтируется совершенно потрясающая площадка. Для театра важно, что мы переезжаем именно туда. Думаю, «Практика» даже расширит свои возможности – там больше сцена и вместимость зала. К тому же, придёт новый быт – музейный. На моей практике театр и музей пока что не сосуществовали в одном пространстве. С 13 июля в Музее Москвы пройдут все премьеры театра «Практика», выпущенные в этом сезоне. Приходите! Это всё очень интересно! В РАМТе я приглашённый режиссёр. Есть ещё МХТ им. Чехова, который я просто не могу бросить – это мой дом, моя семья. Там развиваются проекты «Круг чтения» и «Память места», которые также нельзя бросить. Плюс студенты – второй курс Мастерской Брусникина. Кроме работы, жизни нет. Каждый день делю на три-четыре части.

  • Нравится



Самое читаемое

  • СМИ сообщают, что Александр Ширвиндт уходит с поста худрука Театра сатиры

    Ширвиндт заявил, что покидает пост худрука Театра сатиры, об этом сообщает ТАСС. Однако в театре эту информацию опровергают.  Народный артист РСФСР Александр Ширвиндт покидает пост художественного руководителя Московского академического театра сатиры. ...
  • Памятник Табакову открыли на Новодевичьем кладбище

    27 сентября на Новодевичьем кладбище состоялось открытие памятника на могиле Олега Табакова. На церемонии присутствовали родные режиссера, его ученики, друзья, коллеги. Над композицией из темно-зеленого мрамора и стекла работали художник Николай Симонов и скульптор Андрей Налич. ...
  • Нелюбовь Дмитрия Крымова

    Дмитрий Крымов «своими словами» пересказал чеховскую «Чайку» и придумал новый текст – про нелюбовь и упадок культуры, который рифмуется с осенней усталостью природы и людей. Прологом стал спич управляющего – но не имением, а старой советской дачей – его призыв держаться за «основы государственной культурной политики» и «национальную самобытность». ...
  • В Сочи завершился фестиваль «Кинотавр»

    Главный приз 32-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр» получил фильм «Море волнуется раз» режиссера Николая Хомерики, лучшими актером и актрисой были признаны Павел Деревянко и Ольга Бодрова. «Для меня это очень важная награда, спасибо вам … Не всем он «заходит», и я рад, что «зашел» вам», - цитирует РИА слова Николая Хомерики. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Сегодня – время Мюнхгаузена»

    16 и 17 октября в МХТ им. Чехова премьера – «Враки, или завещание барона Мюнхгаузена» с Константином Хабенским в главной роли. О процессе создания пьесы и спектакля «Театралу» рассказал режиссёр Виктор Крамер. ...
  • Мемуары Мамуре

    9 октября исполняется 95 лет со дня рождения  известного российского театрального режиссёра, театроведа, народного артиста РСФСР Бориса Александровича ЛЬВОВА-АНОХИНА. «Театрал» публикует воспоминания о нем доктора филологических наук, профессора Владислава ПРОНИНА. ...
  • Евгений Журавкин: «Так и должен жить артист»

    С 6 по 9 октября в Севастополе на сцене Театра юного зрителя пройдёт фестиваль актёрских монологов «Словотворение». В преддверии форума «Театрал» побеседовал с председателем жюри конкурса, главой Севастопольского СТД Евгением Журавкиным. ...
  • «Мы организовали театр в тоннеле с железными тюбингами»

    Когда-то по адресу 2-й Новокузнецкий переулок, 14с1 располагался тайный и хорошо спрятанный архив МИДа. А теперь - театр «Бункер», где гостям предлагают спуститься на 14 этажей под землю, чтобы увидеть спектакли в железном тоннеле со всеми удобствами под аккомпанемент капающей воды и гулкого эха. ...
Читайте также